Добрый утр.:)
Убедительно.
Я , конечно,догадываюсь , что наши крупные надводные корабли в ВОВ часто облаживались. Но оставалась смутная надежда на авиацию, катера и ПЛ.
По катерам и авиации понятно с минными поставками.Дык, может ПЛ нормально ставили?
Имеющиеся в исправном состоянии на Балтике 4 подводных минных заградителя использовались очень вяло, и результаты их постановок оказались как бы не еще хуже авиационных.
Всего было совершено за 1941 г 8 выходов на минные постановки, мины были выставлены всего в 5 случаях:
Л-3 27.06.1941 - заграждение №80А у Мемеля (20 мин ПЛТ). Командир ПЛ получил от комбрига точные координаты места постановки, но по прибытии к Мемелю обнаружил, что точка с указанными координатами фактически находится в стороне от судоходного фарватера. Тем не менее, Грищенко в точности выполнил постановку в указанном месте, в результате заграждение оказалось восточнее судоходной трассы, и, скорее всего, ущерба противнику не нанесло. Дело осложняется тем, что заграждение оказалось фактически примыкающим к немецкому оборонительному минному заграждению. Реально в этом районе погибли в результате подрывов три судна - 01.10.1941 латвийское "Кайя" (244 брт), 22.11.1941 шведский водолей "Уно" (430 брт) и 26.11.1941 немецкое "Энгерау" (1142 брт), но точные места их гибели неизвестны, и поэтому нет возможности определить, на чьих минах (советских или немецких, или вообще дрейфующих плавучих "без национальности") они подорвались. "Кайя" и "Уно" как мелкие суда скорее всего погибли именно на плавучих минах.
Л-3 19.07.1941 - заграждение №81А в устье Данцигской бухты у м.Брюстерорт (20 мин ПЛТ). В этот раз Грищенко сам должен был определять место постановки, и он выставил мины в кильватер немецким тральщикам, ведущим контрольное траление. Реально же заграждение оказалось выставленным южнее судоходного фарватера из Данцига в Мемель, и никакого ущерба противнику не нанесло. Немцы случайно обнаружили его в апреле 1942 г и вытралили.
"Калев" 12.08.1941 г - заграждение №82А у маяка Ужава южнее Виндавы (10 мин БГЛ). Тут есть неясности даже с точными координатами заграждения. Тем не менее, точно известно, что заграждение никаких потерь немцам не нанесло и осталось ими незамеченным. Стрельбицкий высказывал предположение о возможности гибели на этом заграждении после 28 августа советской ПЛ Щ-319.
"Лембит" 17.08.1941 - заграждение №83А западнее о.Борнхольм (20 мин БГЛ). Заграждение было выставлено в открытом море и оказалось безрезультатным.
"Лембит" 05.11.1941 - заграждение №66 в устье пролива Бьеркезунд в Восточной части Финского залива (20 мин БГЛ). Единственным возможным результатом постановки можно считать гибель финского вспомогательного тральщика-посыльного судна "Порккала" 28.11.1941 (162 т; впоследствии поднято и восстановлено финнами), но, по данным Стрельбицкого, наиболее вероятно, что сия посудина погибла в 5 милях южнее на заграждении №1Б, выставленном малыми охотниками из Кронштадта 9 сентября.
Еще три выхода ПЛ на минные постановки оказались безуспешными и к постановке мин вообще не привели - "Калев" и Л-2, судя по всему, погибли до выхода к намеченным местам постановок, а К-3, высланная в июле на постановку мин западнее Борнхольма, осуществить ее не смогла из-за поломки минного устройства вследствие ошибки личного состава.
Таким образом, реально ПЛ КБФ выставили в 1941 г всего 90 мин, на которых с изрядной натяжкой можно записать гибель трех небольших судов и одного тральщика-посыльного судна - но наиболее вероятно, что все эти постановки оказались полностью безрезультатными.