Древняя история; Современность; Локальные конфликты; Искусство и творчество;
Зато
Спартанцы были свободными гражданами, подчинявшимися законам, а жители Персидского царства - подданными всемогущего царя, обладавшего неограниченной властью.
>В Персии хоть и существовало рабство, но оно было патриархальным, довольно мягким по сравнению с бесчеловечным рабством, какое практиковалось у греков (раб = орудие).
В те времена и у греков рабство было еще не настолько развито, особенно в той же Спарте, где илоты были не чьими-то личными рабами, а кем-то вроде государственных крепостных - они имели личное имущество и семьи. В сущности, положение персов и мидийцев по отношению к остальному населению Персидского царства было примерно таким же, как положение спартанцев по отношению к остальному населению Лакедемона и Мессении - часть этого населения была низведена до положения илотов, обязанных работать и платить налоги, часть обладала самоуправлением и должна была выставлять контингенты в армию.
>В Персии не было ничего похожего на то государственное зверство, какое практиковалось в Спарте по отношению к зависимому илотскому населению.
Вообще-то с непокорными персы не церемонились.
>Агрессивность спартанцев отнюдь не уступала агрессивности персов, а вот их господство было куда жестче, чем у персов.
Вот только не спартанцы пришли в Персию, а персы пришли в Грецию. Спартанцы в классическую эпоху совершенно не были агрессивными и не любили дальние походы. Все их усилия были направлены на удержание в подчинении остального населения Лакедемона и Мессении. Потом им пришлось начать борьбу с непомерно усилившимися Афинами.
>Малоазийские греки весьма недурно жили под персами
Вот только Геродот, оставивший нам описание греко-персидских войн, из которого мы и знаем про подвиг трехсот спартанцев, родился в Галикарнассе в Малой Азии, а жил и работал в Афинах.
А спартанский царь Агесилай вел войну с персами, базируясь как раз на греческие города Малой Азии.
>Что касается официальной морали спартанцев (гомосексуализм, убийство слабых младенцев и жестокость по отношению к побежденным), то она просто на порядок уступала официальное морали персов, зафиксированной в зароастрийских нормах.
Официальная мораль империй часто выглядит неплохо. А реальная всегда гораздо хуже.