От Алекс Антонов Ответить на сообщение
К Дмитрий Козырев Ответить по почте
Дата 17.08.2005 16:04:50 Найти в дереве
Рубрики WWI; Версия для печати

Re: Однако план...

>сопротивления бельгийской армии и высадки британских войск в защиту бельгийского нейтралитета.

>Это в частности привело к потере темпа операции.

Мольке отказался от использованя "Маастрихстского аппендикса", что не только привело к потере темпа на первом же этапе операции, но и спасло бельгийскую армию от быстрого разгрома, так как у бельгийце появилась возможность увернувшись от германского "парового катка" отступить на север и укрыться в крепостном районе Антверпена, которой те и воспользовались. Если бы бельгийская армия отступала к Намюру, она скорее всего была бы зажата между соединениями Бюлова и Клюка и, быстро раздавлена. А так, сидя в Антверпене (крупном морском порту), бельгийцы одним своим присутствием на фланге и в тылу позиции (и тем что они своим "сидением" могли обеспечить развертывание в этом районе англичан) угрожали германским комуникациям, и на их блокирование пришлось отвлечь дополнительные силы - силы опять же оторванные от передовой линии правого крыла.

Шлиффен хорошо понимал истину - нельзя быть достаточно сильным в решающем месте (а решал исход кампании успех или неуспех наступления правого крыла Западного фронта). Мольтке же хотел и рыбку сьесть, и... Эльзас с Восточной Пруссией удержать, в результате все поправки Мольтке к шлиффеновскому замыслу свелись к затыканию "слабостей" на других участках фронта, и даже других фронтах за счет тех сил, что Шлиффен планировал использовать на правом крыле французского фронта. В результате правому крылу к моменту Марнской битвы уже не обладавшему превосходством в силе над противником банально не хватило соединений для того чтобы растянуть свой фронт настолько чтобы провести охват Парижа с юга и дело дошло до подставления открытого фланга, тем силам противника, что были стянуты к Парижу. Не удивительно что французы не приминули ударить по подставленному флангу. Вот такое вот "чудо" на Марне.
План же Шлиффена был инвариантен к бельгийским и британским трепыханиям - собрав все возможные силы в многосоткилометровый "асфальтовый каток" правого крыла совершить стратегический обход французской оборонительной позиции (в том числе и парижского оборонительного узла), а всякую "мелочь пузатую" вроде бельгийской армии или британского экспедиционного корпуса "давить" буде те попадутся на пути.