От БорисК Ответить на сообщение
К Прудникова Ответить по почте
Дата 15.06.2011 06:03:35 Найти в дереве
Рубрики WWII; Суворов (В.Резун); Версия для печати

Re: Роль Георгия...

>Маленков еще и "Директиву № 1" подписывал вместе с Тимошенко и Жуковым

Вы ошибаетесь, он ее никогда не подписывал.

>А человек, кстати, был мягкий, неконфликтный.

Вот как его охарактеризовал управляющий делами Совнаркома в 1940-1949 гг. СССР Я.Е. Чадаев:

Из всех руководителей сталинского окружения, с которыми мне приходилось иметь дело, Маленков был самым скрытным человеком. Довольно хитро он занимался интригами, политиканством, стремясь показать себя при этом очень лояльным и чистосердечным. С обычной для него ловкостью мог подстроить любому какое-нибудь грязное дело. Сам же изображал деятеля, который способен вызывать по отношению к себе только симпатию.
Маленков не отличался какими-либо глубокими знаниями, хотя охотно брался за любое дело, которое ему поручал Сталин. Но нередко для этого у него не хватало знаний. В свое время Маленков, не закончив Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана, перешел работать в аппарат ЦК и через несколько лет сумел стать секретарем ЦК и членом Политбюро, а с самого начала войны – членом Государственного Комитета Обороны. Но отнюдь не какие-то обширные познания, организаторский талант или незаурядный ум привели его к вершинам власти, а необычайная ловкость, изворотливость, краснобайство и демагогия, тонкое чутье, с кем и когда блокироваться (долгие годы была на виду «неразрывная пара "Берия-Маленков") и, наконец, постоянная демонстрация словами и делами личной преданности Сталину.
Маленков всегда стремился показать свою всестороннюю осведомленность, прослыть глубоко эрудированным человеком. Как правило, он первым узнавал подробности какой-нибудь новости и тут же рассказывал об этом в деталях Молотову, другим членам руководства, а при удобном случае – и Сталину.
Приведу такой пример. Однажды, в январе 1943 г., когда я явился к Молотову с рядом проектов решений, у него в кабинете находился Маленков. Он читал вслух статью из одной немецкой газеты, в которой говорилось, что расширение и укрепление восточной индустриальной базы, ставшей основным центром военной экономики СССР, оказалось совершенно неожиданным для гитлеровцев. Перевод этой статьи доставил ему кто-то из работников ЦК партии. Маленков решил сразу же показать этот материал Молотову, а заодно и продемонстрировать свою высокую компетентность. Комментируя данную публикацию, Маленков явно рисовался, изображая себя большим специалистом по экономике. Он приводил достаточно известные цифровые показатели состояния экономик СССР и третьего рейха и столь же известные пропагандистские примеры, которые мало что доказывали. Уверял, кстати, что к концу года экономика фашистской Германии, независимо от военного положения, полностью рухнет. (Между тем жизнь показала, что в силу ряда причин 1944 год стал годом наивысшего уровня немецкого военного производства.)
Перейдя к другой теме – о действиях партизан, – собеседник Молотова на основе только что полученных донесений и здесь пытался представить себя глубоким знатоком особенностей партизанской борьбы в тылу врага, излагая прописные истины "о пользе молока". Его красноречие прервал срочный вызов Молотова к Сталину.
Итак, особый интеллект у Маленкова отсутствовал, а было только жадное стремление к власти и мучительные поиски одного: как еще ближе втереться в доверие к вождю. Я уже отмечал ревностное отношение Маленкова к выдвижению Вознесенского. Зависть эта продолжалась в течение всех последующих лет, и к трагической гибели Николая Алексеевича Георгий Максимилианович основательно приложил свою руку.
Что касается активного участия Маленкова в устранении Берии в июне 1953 г., то полагаю, что оно во многом было связано с тем, что "всесильный Лаврентий" слишком много знал о своем давнем приятеле, и его неуемное и плохо скрываемое стремление стать единоличным правителем никак не устраивало тогдашнего главу Советского правительства.