От Чобиток Василий Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 18.05.2005 12:38:36 Найти в дереве
Рубрики WWI; Танки; 1917-1939; Версия для печати

Развитие конструкции БР Т-34 - Т-54 - Т-55

Привет!

>К конструкции претензий не было. К качеству изготовления были.

Есть подверждения этим тезисам? Почему проблемы конструкции и качества изготовления не могут быть совместными?

>Это не одно и то же. Если ты разницы не понимаешь, то причем тут я?

Посмотрим на развитие конструкции бортовых редукторов (БР) танка Т-34 и его наследников Т-54 и Т-55.

А так же попробуем провести анализ недостатков конструкции БР Т-34 на основе анализа изменений, которые происходили в конструкциях БР его наследников. Понимаю, что аналитическая часть в случае дискутирования с г-ном АМХ практически бесполезна, но вопрос интересен мне самому и, может быть, покажется интересен кому-либо еще.

Итак, начнем с некоторых азов. Бортовой редуктор это шестеренчатый механизм, представляющий собой понижающий редуктор, осуществляющий повышение крутящего момента на постоянную величину передаточного числа (Uбр) и понижение частоты вращения на эту же величину (отношение частоты вращения на ведущем валу к частоте на ведомом). БР является последним звеном трансмиссии, передающим крутящий момент от двигателя к ведущему колесу ходовой части.

Существует несколько типов бортовых редукторов. В нашем случае представляют интерес простые и комбинированные.

Простой бортовой редуктор имеет один ряд, представляющий собой цилиндрическую передачу. Цилиндрическая передача имеет две шестерни: ведущую и ведомую (в курсе ТММ - "шестерня" и "колесо" соответственно). Для простого бортового редуктора Uбр = Zвм/Zвщ, где Zвм и Zвщ - число зубъев ведомой и ведущей шестерен соответственно.

Комбинированный БР имеет два ряда: цилиндрический (такой же как у простого БР) и планетарный. Для двухрядного БР Uбр = U1*U2, где U1 и U2 - передаточные числа первого и второго рядов соответственно.

Перейдем к самому вопросу. Для начала факты.

На танке Т-34 был использован простой БР с Uбр=5.7 и Zвщ=10, откуда Zвм=57.

На Т-54 был использован БР такой же конструкции, как и на Т-34. Uбр=6.78, число зубьев в ТО не указано, можно предположить, что их 18 и 122. Визуально конструкция практически такая же, как у БР Т-34, но увеличено число подшипников.

На Т-55 использован комбинированный БР. Uбр=6.706, U1=2.26 (предположительно число зубьев шестерен первого ряда 27 и 61). Форма картера, габаритные и посадочные размеры БР Т-55 такие же, как у БР Т-54 и они взаимозаменяемы. Ширина ведущей шестерни визуально раза в 1.5-2 меньше, чем у Т-54.

От фактов перейдем к некоторым выводам.

Т-34 и Т-54

Очевидно, что была необходимость изменить функциональные характеристики БР Т-54 в сравнении с Т-34, а именно: повысить передаточное число редуктора. Для получения Uбр близкого к 6.78 в принципе было бы достаточно не трогать ведущую шестерню и увеличить число зубьев ведомой до 67-68.

Так не было сделано и конструктора увеличили число обеих шестерен и число ведущей увеличено с 10 аж до 18 (предположительно до 18), что на 1 больше, чем 17, с которого начинается эффект подрезания зуба.

Т.е. у конструкторов были веские причины и основания к тому, чтобы увеличить число зубьев ведущей шестерни, не смотря на то, что передаточное число нового БР больше и в совокупности это приведет к значительному увеличению числа зубьев ведомой (в два раза).

Кроме того, обращают на себя внимание значительно более развитые подшипниковые узлы. Поскольку разница масс этих машин небольшая, то можно предположить, что к подшипникам БР предшественника были претензии. Это утверждение имеет под собой основания в том смысле, что при разработке Т-34, создававшемся как наследнике легких машин, но значительно тяжелее их, не было достаточных данных по работе этого узла на машинах подобной весовой категории. При разработке Т-54 имелся богатый опыт эксплуатации Т-34 с таким БР. И этот узел был значительно усилен.

Т-54 и Т-55

Здесь очевидно, что менять функциональные характеристики узла не было необходимости, БР Т-55 имеет почти такое же передаточное число (6.706), как у БР Т-54 (6.78). Незначительная разница объясняется, тем, что механизмы шестеренчатые и добиться точного совпадения U практически невозможно. Кроме того, не было необходимости применять БР с тем же U, но в других условиях. Они прменяются в одних и тех же условиях, более того, они взаимозамеяемы.

Учитывая, что конструктивно БР Т-55 значительно более сложный, он менее технологичен и дороже, сложнее в обслуживании и ремонте, возникает вполне закономерный вопрос: ЗАЧЕМ? Зачем менять простой механизм на более сложный без изменения функциональных характеристик?

Для человека, знакомого с конструированием трансмиссии боевых машин ответ очевиден: если пошли на подобное усложнение, значит решали другие проблемы, а именно: долговечность и надежность.

Т.о. долговечность и надежность БР Т-54 была неудовлетворительна, раз пошли на подобное решение.

В самом деле, уменьшение передаточного числа цилиндрической передачи БР Т-55 по сравнению с Т-54 ведет к уменьшению нагрузки на шестерни и радиальных усилий на их подшипниковые узлы, а планетарная передача по определению значительно надежнее, по сравнению с цилиндрической и исключает радиальные нагрузки на ведомом валу, которые в БР Т-34 и Т-54 весьма значительные.

Вот такие рассуждения исходя из анализа развития только конструкции без привлечения статистических и аналитических источников.

Статистику уже приводили: БР Т-34 летели. Если даже в каком-то случае они летели в результате некоего брака и т.п., то это не отменяет проблему конструкции, которая усугубляла проявление любого брака.

Теперь из аналитических источников в подтверждение моих выводов. Учебник по конструкции и расчету 73-го года. Рассматривается комбинированная бортовая передача среднего танка и приведен чертеж БР Т-55. В выводах говорится: "О ее [бортовой передачи Т-55] высокой компактности свидетельствует взаимозаменяемость новой двухрядной бортовой передачи и старой однорядной. Важным преимуществом являются повышенная износостойкость и надежность работы".

Обращаю внимание, что повышать износостойкость и надежность агрегатов, имеющих достаточные характеристики износостойкости и надежности является маразмом. Поскольку этим занимались, значит характеристики надежности БР Т-34, а за тем Т-54 не были достаточными....


Предложения, заявления, жалобы есть? http://armor.kiev.ua/