От Кудинов Игорь
К stas1905
Дата 11.02.2011 13:26:24
Рубрики WWII; Память; Политек;

с позиции религиозников выходит именно так.

>Слава нацистам!!! Так что ли?

недаром самым видным апологетом власовцев оказывается профессор поповской академии. Кстати, этот профессор включен патриархией в "Редакционный совет по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы "

От Максимов
К Кудинов Игорь (11.02.2011 13:26:24)
Дата 12.02.2011 00:30:38

Это Вы про Кураева? Вас, конечно, не затруднит ткнуть пальцем в ссылку..


>недаром самым видным апологетом власовцев оказывается профессор поповской академии.

Заранее спасибо.

От Skvortsov
К Максимов (12.02.2011 00:30:38)
Дата 12.02.2011 00:44:13

Это было про Митрофанова (-)


От Кудинов Игорь
К Skvortsov (12.02.2011 00:44:13)
Дата 12.02.2011 02:14:15

именно.

http://www.patriarchia.ru/db/text/683587.html

От Д.Белоусов
К Кудинов Игорь (11.02.2011 13:26:24)
Дата 11.02.2011 19:19:02

А вот позиция архим. Тихона (Шевкунова). Уж он постатуснее Г.Митрофанова будет

День добрый

>недаром самым видным апологетом власовцев оказывается профессор поповской академии.

"В документе Синода [РПЦЗ - Д.Б.] есть удивительное место, лично меня просто поразившее: «Возможно ли было в условиях, в которых пришлось действовать ген. А.А. Власову и “власовцам”, поступать иначе?» Имеются в виду нечеловеческие условия плена и выбор спасения жизни ценой измены присяге. В России, во всяком случае для людей, воспитанных в мое время (а время это было то самое советское, которое, как нам объясняют, надлежит во всех его проявлениях проклинать и публично стыдится), так вот, в России ответить на этот вопрос, думаю, пока еще может любой школьник. Просто назвав имена генерала Карбышева, Зои Космодемьянской"

...
Психология коллаборационизма – одна из самых серьезных опасностей, вольно или невольно нагнетаемых в сегодняшней России. Некоторые исторические фигуры, даже давно отошедшие в мир иной, становятся сегодня настоящим оружием, обладающим гигантской разрушительной силой, потому что оружие это направлено на слом традиционной духовной идентичности: зло пытается предстать добром, предательство героизмом, а истинный героизм представляют как неразвитость, отсталость и даже грех. Это сфера той духовной брани, на которую не наложишь мораториев, которая не ограничена никакими договорами. Но пока дети в России, угадывая имя героя Войны, будут называть генерала Карбышева, а не генерала Власова, у нашей страны есть будущее.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/31933.htm

ну и тут
http://www.pravoslavie.ru/press/32991.htm


>Кстати, этот профессор включен патриархией в "Редакционный совет по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы "

Его роль = 0, учебник полностью написан Кураевым.

Кроме того, я считаю, что Сергей Аракчеев должен быть освобожден

От Skvortsov
К Кудинов Игорь (11.02.2011 13:26:24)
Дата 11.02.2011 15:44:02

Да много ли верующих осталось в России в 1941г?

>
>недаром самым видным апологетом власовцев оказывается профессор поповской академии.

Основу армии Власова составляли бывшие коммунисты, комсомольцы и примкнувшие к ним беспартийные атеисты.

От Д.Белоусов
К Skvortsov (11.02.2011 15:44:02)
Дата 11.02.2011 15:50:34

По переписи 1937 г.- большинство, 57% (реально- больше, многие боялись отвечать)

День добрый

По данным переписи, в СССР верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 55,3 млн против 42,2 млн, или 56,7% против 43,3 % от всех выразивших свое отношение к религии21. В действительности верующих было, конечно, еще больше. Часть ответов могла быть неискренной. Кроме того, с большей долей вероятности можно предположить, что в основном не ответившие на вопрос о религии были верующими.


В.Б. Жиромская
доктор исторических наук, Институт российской истории РАН,
ведущий научный сотрудник
"Исторический вестник", №5 (1, 2000 г.),

http://krotov.info/history/20/1930/1937_zher.htm


>Основу армии Власова составляли бывшие коммунисты, комсомольцы и примкнувшие к ним беспартийные атеисты.

Кроме того, я считаю, что Сергей Аракчеев должен быть освобожден

От И.Пыхалов
К Д.Белоусов (11.02.2011 15:50:34)
Дата 11.02.2011 19:51:21

В начале 1990-х в журнале «Наука и религия» была опубликована статья,

посвящённая этой переписи и проценту верующих в СССР. Статья завывательная, наполненная рассуждениями, дескать, объявившие себя верующими знали, что их за это расстреляют, но всё равно... Тем не менее, ни одного случая преследования верующего за ответ на переписи автор не приводит. Зато приводятся три случая, когда за свой ответ пострадали неверующие, от своих родственников: жена выгнала из дома мужа, мать прокляла сына, отец выпорол 16-летнюю дочь.

>В действительности верующих было, конечно, еще больше. Часть ответов могла быть неискренной. Кроме того, с большей долей вероятности можно предположить, что в основном не ответившие на вопрос о религии были верующими.

От Presscenter
К Д.Белоусов (11.02.2011 15:50:34)
Дата 11.02.2011 18:47:01

Извините, но это за гранью добра и зла уже:

>День добрый

>По данным переписи, в СССР верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 55,3 млн против 42,2 млн, или 56,7% против 43,3 % от всех выразивших свое отношение к религии21.

Если это данные официальных документов переписи, то вопросов нет. Но дальше начинается феерия:

>В действительности верующих было, конечно, еще больше. Часть ответов могла быть неискренной.

Это говорит историк???? На основании каких данных? Что блин за категории?

>Кроме того, с большей долей вероятности можно предположить, что в основном не ответившие на вопрос о религии были верующими.

С насколько большой долей вероятности? На основании каких выкладок и методик? И почему б не предположить обратное?

>В.Б. Жиромская
>доктор исторических наук, Институт российской истории РАН,

Блин, и эта,.. женщина называется историком???? Забить на все ее выводы.

ИМХО, увеличение народа в церквях после начала ВОВ прямо связано, прежде всего, с эмоциональными и тд и тп вещами (ну и плюс стало просто спокойно и можно). Воспоминания о забитых людьми храмах опять же это о забитых в сравнении с до, а не вообще. Кинохроника... так она ж вообще совершенно четко передает массовые скопления именно...в местах массового скопления, а не везде. Или кто-то считает, что дети, с рождения учившие Демьяна Бедного, через 20 лет побегут в храмы??? Равно как и те, кто сбивали кресты и жгли иконы?
И наконец. Самое главное. Блин. Да. "Сталин разрешил открыть церкви". Ну и что ж с того дальше? Прежде всего, важнее чем люди в церкви были люди на заводе. Присутствие коих кроме чувства патриотизма и голода подкреплялось вполне реальными сроками и иными мерами трудового поощрения. Возможность помолиться в свободное время за родственика - это хороший стимул, но не основной.
Но еще более главное: а как там открытие церквей повлияло на предбоевые молебны, причащения, отпущения грехов и тд - на линии фронта? Да никак. Ну не было прямой зримой и важно влияющей связи между фронтом и церковью. Полковой батюшка - это крео из недоброй памяти "Штрафбата".


От СОР
К Presscenter (11.02.2011 18:47:01)
Дата 12.02.2011 06:21:59

Забавно

Что к христианству применяется коммунистическая терминология - верный ленинец (большевик) и тп.

Вообще то принадлежность к христианству определяется фактом крещения, а крещенных подавляющие большинство. А вот как человек верит и на сколько это уже определяется совсем в другом месте.

Кстати такое деление почему то не применяется в отношение иудеев и мусульман. Хотя вообщем то понятно.

Я военных 30-х годов рождения наблюдал, старых коммунистов, большинство из них крещенные, и самое простое знают.

От Bokarev Alexandr
К Presscenter (11.02.2011 18:47:01)
Дата 11.02.2011 21:01:15

ну вот циферки для понимания

В Молотовской области к началу войны оставалось 6 действующих церквей. К концу 1940-х их количество выросло до 63.
В Кировской области к началу войны оставалось 6 действующих церквей. К концу 1940-х их количество выросло до 80.
В Калужской области к началу войны оставалось 19 действующих церквей. К концу 1940-х их количество выросло до 38.
Ну и так далее.
При этом основная волна открытия церквей в провинции - это 1944-1948 годы. До 1944 власти на местах еще не были уверены, что "можно", а потом - обратно гайки подзакрутили.
Так что движение "снизу" в сторону открытия церквей было весьма существенное.

От Presscenter
К Bokarev Alexandr (11.02.2011 21:01:15)
Дата 11.02.2011 21:17:25

Ну давайте по поводу цифирок

Во-первых, как вы понимаете, "конец 40-х" сам по себе это к ВОВ имеет опосредованное отношение, а нас интересует именно этот период.
Теперь цитирую Вас: "При этом основная волна открытия церквей в провинции - это 1944-1948 годы". Таким образом, собственно уже видно, что непосредственно к теме единения государство и церкви, и тд и тп, это непосредственно не относится. То есть относится, но все же 1944 год как год открытия церкви - это не показатель того, что в сложный момент Сталин решил пойти навстречу верующим массам и признал авторитет церкви. 41-43 - иное дело, у Вас же 44-48, то есть бОльшая часть времени открытия церквей приходится на послевоенный период.

>При этом основная волна открытия церквей в провинции - это 1944-1948 годы. До 1944 власти на местах еще не были уверены, что "можно", а потом - обратно гайки подзакрутили.

Здесь очень интересный момент. Вот это: "До 1944 власти на местах еще не были уверены, что "можно", - говорит о том, если все так как Вы написали, что руководящих указаний Москва не присылала на места, так? Иначе б местные власти не терзались бы сомнениями.

>Так что движение "снизу" в сторону открытия церквей было весьма существенное.

А вот переходим к главному. Здесь отсутствуют крайне важные показатели. Было 6 церквей стало 30. Это вроде бы о чем-то говорит. Но. Сколько было людей в среднем в каждой церкви из 6 и сколько в каждой из- 30-ти в среднем? Только вот с этими цифрами, а не с кол-вом церквей можно начинать говорить о том, что было движение снизу. Далее. Возрастной состав прихожан. Не менее важно. Согласитесь, если кол-во прихожан увеличилось за счет 300 пенсионеров которым было за 70 каждому...
Наконец. В церквях служат священники. Откуда они появились? Возвращали из лагерей? После описываемых-то репрессий... Восстанавливали расстриженых? Лишенных сана? Ускоренные выпуски семинарии? Или же один клирик обслуживал не один, а три храма? Кстати, сие известно.

От Bokarev Alexandr
К Presscenter (11.02.2011 21:17:25)
Дата 11.02.2011 22:51:09

Re: Ну давайте...

>Во-первых, как вы понимаете, "конец 40-х" сам по себе это к ВОВ имеет опосредованное отношение, а нас интересует именно этот период.
>Теперь цитирую Вас: "При этом основная волна открытия церквей в провинции - это 1944-1948 годы". Таким образом, собственно уже видно, что непосредственно к теме единения государство и церкви, и тд и тп, это непосредственно не относится.
Какое единение, Вы о чём ? Из того, что РПЦ (равно как и обновленцы) на территории СССР целиком и полностью стояла на патриотических позициях, собирала мешками деньги на танки-самолёты, клеймила фашистских захватчиков и всячески поддерживала советскую власть во внешнеполитической сфере ("Правда о религии в СССР" и т.п.) единения не следует.

>То есть относится, но все же 1944 год как год открытия церкви - это не показатель того, что в сложный момент Сталин решил пойти навстречу верующим массам и признал авторитет церкви. 41-43 - иное дело, у Вас же 44-48, то есть бОльшая часть времени открытия церквей приходится на послевоенный период.
Ну, самый всплеск - это 1944-1945, после сентября 1943, когда прошли приём духовенства в Кремле, а затем Архиерейский собор и выборы патриарха - что было хорошо освещено в прессе. До этого - только разовые случаи. Разумеется Сталин не бегал с воплями "ой спасите-помогите, я вам все церкви назад верну". Хотя определенные знаковые движения в сторону верующих - например отмена комендантского часа на время ночного пасхального богослужения в церквах Москвы весной 1942 - делались и до того.
И, разумеется, речь идёт о не оккупированных территориях. Под оккупацией основная волна открытия церквей на осень 1941 - весну 1942 пришла. И была, разумеется, более массовой, чем на не оккупированной территории Союза - поскольку оккупационными властями никак не контролировалась - т.е. инициатива граждан в этом отношении там никак не сдерживалась.

>>При этом основная волна открытия церквей в провинции - это 1944-1948 годы. До 1944 власти на местах еще не были уверены, что "можно", а потом - обратно гайки подзакрутили.
>Здесь очень интересный момент. Вот это: "До 1944 власти на местах еще не были уверены, что "можно", - говорит о том, если все так как Вы написали, что руководящих указаний Москва не присылала на места, так?
Именно так. В 1940-41 на местах ещё активно дозакрывали церкви, оставшиеся после репрессий 1937-38 без священнослужителей - в соответствии с довоенной политикой "безбожной пятилетки". И только справились с задачей - такой неожиданный поворот. Многие были не готовы и не уверены, что ветер окончательно переменился. После того, как в 1943 церковное руководство в Кремль свозили, и о том в прессе прописали - вот в тот момент стало ясно, что политика теперь новая.

>А вот переходим к главному. Здесь отсутствуют крайне важные показатели. Было 6 церквей стало 30. Это вроде бы о чем-то говорит. Но. Сколько было людей в среднем в каждой церкви из 6 и сколько в каждой из- 30-ти в среднем?
Это говорит о том, что людей стало в церквах в 30/6=5 - как минимум в пять раз больше. А открыли бы не 30, а 60 - в десять раз. В Челябинской области, кстати, рост был 30-кратный (с одной единственной не закрытой церкви в 1941 году - до 30 в 1947). Открывали-то не соседние, через улицы стоящие здания. В областных центрах нормой были 1-2 церкви, не более. Открывали церкви в разных сёлах - и это при том, что транспортная связность в те годы была практически нулевой, а количество возвращенных зданий составляло незначительное количество от числа построек, бывших в распоряжении верующих в 1920-30-х.
Что касается посещаемости - то, например, в 1946 в Свердловской области было зарегистрировано - при 31 действующей церкви - 15047 крещений и 1101 венчаний. Это и для нынешнего времени цифры существенные.

>Наконец. В церквях служат священники. Откуда они появились?
Это не наконец. Это один из основных вопросов.

>Возвращали из лагерей? После описываемых-то репрессий...
В незначительном количестве. Лагерные - кто выжил - в середине 1950-х появились. Да и тех немного, и возраст-здоровье у них - после всего пережитого - в основном не способствовали пастырской деятельности.

>Восстанавливали расстриженых? Лишенных сана?
В незначительной степени. В основном это были люди, умудрившиеся пересидеть самый пик репрессий где-нибудь в должности счетоводов, пасечников и т.п. При этом из сана они извергнуты не были - просто на покой ушли и сидели тихо. В провинции практически всех, кто к 1937 ещё служил, в ходе большого террора перестреляли-пересажали.

>Ускоренные выпуски семинарии?
Каких семинарий-то ? Разогнали все семинарии ещё в 1920-х. Нет.
Было какое-то количество народу рукоположено из мирян, проявивших себя как достойные иерейского сана. Ситуация примерно наши конец 1980-х - начало 1990-х напоминающая.

>Или же один клирик обслуживал не один, а три храма? Кстати, сие известно.
Как раз известно, что этого не было. Точнее - такое было на оккупированных территориях. Советская власть эту практику сразу же прекратила. Одна церковь - один поп. Можно два, если приход большой. А так, чтобы представители духовенства разъезжали по сёлам - одну неделю в одном, другую в другом - такое было строго запрещено. Это, собственно, послужило одним из ограничителей количества восстановленных приходов - кадров в РПЦ не хватало катастрофически.
Пытались из западных областей, в 1939-1940 присоединенных, духовенство в центр переводить - но, опять же, это не очень просто было. А в целом обилие украинских-белорусских фамилий в духовенстве Центральной России второй половины ХХ века именно этим объясняется.

От Walther
К Presscenter (11.02.2011 21:17:25)
Дата 11.02.2011 22:46:23

Re: Ну давайте...

>А вот переходим к главному. Здесь отсутствуют крайне важные показатели. Было 6 церквей стало 30. Это вроде бы о чем-то говорит. Но. Сколько было

возможно тут ответы на некоторые ваши ваши вопросы
http://temples.ru/kalininsky.php?page=5#t05

От Д.Белоусов
К Presscenter (11.02.2011 21:17:25)
Дата 11.02.2011 22:19:04

Да все просто. Начало открытия церквей - встреча ИВС с митрополитами, 43 (+)

День добрый

окончание - отрицательный результат Всеправославного совещания, 48 не то 49 (по памяти).
После него Сталин потерял интерес к "возрождению" и массовое открытие церквей прекратилось.
А репрессии против священников вновь начались, да и часть церквей закрыли.


>Наконец. В церквях служат священники. Откуда они появились? Возвращали из лагерей?

в значительной мере, да

>Ускоренные выпуски семинарии?

и это. См. "комсомольские наборы в семинарии"

>Или же один клирик обслуживал не один, а три храма?

Это тоже бывало (и сейчас есть - священников не хватает), но считалось ненормальным. На Пасху, в принцие, надо служить ВО ВСЕХ храмах. Правда, Литургии две - ночная и утренняя

Кроме того, я считаю, что Сергей Аракчеев должен быть освобожден

От Д.Белоусов
К Presscenter (11.02.2011 18:47:01)
Дата 11.02.2011 19:09:15

Да: оценка результатов переписи - это та же "критика исторического источника" (-)


От Д.Белоусов
К Presscenter (11.02.2011 18:47:01)
Дата 11.02.2011 19:07:19

А вот статья про церковь в блокадном Ленинграде.Походу, взаимодействие церкви (+

День добрый

и власти в городе и стало последней каплей для сталинского общего смягчения в отношении с Церковью.

" сентября сомкнулось кольцо блокады. Начались артиллерийские обстрелы города. От снарядов и бомб пострадали Никольский, Князь-Владимирский соборы, здание бывшей Духовной академии, где тогда размещался госпиталь. Даже отдаленная Коломяжская церковь в ноябре подверглась бомбардировке. Тем не менее богослужения в действовавших храмах продолжали совершаться ежедневно. Первоначально по сигналу тревоги молящиеся уходили в бомбоубежища. Но вскоре люди привыкли к обстрелам и бомбежкам, и службы зачастую не прерывались.

Рано наступившая зима 1941 г. оказалась на редкость суровой. В городе почти прекратилась подача электроэнергии, остановился транспорт, многие здания не отапливались. В храмах температура упала до нуля, порой замерзало масло в лампадах, все больше людей умирало от голода. Протоиерей Николай Ломакин, давая свидетельские показания на Нюрнбергском процессе, рассказывал, что вокруг Никольской церкви на Большеохтинском кладбище можно было в течение целого дня видеть от 100 до 200 гробов, над которыми совершал отпевание священник. Всем ленинградским священнослужителям, в том числе митрополиту Алексию, приходилось постоянно заниматься этим скорбным делом.

В период блокады Ленинграда богослужение проводилось во всех действующих храмах, и лишь Серафимовская кладбищенская церковь в январе-апреле 1942 г. была закрыта. В нее стали складывать тела умерших.

Литургия под обстрелом

На протяжении всей блокады богослужения проходили в переполненных храмах. Конкретное число ленинградцев, посещавших богослужения, указать невозможно, однако сохранились многочисленные свидетельства очевидцев. Так, один из прихожан Князь-Владимирского собора позднее вспоминал: "Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенки, а мужчины даже в скуфьях... Вопреки опасениям, посещаемость собора нисколько не упала, а возросла. Служба у нас шла без сокращений и поспешности, много было причастников и исповедников, целые горы записок о здравии и за упокой, нескончаемые общие молебны и панихиды".

Митрополит Алексий в своем докладе 8 сентября 1943 г. на Соборе епископов РПЦ также указывал: "И мы можем отмечать повсюду, а живущие в местах, близких к военным действиям, как, например, в Ленинграде в особенности, - как усилилась молитва, как умножились жертвы народа через храмы Божии, как возвысился этот подвиг молитвенный и жертвенный. Тени смерти носятся в воздухе в этом героическом городе-фронте, вести о жертвах войны приходят ежедневно. Самые жертвы этой войны часто, постоянно у нас перед глазами..."

Священники и их паства в блокадном городе жили одной судьбой. Вокруг храмов существовали объединения людей, которые помогали друг другу выжить, выстоять. Без какого-либо участия городских властей в подвале Спасо-Преображенского собора было оборудовано бомбоубежище на 500 человек для прихожан и жителей окрестных домов. Имелся кипяток, запас медикаментов, в случае необходимости в подвале можно было переночевать. Нуждающимся помогали деньгами, дровами, свечами, маслом для освещения и другими жизненно необходимыми вещами. С довоенных времен в соборе хранились строительные материалы, и прихожанам делали из железных листов печи для обогрева квартир, выделяли фанеру, картон, чтобы заменить ими выбитые взрывной волной оконные стекла.

Пасха в блокадном городе

Приближалась первая военная Пасха. В праздничном послании митрополита Алексия подчеркивалось, что в этот день, 5 апреля 1942 г., исполняется 700 лет со дня разгрома немецких рыцарей в ледовом побоище святым князем Александром Невским - небесным покровителем города на Неве. Пасхальное богослужение собрало много народа, однако меньше, чем в предыдущем году. Каждый третий житель города умер от голода и холода. В городе началась массовая эвакуация по "дороге жизни" через Ладожское озеро. Важно отметить, что практически все духовенство осталось на своих местах при приходах. Эвакуировались в основном заштатные священнослужители.

Именно к Пасхе гитлеровцы приурочили особенно яростный налет на Ленинград. Богослужение было перенесено на 6 часов утра, что позволило избежать больших жертв. Многие верующие вместо куличей освящали кусочки блокадного хлеба. При обстреле города в Пасхальную ночь серьезные повреждения были нанесены Князь-Владимирскому собору. Фашистские самолеты не только сбрасывали на него бомбы, но и обстреливали на бреющем полете из пулеметов. Общий ущерб, нанесенный собору с августа 1941 по 1 мая 1943 г., составил 5 млн. 514 тыс. руб.

В 1943 особенно часто обстреливался Никольский собор. Однажды в него попали сразу три снаряда, причем осколки врезались в стену покоев митрополита.

Представители духовенства наравне со всеми жителями несли труды по обороне города, многие входили в группы местной противовоздушной обороны (МПВО). Например, в справке, выданной 17 октября 1943 г. архимандриту Владимиру (Кобецу) Василеостровским райжилуправлением говорилось, что он "состоит бойцом группы МПВО дома, активно участвует во всех мероприятиях обороны Ленинграда, несет дежурства, участвовал в тушении зажигательных бомб".

Активно включилось духовенство города в подписку на военные займы, сбор пожертвований в фонд обороны. К 1 июня 1944 г. сумма таких пожертвований достигла 390 тыс. руб. Митрополит Алексий внес 50 тыс. руб., а протодиакон Л.И. Егоровский, сдавший 49 тыс. руб., получил персональную телеграмму с благодарностью от Сталина.

К середине 1942 г. население Ленинграда резко сократилось, однако деятельность городских храмов не только не пришла в упадок, но даже возросла. Несмотря на то что доходы Князь-Владимирского собора в 1942 снизились до 501 тыс. 82 руб., уже в 1943 году доходы выросли до 922 тыс. 656 руб. Причем 701 тыс. 137 руб. пошло в фонд обороны.

Большой подъем вызвало обращение Патриаршего Местоблюстителя Сергия 30 декабря 1942 г. с призывом начать сбор средств на танковую колонну имени Димитрия Донского. Уже через 4 месяца была собрана необходимая сумма, превышавшая 8 млн. руб., из которых 1 млн. руб. перечислили верующие Ленинграда. Вносились также пожертвования на авиационную эскадрилью имени Александра Невского. Ко дню Красной армии в 1943 г. в госпитали города и войсковые лазареты поступило свыше 600 остро необходимых полотенец, перевязочный материал и другое имущество.

О средствах, собранных Ленинградской епархией для Красной армии, митрополит Алексий дважды телеграфировал Сталину. 17 мая 1943 г. ответная телеграмма Верховного Главнокомандующего была опубликована в газете "Правда": "Прошу передать православному духовенству и верующим Ленинградской Епархии, собравшим кроме внесенных ранее 3 млн. 682 тыс. 143 рублей дополнительно 1 млн. 769 тыс. 200 рублей на строительство танковой колонны им. Димитрия Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин".

Потепление отношений с государством

Патриотическая деятельность подавляющей части духовенства и верующих Православной Церкви послужила одной из существенных причин начала значительных изменений ее взаимоотношений с государством. За два года войны, несмотря на отсутствие необходимого аппарата управления, печатного органа и юридического статуса, Церковь показала свою силу в борьбе против фашизма, сумела во многом расширить и упрочить свое влияние в стране.

В Ленинграде также произошли серьезные изменения. Даже в голодную зиму 1941-1942 гг. православные приходы регулярно снабжались вином и мукой, необходимыми для причастия. Однако отношения Церкви и государства в первый период войны диалогом еще не стали, нередки были рецидивы грубых, административных, насильственных акций по отношению к православным приходам.

http://www.pravoslavie.ru/press/4874.htm

>ИМХО, увеличение народа в церквях после начала ВОВ прямо связано, прежде всего, с эмоциональными и тд и тп вещами (ну и плюс стало просто спокойно и можно). Воспоминания о забитых людьми храмах опять же это о забитых в сравнении с до, а не вообще. Кинохроника... так она ж вообще совершенно четко передает массовые скопления именно...в местах массового скопления, а не везде. Или кто-то считает, что дети, с рождения учившие Демьяна Бедного, через 20 лет побегут в храмы??? Равно как и те, кто сбивали кресты и жгли иконы?
>И наконец. Самое главное. Блин. Да. "Сталин разрешил открыть церкви". Ну и что ж с того дальше? Прежде всего, важнее чем люди в церкви были люди на заводе. Присутствие коих кроме чувства патриотизма и голода подкреплялось вполне реальными сроками и иными мерами трудового поощрения. Возможность помолиться в свободное время за родственика - это хороший стимул, но не основной.


Кроме того, я считаю, что Сергей Аракчеев должен быть освобожден

От Presscenter
К Д.Белоусов (11.02.2011 19:07:19)
Дата 11.02.2011 19:30:45

Во. Вспомнил:

"Человек, открывший церкви" во время ВОВ, бывший семинарист, со знанием дела спросил (еще до окончания ВОВ) сколько дивизий у Папы Римского. Все же Сталин точно умел чувствовать, где настоящие ценности текущего момента.

От Presscenter
К Д.Белоусов (11.02.2011 19:07:19)
Дата 11.02.2011 19:16:54

Походу, взаимодействие церкви (+

>День добрый

>и власти в городе и стало последней каплей для сталинского общего смягчения в отношении с Церковью.

Дмитрий, Вам не кажется, что взаимоотношения власти и сильно усеченной церкви в полностью блокированном городе не могли оказать окончательного воздействия на мнение ГКО и ЦК ВКП(б)? Кроме того не это, но подобное о Ленинграде я читал. Тому, что написал я это не противоречит. Ну смотрите. Пишут, что кол-во людей увеличилось. Насколько. По сравнению с чем? Было посетителей 10 а стало в два раза больше? Или в 20? А Жданов ходил? Понимаете? Ну а то, что церковь жила с паствой одной жизнью в Ленинграде в блокаду... Да. Это ж нормально. ИМХО, попадешь в такое место, как блокадный Ленинград, то поневоле так или иначе захочешь куда-то голову спрятать. Извините, я циник.

От Д.Белоусов
К Presscenter (11.02.2011 18:47:01)
Дата 11.02.2011 18:56:26

Вообще-то на демографии учат,что в вопросах,предполагающих самоидентификацию (+)

День добрый

неитзбежны существенные - ОЧЕНЬ существенные - отклонения.
Таковы вопросы по религии и, в ряде случаев, национальности.

По этому, "религиозные" вопросы во время переписей обычно не задают.



>Если это данные официальных документов переписи, то вопросов нет. Но дальше начинается феерия:

нет, нормально.

>>В действительности верующих было, конечно, еще больше. Часть ответов могла быть неискренной.

>Это говорит историк???? На основании каких данных? Что блин за категории?

Да, человек знакомый с обсуждением методологии переписей. Конкретно - формированием опросных листов.
Да и сами подумайте. 37й год. репресии были и есть. Тут к тебе приходят и от имени государства задают вопрос, практически, о лояльности коммунистической идеологии.
Понятно, что в такой ситуации число ответов "да, верующий. Православный христианин" могло быть только заниженным.

Еще раз - это нам в универе читали на демографии, просто как учебный материал.

>>Кроме того, с большей долей вероятности можно предположить, что в основном не ответившие на вопрос о религии были верующими.

Кроме того, я считаю, что Сергей Аракчеев должен быть освобожден

От Alex Medvedev
К Д.Белоусов (11.02.2011 18:56:26)
Дата 11.02.2011 22:04:12

Ну так боялись, так боялись, ага...

"В это же время группа церковников собрала толпу в 500-600 человек, которая став у церкви, категорически заявила приехавшим: "Снимать колоколов не дадим, а если посмеете приступить к снятию колоколов насильственным путем, то ученим расправу"
При малейшей попытке представителей района подойти к церкви, в толпе начиналось движение и раздавались провокационные выкрики: "Караул, бьют, грабят!", "пьяные бандиты приехали", "бейте их!" и т.д.
Активная церковница Бакулина К.П. с паперти церкви призывала верующих вооружится топорами и вилами и гнать всех приехавших, а если будут нажимать, то рубить их всех.
Встретив организованное сопротивление, представители района растерялись и вызвали ВРАЧА, чтобы он засвидетельствовал, что они не пьяные. Когда это не помогло, то под свист. крики и хлопанье ладоши представители района уехали из села.
...
Как только наблюдатели обнаруживали автомашину, идущую из района, поднимался крик, крестьяне бросали полевые работы и сбегались к церкви.
После описанного выступления райсполком свое решение пересмотрел - церковь решили не закрывать, а только снять колокола. Председатель райисполкома снова выехал в село Черная Заводь, чтобы получить согласие церковной двадцатки на снятие колоколов, но такого согласия не получил.
Во всем этом деле повинны руководители района, которые не провели никакой предварительной разъяснительной работы среди населения, а приступили к проведению мероприятия исключительно административным путем.

30 сентября 1938 г.
Зам. народного комиссара внутренних дел Союза ССР Берия.

АП РФ Ф.3. Оп. 60 Д. 23, Л 100-102.

От объект 925
К Alex Medvedev (11.02.2011 22:04:12)
Дата 12.02.2011 06:17:16

Ре: вы не в курсе, но оказание сопротивления показывает не на отстутствие

страха, а на способность етот страх преодолеть.
Алеxей

От Alex Medvedev
К объект 925 (12.02.2011 06:17:16)
Дата 12.02.2011 07:27:04

не надо выдавать желаемое за действительное

в конце резолюция Берии прекрасно показывает, что вину за беспорядки возлагали не на верующих, а на районное руководство. И это несмотря на призывы верующих расправиться с представителями власти. И даже районное руководство вместо того чтобы вызвать полк НКВД и поголовно заточить в Сибирь верующих, как тут пытаются представить политику советского государства многие из воцерквленных, вызывали ВРАЧА чтобы засвидетельствовать свое нормальное состояние.

Вообще воцерквленным пора прекратить врать про то, что в СССР была масса верующих, которых активно угнетали и расстреливали пачками исключительно за то что они верующие. Отношение к церкви и попам как к паразитам было сформировано в народе отнюдь не атеистическим советским правительством, а еще до революции. И политика закрытия церквей всего лишь выражала общенародное отношение к РПЦ, а не вопреки ему. То что в церкви ходили исключительно женщины, а мужчины плевали с высокой колокольни на все обряды и таинства православия было отмечено еще до революции. И если скажем верующая теща заставляла венчаться или крестить внуков, то это всего лишь показывает терпимость атеистического поколения к придури старшего поколения, а никак не массу верующих в СССР.

От Presscenter
К Д.Белоусов (11.02.2011 18:56:26)
Дата 11.02.2011 19:10:56

Re: Вообще-то на...

>День добрый

>неитзбежны существенные - ОЧЕНЬ существенные - отклонения.

И Вы тогда как минимум не хуже меня должны знать, что ОЧЕНЬ существенные отклонения не являются основанием для выводов. Их просто не должны учитывать ввиду...

>Таковы вопросы по религии и, в ряде случаев, национальности.
>По этому, "религиозные" вопросы во время переписей обычно не задают.

Тем не менее, я прекрасно помню эти вопросы уже в брежневское время. Кстати, на них забивал - не из желания скрыть, а просто из следования Конституции со словами "свобода совести".

>Да, человек знакомый с обсуждением методологии переписей. Конкретно - формированием опросных листов.

Вот как раз человек, знакомый с этим, должен был бы этого вопроса не касаться. Так как выводы слишком опосредованны и прямо недоказуемы. То есть представляют нулевую ценность.

>Да и сами подумайте. 37й год. репресии были и есть. Тут к тебе приходят и от имени государства задают вопрос, практически, о лояльности коммунистической идеологии.

Не преувеличивайте. Влияние "репрессий" на ответы в опросных листах никак не изучены. Это просто предположения, не более того. Не имеющие научной ценности. Для газеты или политпублицистики пойдет, но не для научного исследования.

>Понятно, что в такой ситуации число ответов "да, верующий. Православный христианин" могло быть только заниженным.

Хм. Встречный тезис: количество сказавших "да" превышало количество истинно верующих. Так как:
а) среди людей младше 20 лет присутствовало определенное фрондерство
б) среди сказавших "да" значительное число (можно считать, кто родился после 20 года) составляли те, кто на деле крестился вообще не в церкви а неизвестно кем приглашенным расстригой, работающим на ГПУ, и никогда не посещавшими ни служб, ни отправляющих обряды и тд. По объективным причинам
Кроме того, часть опрошенных, искренне считая, что завоевания Октября святы, просто не отвечали на вопрос о конфессиональности ввиду того, что для них этот вопрос представлялся сугубо личным делом. Вне зависимости от отношения к религии.

>Еще раз - это нам в универе читали на демографии, просто как учебный материал.

И нам тоже)

>>>Кроме того, с большей долей вероятности можно предположить, что в основном не ответившие на вопрос о религии были верующими.

Или наоборот.

От Iva
К Presscenter (11.02.2011 19:10:56)
Дата 11.02.2011 21:15:36

Re: Вообще-то на...

Привет!

>>неитзбежны существенные - ОЧЕНЬ существенные - отклонения.
>
>И Вы тогда как минимум не хуже меня должны знать, что ОЧЕНЬ существенные отклонения не являются основанием для выводов. Их просто не должны учитывать ввиду...

Вообще то наука - это выяснение и учет систематических отклонений.
Не учитывать и не анализировать их - это что то :-).


Владимир

От Presscenter
К Iva (11.02.2011 21:15:36)
Дата 11.02.2011 21:21:58

Re: Вообще-то на...

>Вообще то наука - это выяснение и учет систематических отклонений.
>Не учитывать и не анализировать их - это что то :-).

Плюс один при ключевом слове "систематических")

От Iva
К Presscenter (11.02.2011 21:21:58)
Дата 12.02.2011 01:05:10

Re: Вообще-то на...

Привет!

>>Вообще то наука - это выяснение и учет систематических отклонений.
>>Не учитывать и не анализировать их - это что то :-).
>
>Плюс один при ключевом слове "систематических")

А вы полагаете, что подобные вопросы не имеют систематических искажений?

Рекомендую "Да, господин министр" например :-)

Владимир

От Alex Medvedev
К Д.Белоусов (11.02.2011 15:50:34)
Дата 11.02.2011 16:23:08

Учитывая что до революции большинство верующих были женщины

То и тут вряд ли ситуация сильно поменялась и нет никаких оснований выдумывать тайных верующих, боящихся отвечать на вопрос о вероисповедании.

От Skvortsov
К Д.Белоусов (11.02.2011 15:50:34)
Дата 11.02.2011 16:01:23

А есть отдельные данные по мужчинам 1896 - 1923 г. рождения?

>День добрый

>По данным переписи, в СССР верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 55,3 млн против 42,2 млн, или 56,7% против 43,3 % от всех выразивших свое отношение к религии21. В действительности верующих было, конечно, еще больше. Часть ответов могла быть неискренной. Кроме того, с большей долей вероятности можно предположить, что в основном не ответившие на вопрос о религии были верующими.

Здесь все конфессии. Интересно было бы про православных. У меня отец первого попа в жизни увидел в 8-м классе. С начала 30-х в деревне никто не крестился, некому было это сделать.

А понятие верующий - весьма растяжимое. Сатанисты тоже верят во что-то.

От Олег...
К Кудинов Игорь (11.02.2011 13:26:24)
Дата 11.02.2011 14:26:15

Так что взять с антирусских "религиозников", которые стали агентами пропаганды? (-)


От Кудинов Игорь
К Олег... (11.02.2011 14:26:15)
Дата 11.02.2011 16:28:24

"антирусский" - вот это как раз из пропагандонского лексикона

равно как и соответсвующее передергивание между "религиозным", "православным" и "русским".

Цитируемая мной статья вообще-то, к пропаганде никаким боком, издание Ростовского университета, на всякий случай. И еще хочу заметить, что это далеко не едиственное исследование роли религиозников в оккупации, материалов навалом.

От Олег...
К Кудинов Игорь (11.02.2011 16:28:24)
Дата 12.02.2011 10:05:43

Так это всё из "пропагандистского лексикона"...

>равно как и соответсвующее передергивание между "религиозным", "православным" и "русским".

Вот-вот. Именно этим и занимаются антирусские пропагандисты, подделываясь под "религиозников".

От Гегемон
К Кудинов Игорь (11.02.2011 16:28:24)
Дата 11.02.2011 16:32:15

Цитируем статью

Скажу как гуманитарий

> роли религиозников в оккупации, материалов навалом.

@Оккупационное время показало, что, как и во всем обществе, во всех религиозных организациях также произошел раскол среди священнослужителей всех конфессий Юга России. Одна часть осталась на патриотических позициях, другая же – пошла на сотрудничество с врагом. Духовные лица всех религий и религиозных течений не избежали той же участи – оказаться по разные стороны баррикад, что и их паства.@

От Кудинов Игорь
К Гегемон (11.02.2011 16:32:15)
Дата 11.02.2011 16:40:05

ну и зачем же реверанс, ничем не подкрепленный

и более того, прямо противоречащий всему предыдущему тексту статьи, выдавать за основную идею. Это такое же дежурное идеологическое "ку" , как и фуфло про ценность "основных направлений" "решений ХЗ съезда" и ХХЗ партконференции, что приходилось вставлять куда ни попадя.

>@Оккупационное время показало, что, как и во всем обществе, во всех религиозных организациях также произошел раскол среди священнослужителей всех конфессий Юга России. Одна часть осталась на патриотических позициях, другая же – пошла на сотрудничество с врагом. Духовные лица всех религий и религиозных течений не избежали той же участи – оказаться по разные стороны баррикад, что и их паства.@

От Д.Белоусов
К Кудинов Игорь (11.02.2011 16:40:05)
Дата 12.02.2011 00:44:19

Вот кстати еще на ту же тему

День добрый

У каждого – свое служение, а слово местоблюстителя митрополита, а затем патриарха Сергия вдохновляло на борьбу тысячи и тысячи людей. Недаром немцы расстреливали священников за чтение его посланий в церквях. Так в частности, в Симферополе за это были расстреляны прот. Николай Швец, диакон Алекандр Бондаренко, в Киеве за то же самое были убиты настоятель Николо-Набережной церкви архимандрит Александр (Вишняков) и протоиерей Павел Остренский. Число примеров можно умножать. Эта публикация и кощунственные комментарии к ней является плевком на могилу тех священнослужителей, которые отдали жизнь за нашу Родину, либо по ту, либо по другую сторону фронта. Вот лишь некоторые факты, о которых г. Ерофеев не может не знать.

Зачастую немецкие зондеркоманды собирали в белорусских деревнях весь народ в церковь, отфильтровывали молодых и крепких и угоняли на работу в Германию, а оставшихся запирали в церкви и сжигали. Такая трагедия произошла, например, 15 февраля 1943 года в селе Хворостово (Сторобинский район, Минская область), когда во время Сретенского богослужения немцы загнали всех жителей в храм, якобы на молитву. Предчувствуя недоброе, настоятель церкви о.Иоанн Лойко призвал всех прихожан усердно молиться и причаститься Святых Христовых Таин. Во время пения "Верую" стали силой выводить из церкви молодых женщин и девушек для отправки в Германию. О.Иоанн попросил офицера не прерывать богослужения. В ответ фашист сбил его с ног. А затем двери храма были забиты, и к нему подъехало несколько саней с соломой… Позднее полицаи показывали на суде, что из горящей церкви раздавалось всенародное пение "Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите". И это лишь один из многих сотен подобных случаев.

Число убитых в войну священнослужителей не поддается подсчету, тем более, что трудно отделить погибших в войну от репрессированных, и, по большому счету, до последнего пятнадцатилетия никто подобными исследованиями не занимался. Лишь изредка в литературе о Великой Отечественной войне мелькали сведения о погибших священнослужителях, чаще всего – одной-двумя строчками, например: "Расстрелян священник Александр Новик с женой и детьми… Сожжен священник Назоревский с дочерью… Убит 72-летний протоиерей Павел Сосновский с 11-летним мальчиком… После мучительных пыток расстрелян 47-летний священник о.Павел Щерба". Священнослужители принимали активное участие в партизанском движении, особенно в Белоруссии, и многие из них заплатили за это жизнью. В одной только Полесской епархии более половины священников (55%) было расстреляно за содействие партизанам.

Хрущёвско-брежневская власть и ее пропагандисты зачастую оказывались лицемерно-неблагодарными к тем, кто сражался за Родину и полагал за неё жизнь, если они были священнослужителями. Одним из свидетельств этого является памятник сожжённым в селе Хворостово (Полесье), где среди поименно названных жертв нет только одного имени – священника Иоанна Лойко. Из военно-документальной литературы целенаправленно изымались свидетельства о священниках-воинах, священниках-партизанах. Например, в одном издании книги И.Шубитыдзе "Полесские были" (Минск, 1969) имена священнослужителей упоминались, а в издании 1974 года – нет

Диакон Владимир Владимирович Василик – доцент СпбГУ, исторический факультет.


http://kurg.rtcomm.ru/clubs.shtml?cat=60&id=523



Кроме того, я считаю, что Сергей Аракчеев должен быть освобожден

От Гегемон
К Кудинов Игорь (11.02.2011 16:40:05)
Дата 11.02.2011 17:10:08

Про неподкрепленность вам уже сказали

Скажу как гуманитарий

Теперь про "реверанс":
"Всплеск религиозных чувств населения в военное время, в том числе и на оккупированных территориях, сыграл важную роль в изменении позиций советского правительства и лично Сталина
к вопросам религии, в отношении к Русской православной церкви. Начиная с осени 1943 г., сталинское
руководство пошло на диалог с высшими иерархами церкви во имя достижения общей цели – разгрома врага и достижения победы над фашизмом."

Это вообще-то не реверанс, а вывод.

От Д.Белоусов
К Кудинов Игорь (11.02.2011 16:40:05)
Дата 11.02.2011 17:05:18

Вдогонку - про Украину.Вот это- Вы точно читали, а лжете про "неподкрепленность"

День добрый

22 июня 1941 года, узнав из сообщения Молотова о начале войны, Местоблюститель митрополит Cергий (Страгородский) составляет своё Послание, которое было зачитано во всех церквах. Его значение трудно переоценить. В сентябре 1941 года за его чтение в храмах Киева немцами был расстрелян архимандрит Александр (Вишняков) -- настоятель Николо-Набережной церкви и протоиерей Павел Остренский, в Симферополе за чтение и распространение этого воззвания были расстреляны протоиерей Николай Швец, диакон Александр Бондаренко, старец Викентий.

https://www.vif2ne.org/nvk/forum/archive/2012/2012474.htm
Кроме того, я считаю, что Сергей Аракчеев должен быть освобожден

От Д.Белоусов
К Кудинов Игорь (11.02.2011 16:40:05)
Дата 11.02.2011 17:01:26

Вы бы с вопросом ознакомились. Вот статья о духовенстве на северо-западе России.

День добрый
...
Эти воззвания давали свои плоды. Многие священники, оказавшиеся на оккупированной территории, активно боролись против немецких захватчиков. В докладе А.Ф. Шишкина, посланного митрополитом Алексием (Симанским) «инспектировать» приходы только что освобожденных в 1944 году Гатчинского и Павловского районов, значится: «В ком билось сердце патриота Родины и кому действительно дорога была Русь, святым Владимиром крещенная, тот и в немецком плену любил ее паче жизни своей и умер как истинный патриот. Таковыми были, например, священник А. Петров (г. Гатчина) и священник М. Суслин (село Орлино). Оба они расстреляны немцами»[13]. Это всего лишь два примера из многочисленных свидетельств о патриотической деятельности священнослужителей Северо-запада. Так, в селе Ящера Гатчинского района немцами за антифашистскую агитацию были расстреляны священники Василий Романов и Алексий. Служивший в Гатчине протоиерей Феодор Забелин, спасая советского разведчика от немецкой погони, спрятал его в алтаре храма[14].

Замечателен подвиг иерея Феодора Пузанова. Вначале он служил в селе Бродовичи-Заполье Псковской области. Во время карательной акции фашисты сожгли его храм. Местные жители спрятали отца Феодора и переправили к партизанам. Благодаря Псковской миссии он был назначен священником в церкви с. Хохловы Горки Порховского района. Как говорится в справке митрополита Ленинградского Алексия, «во время оккупации священник Пузанов имел связь с партизанами, давал им хлеб, снабжал одеждою, давал им сведения о положении дел, о действиях немцев и т.д.»[15]. По другим сведениям, отец Феодор смог в оккупированной немцами Псковской области собрать на строительство церковной танковой колонны «Димитрий Донской» денег и ценностей на полмиллиона рублей и переправить их через партизан на большую землю[16]. Само по себе это необычайный подвиг – собрать такую сумму в разоренной, оккупированной Псковщине, где крестьяне зачастую питались травой и уходили на десятки километров в поисках работы и пропитания. Однако едва ли не большим подвигом является спасение им от угона в немецкую неволю жителей Хохловых Горок. В феврале 1944 года немецкие военные власти издали приказ об эвакуации всего прихода, и приход под руководством отца Феодора двинулся в путь. Когда немецкие конвоиры поручили отцу Феодору Пузанову под строгую ответственность довести своих прихожан до намеченного пункта и оторвались от конвоируемых, тот «пригласил желающих вернуться с ним вместе по домам, а там будь что будет. Все как один последовали за ним и вернулись на свои места. Немцы были уже далеко и, видимо, не рискнули возвращаться за убежавшими от них»[17].

Характерно, что помощь партизанам оказывали даже те священнослужители, которые не имели никаких причин любить советскую власть, поскольку подвергались при ней репрессиям. Так, священник Алексий Кибардин за принадлежность к иосифлянской оппозиции отбыл пять лет лагерей (1931–1936), с 1936 года находился в ссылке. В 1942–1944 году служил в Покровской церкви села Козья Гора Осьминского района, в котором было много партизан. В октябре 1943 года на территории нескольких прилегающих сельсоветов был даже создан партизанский край. Командир отряда И.В. Скурдинский (после войны – председатель Осьминского райисполкома) и комиссар И.В. Ковалев (в конце 1940-х – 1950-е годы – секретарь Осьминского райкома партии) хорошо знали отца Алексия Кибардина и неоднократно приходили к нему домой с целью получения помощи деньгами, хлебом, мукой и другими продуктами. Первая их встреча произошла летом 1942 года. 12 июля отца Алексия пригласили на Петров день в д. Велетово. После службы в местной часовне и посещения домов крестьяне собрали ему зерна, муки и хлеба. И в ночь с 13 на 14 июля в Козью Гору пришли десять партизан, попросив хлеба и предупредив, что их посещение следует хранить в тайне. Священник отдал им весь хлеб. Через три недели партизаны пришли снова во главе с комиссаром отряда, который предупредил отца Алексия, чтобы он впредь не говорил в проповедях о репрессиях священников в 1930-е годы и не побуждал местных жителей крестить «взрослых детей» 7–10 лет и старше. На вопрос батюшки, о чем же следует читать проповеди, Ковалев, по его свидетельским показаниям 1950 года, ответил: «Я сказал, чтобы читали то, что написано в русском Евангелии». В этот раз партизаны попросили также собрать и передать им в назначенное время 6 тысяч рублей, что отец Алексий и сделал. Затем священник передал в отряд еще 10 тысяч рублей. В дальнейшем партизаны приходили неоднократно, последний раз – в октябре 1943 года, и каждый раз получали какую-либо помощь[18].

В ходатайстве 24 жителей Красного Села от 31 января 1945 года о возобновлении богослужения в церкви благоверного князя Александра Невского отмечалось, что в 1941–1944 годах в этом храме при немцах ежедневно священник отец Иоанн совершал «по уставу положенное богослужение, молясь за страну родную, за наших бойцов в Красной армии и, вполне понятно, за свою советскую власть трудящихся. Молитвы за всех нас были усердны о даровании скорой победы нашей Красной армии и свободы от напавших на нас злодейски гитлеровцев»[19]. И таких примеров было немало. Митрополит Алексий не случайно пишет в пасхальном послании 1944 года: «С радостью услышал я о преданности вере, о верности Родине многих пастырей за все время пребывания в фашистской неволе… Также отрадно было узнать о том, что многие священники и миряне бестрепетно всеми имевшимися у них способами боролись против

http://www.pravoslavie.ru/arhiv/34155.htm

>>@Оккупационное время показало, что, как и во всем обществе, во всех религиозных организациях также произошел раскол среди священнослужителей всех конфессий Юга России. Одна часть осталась на патриотических позициях, другая же – пошла на сотрудничество с врагом. Духовные лица всех религий и религиозных течений не избежали той же участи – оказаться по разные стороны баррикад, что и их паства.@

Кроме того, я считаю, что Сергей Аракчеев должен быть освобожден

От Кудинов Игорь
К Д.Белоусов (11.02.2011 17:01:26)
Дата 11.02.2011 23:41:57

источник хорош. (-)


От Д.Белоусов
К Кудинов Игорь (11.02.2011 23:41:57)
Дата 11.02.2011 23:53:06

Стайт Сретенского монастыря и семинарии (-)


От Кудинов Игорь
К Д.Белоусов (11.02.2011 23:53:06)
Дата 12.02.2011 00:06:10

да, да, эти самые бепристрастные и незаинтересованные, ага. (-)


От Гегемон
К Кудинов Игорь (11.02.2011 13:26:24)
Дата 11.02.2011 13:27:28

Вы бы хоть цитируемую статью прочитали, что ли (-)