|
От
|
Чобиток Василий
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
21.07.2001 20:05:50
|
|
Рубрики
|
Танки;
|
|
"С.Суворов Танк Т-64". Некоторые замечания
Привет!
По просьбе издателя, в связи с изданием конкурирующей книги С.Суворова по Т-64, мы с Максимом Саенко составили сравнительную характеристику нашей книги и книги С.Суворова. В приложении к сравнительной характеристике мы дали список замечаний к тексту Суворова.
Сравнительную характеристику скромно опустим, а вот замечания для имеющих эту книгу думаю будут интересны (можно распечатать, вложить и использовать как список замеченных опечаток :))).
================================
Некоторые замечания к тексту книги Сергея Суворова "Танк Т-64. Первенец танков второго поколения" Танкомастер, спец.выпуск, 2001.
М.Саенко, В.Чобиток
0 Первая же ошибка в названии на обложке: "Первенец танков второго поколения" - танк Т-62 в советском танкостроении всегда относился ко второму поколению, поэтому Т-64 первенцем считаться не может.
1 Машина создавалась не из-за того, что ей нужно действовать в условиях ядерного оружия и применения ПТУР, хотя и это тоже играло роль, а потому, что танки семейства Т-54 уже не позволяли получить резкого скачка ТТХ по всем основным боевым свойствам.
2 Работы над объектом 140 начинал не Карцев, как указано у автора, а Морозов. Кроме того, автор говорит, что по инициативе Карцева из-за проблем в КБ от дальнейшей разработки отказались - из этого можно понять, что за этап проектирования работы не продвинулись. Однако, реальная машина в полусыром виде была предоставлена для сравнительных испытаний с об.430. Заканчивал об.140 Карцев (от Морозова остались БКП, компоновка корпуса и трансмиссии). На корпус была поставлена башня Т-54А.
3 Указано, что разработка началась по ТТТ ГБТУ, в то время как на самом деле работа началась Морозовым в инициативном порядке, а ТТТ были получены позже.
4 Указано, что об.430У разрабатывался как тяжелый танк, работы над которым прекратились с приходом Хрущева. На самом деле 430У разрабатывался с целью проверки возможности создания среднего танка с защитой и вооружением тяжелого.
5 Автор совсем не уделил внимания созданию двигателя 5ТДФ. Только в одном абзаце сказано, что его прототипом был американский тепловозный дизель, что является грубейшей ошибкой - на самом деле прототипом был трофейный двигатель "Юнкерс" Ю-105.
6 Автор уделил мало внимания опытным объектам на базе Т-64, а так же отсутствует информация об инженерных, пожарных, конверсионных и др. машинах на его базе.
7 Все фотографии Т-64Р подписаны как "Т-64 поздних выпусков", что неверно.
8 По рассказу автора можно понять, что ОПВТ в эскизном проекте не существовало, что не соответствует действительности.
9 Интересно, где автор на 430 объекте нашел 3-й пулемет?
10 Если Морозов создал принципиально новую ходовую часть об.430, то к какому типу автор относит ходовую часть КВ?
11 Автор в основные противники, на которых у нас равнялись при разработке Т-64, ставит американский М60 с английской лицензионной пушкой. Однако, эта пушка на английских танках появилась раньше и М60 уже не играл роль той машины, на вооружение которой равнялись при разработке Т-64.
12 Абсолютно не раскрыта эпопея постановки на танк гладкоствольной танковой пушки. Об опытном образце со 115-мм пушкой Д68 (об.435) автор просто забыл.
13 По тексту получается, что об.432 является глубокой модернизацией об.430. На самом деле 432 с самого начала разрабатывался как новая машина, а от модернизации 430 Морозов отказался.
14 Цитата: "Параллельно с созданием и доводкой танка Т-64 в 63-65 гг.". Во-первых, не танка Т-64, а об.432 (танк Т-64 принят на вооружение под этой маркой в декабре 1966 г.), во-вторых, в указанный срок об.432 не создавался, а выпускался серийно.
15 Танк Т-64Т создавался не в Харькове, а в НИИ 100. Харьков предоставил для этой цели шасси.
16 Цитата применительно к Т-64: "Разнесенное комбинированное бронирование". Комбинированное - да, но не разнесенное.
17 История обрывается на об.432. Там, где должна описываться компоновка и "Взгляд изнутри" автор продолжает описывать историю.
18 Цитата: "Башня кабинного типа" была сделана для удобства экипажа. Что-то новенькое в классификации башен танков. Кабина как таковая была сделана для размещения узлов и агрегатов механизма заряжания. Удобство экипажа в отечественном танкостроении всегда учитывалась в последнюю очередь.
19 Если глава называется "Компоновка танка и взгляд изнутри", то воспоминания и размышления автора о своих курсантских годах здесь просто неуместны. Те же случаи можно было указать как сухую констатацию факта "На тех танках было так, а на этих так". А воспоминания привести или в главе о войсковой эксплуатации или отдельной главе.
20 Цитата: "Система управления оружием (не путать с системой управления огнем)". Система управления оружием - термин не существующий, если автор просит не путать с СУО, то мог бы уточнить в чем разница :) Термин СУО появился с принятием на вооружение танков Т-64Б, где впервые была установлена единая СУО 1А33. После этого термин СУО стали распространять на все машины этого класса включая и танки Т-64. До появления термина СУО все элементы системы управления огнем рассматривались как отдельные взамосвязанные системы (например: "Вооружение", "Стабилизатор вооружения", "Приборы прицелия и наблюдения. Источник - Техописание танка Т-64, Москва, 1969 г. Кстати, этим источником автор пользовался, о чем свидетельствует ряд иллюстраций). Автор мог перепутать термин "Система управления оружием" с термином "Комплекс управляемого вооружения", но повествование идет именно о СУО.
21 Из повествования следует, что об.430, как и об.432, имел короткие соосные торсионные валы, а не длинные, параллельные. Прямо это не сказано, но человек, не знающий эти машины, поймет текст именно так.
22 Автор указывает, что танк Т-64 имел 6 телескопических амортизаторов, в то время как первые Т-64 имели их всего 4.
23 Указано, что благодаря применению телескопического амортизатора, в отличие от лопастного, добились повышения динамического хода катка. Это неверно, для лопастного амотризатора можно добиться большего хода катка.
24 Из подписи к фотографии 11: "на башне между пушкой и окном прицела заметна отметина от попадания 125-мм бронебойноподкалиберного снаряда - пробитие не достигнуто". Весьма странно, кроме кронштейна крепления осветителя Л2АГ на фотографии в этом месте так ничего и не найдено.
25 На фотографии 14, 15 представлен Т-64А выпуска 1967 г., в то время как указано "выпуска до 1973 г.". Дело в том, что хоть 67 и является "до 73", но если подойти строго, то внешний вид танков 1967 г. изменился не в 1973 г., а раньше.
26 Описывая танк Т-64А, Суворов вероятно забыл, что на первых танках стоял прицел-дальномер ТПД-2-1 (см. фото 14, 21), сразу указывая ТПД-2-49.
27 Цитата: "вместо имевшихся 3-х небольших приборов наблюдения на танке Т-64 у механика водителя, на танке Т-64А был установлен один с широким полем зрения, что улучшало, на мой взгляд, наблюдение за дорогой и местностью впереди при вождении танка...". Как же быть с танком Т-64 выпуска 1967 г., на котором уже стоял один прибор, а бронекорпус танка Т-64А первых серий был заимствован у танка Т-64.
28 Цитата: "на подвеске танков Т-64А, выпускаемых с 1972 года, в качестве направляющего колеса стали устанавливать опорный каток". Сразу две грубых ошибки: 1) направляющее колесо в узел повески танка не входит, в узлы подвески танка Т-64 входят опорный каток с балансиром и торсионным валом, а также амортизатор на 1,2,6 узлах подвески; 2) в качестве направляющего колеса не используется опорный каток, хотя внешне они и похожи, опорным катком можно временно заменять направляющее колесо, но не более.
29 Автор указал, что возможность разворота первого опорного катка на 180 градусов для использования взамен вышедшего из строя направляющего колеса с кривошипом, появилась на Т-64А после 1972 г., в то время как эта возможность была и на Т-64 и на ранних Т-64А.
30 Стабилизатор вооружения 2Э28М2 не имел лучших характеристик по сравнению с 2Э23, как это указано. Он имел улучшенную элементную базу и был приспособлен к работе с механическим подъемником пушек типа Д-81ТМ (2А46-1). Характеристики же стабилизации у этих стабилизаторов были идентичны.
31 Об. 447А, принятый на вооружние как танк Т-64Б, разрабатывался под руководством Н.А.Шомина, а не Морозова.
32 СУО 1А33 работала со стабилизатором вооружения 2Э26М, а не 2Э42, как указано. Стабилизатор 2Э42 работал вместе с СУО 1А33-1 и устанавливался на машинах после 1979 г. Кроме того, автор не указал принципиальных отличий между этими стабилизаторами, что очень важно (разница в исполнительных механизмах стабилизатора башни - замена гидравлических приводов на электромашинные, внедрение в систему динамического интегратора, что снизило величину ошибки слежения стабилизатора 2Э42).
33 На танке Т-64Б устанавливалась пушка 2А46-2. С 1979 г. вместе с СУО 1А33-1 танки получили новую пушку 2А46М-1, тогда как автор указывает, что Т-64Б сразу получил 2А46М-1.
34 Пушка 2А46М-1 имеет 3 люфтовыбирающих устройства, а не одно устройство поджатия ствола, как указано у автора.
35 Первые танки Т-64Б имели комплекс управляемого вооружения 9К112, а не 9К112-1, как указано у автора. 9К112-1 устанавливался после 1979 г.
36 Фотография 41. Представлен танк Т-64А, прошедший капитальный ремонт, а не танк последних серийных моделей - танки последний серий не могут иметь наваренный при капремонте дополнительный 30-мм броневой лист, т.к. они сразу имели увеличенную толщину лобовой брони.
37 Заряжание управляемой ракеты производится и в автоматическом и полуавтоматическом режиме заряжания (режим "Дубль"), тогда как автор ссылается только на автоматический. Для заряжания в полуавт.режиме кнопку "Стопор" на пульте дублирования необходимо держать нажатой дополнительно 3 с после стопорения пушки на угле заряжания, за эти 3 с произойдет заряжание гидроаккумулятора (гидропневмоаккумулятора (ГПА) на старых машинах), что необходимо для заряжания управляемой ракеты. Кстати, автор упоминает только про ГПА.
38 Автор при описании динамической защиты Т-64Б указал на наличие 179 контейнеров ДЗ ошибившись, тем самым, почти на сотню (!!) в меньшую сторону (у Т-64БВ - 265 контейнеров ДЗ).
39 Фотография 61: укладка для автомата в танке Т-64 любой модификации предусмотрена в башне, а не на месте механика-водителя, а то, что нестриженный боец лезет с автоматом в люк механика-водителя - ни о чем не говорит.
40 Сводная таблица ТТХ модификаций Т-64 довольно поверхностная.
41 Отсутствует список использованной литературы.
================================
С уважением, В.Чобиток http://armor.kiev.ua/