От Milby
К All
Дата 03.02.2011 23:56:50
Рубрики WWII; ВВС; Память;

Интервью с летчиком-штурмовиком Зацепиным П.И. 953-ий Витебский ШАП

Добрый день!
Представляю Вашему вниманию, свою новую работу. Так получилось, что работа над ней заняла 3 года (у Павла Ивановича Зацепина был в гостях 3 раза, уточняя и дополняя, последний рае ездил перед Новым годом, сам живу в другом городе, даже в другой стране). И ещё планируется дополнение + большое количество фото по боевому пути 953 ШАП.
http://www.pobeda.witebsk.by/sky/epizode/zacepin/

На мой взгляд интервью получилось довольно ёмкое, и живое. Встречается много интересных и местами новых для меня фактов. Радует то, что ветеран до сих пор помнит много фамилий и имен своих однополчан.

За годы войны, Зацепин совершил 120 б/в, 8 стрелком. В воздушных боях сбил 2 самолета как летчик, и 1 как стрелок. Его стрелок Иван Клименко (полный кавалер "Ордена Славы"), имел на своем счету 12 побед. По истине матерый экипаж был.

Павел Зацепин - в августе 1945 представлялся к "Звезде Гегоя", но не получил её до сих пор (сканы документов на представление имеются у меня в архиве). Хотя таких как он было много, взять того же Владимира Филюшина с его 180 б/в.
http://www.pobeda.witebsk.by/sky/epizode/filushin/

P.S. Буду признателен, за оставленные отзывы в этой ветке! Отзывы будут опубликованы на сайте, отдельной страницей! И отправлю письмо Павлу Ивановичу, как обещал, при последней встрече!

С ув. Берегейко Сергей, руководитель проекта "Победа Витебск"


От Varvar
К Milby (03.02.2011 23:56:50)
Дата 05.02.2011 14:19:30

Очень ингтересно.

>В Чекулино к нам присоединились эскадрилья «Нормандия-Неман», и с этими французами мы провоевали до конца войны. Они нас >прикрывали. Сказать, что они ахти лётчики я не могу и по сегодняшний день, они гнались только за личной славой. И вот мы идём >восьмёркой или шестёркой, нас прикрывает пара, только увидят или услышат, где то немцев, они кидались сразу в бой, их нет. А нас >бросали, а немцы же не дураки, их отвлекли, а нас сзади подходят и колотят, как могут.

С этой стороны про французов не рассказывают.

От Milby
К Varvar (05.02.2011 14:19:30)
Дата 05.02.2011 21:37:27

Re: Очень ингтересно.

>С этой стороны про французов не рассказывают.

Георгий Захаров о "Нормандии", на ранних этапах боевых действий:

"Индивидуализм, который летчики "Нормандии" проявляли в воздухе, мешал им до конца использовать их умение и боевое мастерство. Воздушный бой они понимали по-своему — как стихию, в которой каждый может вытащить печальный жребий. И если тебя постигла неудача — значит, сам в этом виноват. Но такой подход мы считали в корне неверным: ведь Тюлян и Литольф были очень сильными и хорошо подготовленными бойцами, говорить об их слабости не приходилось.

— Я склонен был оценивать ситуацию по-другому; только благодаря достаточно высокой индивидуальной летной подготовке многих французских летчиков "Нормандия" летом и осенью сорок третьего года сохранилась как боеспособная часть. Однако первые же серьезные воздушные бои показали, что французским летчикам необходимо решительно менять свои взгляды — как можно быстрее постигать тактику группового боя. Я это пытался доказать, утверждая, что несколько средних и даже слабых летчиков всегда могут сбить одного сильного, в какой бы первоначально выгодной позиции тот ни находился. И еще я говорил о том, что если сильный летчик выбьет из группы слабого, но потом сам поплатится за это головой — такое слишком дорого для нас.

Французские летчики слушали меня внимательно, но у меня осталось ощущение, что их внимательность — это, скорее, признак вежливости, воспитанности. Я почему-то не был уверен в том, что они понимают справедливость моих замечаний в сугубо профессиональном смысле. Тогда на глаза мне попался валявшийся под ногами \179\ березовый веник. Подняв его, я выдернул прутик и переломил его пополам. Летчики посмотрели на меня с удивлением. Поломав прутик, я дал одному из них веник и попросил переломить его целиком. Летчик старался, но из этого ничего не получилось. Французы заулыбались: слишком наглядным оказался пример, почерпнутый из старой русской сказки. "

Еще где то читал, что они гонялись за личными победами, покидали группу, и в одиночку преследовали самолеты противника. И это в книгах изданных в СССР, прошедших цензуру.

От Фигурант
К Milby (05.02.2011 21:37:27)
Дата 07.02.2011 19:48:19

Захаров читал Эзопа по всей видимости (сабж о прутиках) :))) (-)


От Claus
К Фигурант (07.02.2011 19:48:19)
Дата 07.02.2011 22:24:02

Нормандия начала воевать в середине 1943го, в ВВС к этому времени многие косяки

Нормандия начала воевать в середине 1943го, в ВВС к этому времени многие косяки во взаимодействии были исправлены, тем более в достаточно благополучной 303иад.
Нет ничего удивительного, что не опытные французы в этом плане были хуже советских летчиков.

От Митрофанище
К Milby (05.02.2011 21:37:27)
Дата 05.02.2011 21:41:07

Re: Очень ингтересно.

...
>Еще где то читал, что они гонялись за личными победами, покидали группу, и в одиночку преследовали самолеты противника. И это в книгах изданных в СССР, прошедших цензуру.


Ну а что тут такого?
Франция всё же не в Варшавский Договор входила, а в НАТО (пусть и не по уши))).

От Milby
К Митрофанище (05.02.2011 21:41:07)
Дата 05.02.2011 21:55:48

Re: Очень ингтересно.

>...
>>Еще где то читал, что они гонялись за личными победами, покидали группу, и в одиночку преследовали самолеты противника. И это в книгах изданных в СССР, прошедших цензуру.
>

>Ну а что тут такого?
>Франция всё же не в Варшавский Договор входила, а в НАТО (пусть и не по уши))).

Я к тому, что если про "Индивидуализм" писали в Нашей литературе. То данный эпизод, вполне правдоподобен:
>В Чекулино к нам присоединились эскадрилья «Нормандия-Неман», и с этими французами мы провоевали до конца войны. Они нас >прикрывали. Сказать, что они ахти лётчики я не могу и по сегодняшний день, они гнались только за личной славой. И вот мы идём >восьмёркой или шестёркой, нас прикрывает пара, только увидят или услышат, где то немцев, они кидались сразу в бой, их нет. А нас >бросали, а немцы же не дураки, их отвлекли, а нас сзади подходят и колотят, как могут.

От Митрофанище
К Milby (05.02.2011 21:55:48)
Дата 05.02.2011 22:32:30

Re: Очень ингтересно.

...
>Я к тому, что если про "Индивидуализм" писали в Нашей литературе. То данный эпизод, вполне правдоподобен:
>>В Чекулино к нам присоединились эскадрилья «Нормандия-Неман», и с этими французами мы провоевали до конца войны. Они нас >прикрывали. Сказать, что они ахти лётчики я не могу и по сегодняшний день, они гнались только за личной славой. И вот мы идём >восьмёркой или шестёркой, нас прикрывает пара, только увидят или услышат, где то немцев, они кидались сразу в бой, их нет. А нас >бросали, а немцы же не дураки, их отвлекли, а нас сзади подходят и колотят, как могут.

Согласен

От Митрофанище
К Varvar (05.02.2011 14:19:30)
Дата 05.02.2011 14:47:23

Re: Очень ингтересно.

>>В Чекулино к нам присоединились эскадрилья «Нормандия-Неман», и с этими французами мы провоевали до конца войны. Они нас >прикрывали. Сказать, что они ахти лётчики я не могу и по сегодняшний день, они гнались только за личной славой. И вот мы идём >восьмёркой или шестёркой, нас прикрывает пара, только увидят или услышат, где то немцев, они кидались сразу в бой, их нет. А нас >бросали, а немцы же не дураки, их отвлекли, а нас сзади подходят и колотят, как могут.
>
>С этой стороны про французов не рассказывают.


В детстве как раз именно такое от ветеранов слышал.
Ещё про то, что их на отдых отпускали с фронта, реально большие деньги платили. (косвенно и в литературе есть - могли кутить в ресторанах с девушками и т.п.)

Но позитива было больше.

От Митрофанище
К Milby (03.02.2011 23:56:50)
Дата 05.02.2011 13:49:50

Любопытный эпизод.

Недавно тут обсуждали тему смены места службы в Великую Отечественную.

"...В это время у меня сбежал мой воздушный стрелок (ушел на фронт в наземные войска, откуда прислал письмо, в котором он просил, чтобы его не считали трусом. Как он выразился в письме, сделал это он потому, что "рожденный ползать, летать не может"). ..."

От Milby
К Митрофанище (05.02.2011 13:49:50)
Дата 05.02.2011 21:50:35

Re: Любопытный эпизод.

В продолжение темы любопытных эпизодов, на мой взгляд интересны эти эпизоды:

Про такую статистику я ещё ни где не читал:
"А прыгать с парашютом на Ил-2 это 99% смертельный исход, потому что кабины находятся близко, да ещё этот киль с крючком и стабилизатор. Не раскроешь парашют, об стабилизатор стукнешься, а раскроешь, зацепишься. Случаев, очень много было, мы на хвосте привозили воздушных стрелков с парашютом вместе."

Опять же про судьбу стрелков:
"Это потом уже вышел приказ Сталина, о том, что за покидание группы, лётчика отправляли в штрафбат, воздушными стрелками на Ил-2. Вот у нас три случая таких было, трёх лётчиков истребителей к нам перевели в полк, и они отбывали как воздушные стрелки. Лётчик истребитель Елизаров летал стрелком в экипаже Карташёва, в одном из вылетов, вошли в пикирование при атаке и не вывели, так и врезались, их подбили на ходу. А тех двоих трупами привезли в кабине."


Как наши деды сражались:
"Когда мы уже были под Хайлегенбалем, я повёл группу на сильно укрепленную цель, смотрю колонна, на лошадях, обозах, тележках, я сразу понял что это бегут, фрицы бегут от наказания. Я начал снижения, зашёл до бреющего полёта, и сказал: «Огонь не открывать». И на бреющем полёте прямо по головам этой колонне. Что там творилось, я не видел, стрелки потом рассказывали. Лошади падали телеги переворачивались, всё летело в рассыпную. А я заход делаю и кричу: «Вот вам сволочи!»."


Про модернизацию "Ильюхи"
"На Ил-2 в задней кабине была полоса 20см, под бронёй, низ открытый, там толщина фюзеляжа фанера, стрелка спасал парашют и подвесное сиденье, «мешковина эта чёртова», садишься на этих лямках и катаешься. Мы когда прилетели получать самолёты в Куйбышев, то встретились с Ильюшиным, и говори: «Случаев много было, что прилетели, а в кабине стрелка труп, труп». У нас погибло много, на 12км Витебского шоссе братская могила, там похоронено 11 наших человек, только здесь под Чекулино. Мы его попросили поставить бронеплиту в кабине стрелка. Мы в полевых условиях с подбитых самолётов, на которых летать уже нельзя было, маслорадиатор прикрывался бронеплитой с зализом, и эта плита очень хорошо монтировалась в заднюю кабину воздушного стрелка, как специально, он на эти зализы ставил ноги, а с низу был прикрыт этой бронёй. После вылетов вытаскивали по 10-12 пуль и осколков, это сколько бы мы ещё потеряли. Сурков подошёл к нему: «Вот как бы установить броню, мы сейчас получаем самолёты, у нас гибнут воздушные стрелки». Тот как матюкнулся: «Я вам самолёт создал, и нарушать центровку не разрешу». И ушёл, не стал разговаривать. Мы уговорили технических работников, и десятка полтора нам этих плиток погрузили, мы их у себя установили, и летали до самого конца войны."

От Митрофанище
К Milby (05.02.2011 21:50:35)
Дата 05.02.2011 22:34:52

Re: Любопытный эпизод.

>В продолжение темы любопытных эпизодов, на мой взгляд интересны эти эпизоды:

>Про такую статистику я ещё ни где не читал:
>"А прыгать с парашютом на Ил-2 это 99% смертельный исход, потому что кабины находятся близко, да ещё этот киль с крючком и стабилизатор. Не раскроешь парашют, об стабилизатор стукнешься, а раскроешь, зацепишься. Случаев, очень много было, мы на хвосте привозили воздушных стрелков с парашютом вместе."

Я тоже не читал о таком.

>Опять же про судьбу стрелков:
>"Это потом уже вышел приказ Сталина, о том, что за покидание группы, лётчика отправляли в штрафбат, воздушными стрелками на Ил-2. Вот у нас три случая таких было, трёх лётчиков истребителей к нам перевели в полк, и они отбывали как воздушные стрелки. Лётчик истребитель Елизаров летал стрелком в экипаже Карташёва, в одном из вылетов, вошли в пикирование при атаке и не вывели, так и врезались, их подбили на ходу. А тех двоих трупами привезли в кабине."

Иногда пишут об этом, но и обратное этому пишут.

>Как наши деды сражались:
>"Когда мы уже были под Хайлегенбалем, я повёл группу на сильно укрепленную цель, смотрю колонна, на лошадях, обозах, тележках, я сразу понял что это бегут, фрицы бегут от наказания. Я начал снижения, зашёл до бреющего полёта, и сказал: «Огонь не открывать». И на бреющем полёте прямо по головам этой колонне. Что там творилось, я не видел, стрелки потом рассказывали. Лошади падали телеги переворачивались, всё летело в рассыпную. А я заход делаю и кричу: «Вот вам сволочи!»."

Всякое бывало.


>Про модернизацию "Ильюхи"
>"На Ил-2 в задней кабине была полоса 20см, под бронёй, низ открытый, там толщина фюзеляжа фанера, стрелка спасал парашют и подвесное сиденье, «мешковина эта чёртова», садишься на этих лямках и катаешься. Мы когда прилетели получать самолёты в Куйбышев, то встретились с Ильюшиным, и говори: «Случаев много было, что прилетели, а в кабине стрелка труп, труп». У нас погибло много, на 12км Витебского шоссе братская могила, там похоронено 11 наших человек, только здесь под Чекулино. Мы его попросили поставить бронеплиту в кабине стрелка. Мы в полевых условиях с подбитых самолётов, на которых летать уже нельзя было, маслорадиатор прикрывался бронеплитой с зализом, и эта плита очень хорошо монтировалась в заднюю кабину воздушного стрелка, как специально, он на эти зализы ставил ноги, а с низу был прикрыт этой бронёй. После вылетов вытаскивали по 10-12 пуль и осколков, это сколько бы мы ещё потеряли. Сурков подошёл к нему: «Вот как бы установить броню, мы сейчас получаем самолёты, у нас гибнут воздушные стрелки». Тот как матюкнулся: «Я вам самолёт создал, и нарушать центровку не разрешу». И ушёл, не стал разговаривать. Мы уговорили технических работников, и десятка полтора нам этих плиток погрузили, мы их у себя установили, и летали до самого конца войны."

Ну, это уже интерпритации ветерана
)))

От badger
К Milby (03.02.2011 23:56:50)
Дата 04.02.2011 20:18:00

Алексей очень просил меня, летать в одном экипаже...

Алексей очень просил меня, летать в одном экипаже, но тщательно обсудив этот вопрос, взвесив все за и против, мы решили, что если погибнем, то никто из наших родных не узнает о нашей фронтовой жизни. Кто-то должен дожить до Победы. Это и остано­вило Лешу от перехода в один экипаж-побратимов.

От Баир Иринчеев
К Milby (03.02.2011 23:56:50)
Дата 04.02.2011 10:41:10

спасибо огромное! (+)

скажите пожалуйста, а есть ли у Вас еще ветераны финской войны?

От Milby
К Баир Иринчеев (04.02.2011 10:41:10)
Дата 05.02.2011 22:00:51

Re: спасибо огромное!

>скажите пожалуйста, а есть ли у Вас еще ветераны финской войны?

Про ветеранов Финской войны ничего сказать не могу, так как сам увлекаюсь авиацией, и в свободное время по возможности стараюсь посещать летчиков.

Только у моего знакомого я слышал дед ветеран трех войн. В ом числе и Финской. Но он вроде как пару лет назад умер.