У меня здесь, в Штатах, есть знакомый, инженер. Он работает со старым немцем, инженером, который во время второй мировой был школьником.
Из пересказов мне запомнились две детали:
(а) Жизнь в Германии была тихая и в общем-то нормальная. Ну, были пайки и прочие неудобства. В школах идеологией их не то чтобы очень. И поэтому для всего немецкого населения было таким шоком, когда наступающие союзники до них добрались. Спокойная в общем-то жизнь - и вдруг бомбежки, смерть, беженцы, выживание. Для них война началась в 44м
(2) Пара его бывших одноклассников в самом конце войны попытались от призыва сбежать. Их поймали и повесили.
Разумеется, одному рассказу одного очевидца ну никак не поспорить с могучей статистикой..
И не кажется ли вам, что бронь - подавляющая часть в примеденной статистике - есть просто обеспечение ВОЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ на государственном уровне, а не рассказ о том, как хитрый Ганс от армии косил??
И поэтому для всего немецкого населения было таким шоком, когда наступающие союзники до них добрались. Спокойная в общем-то жизнь - и вдруг бомбежки, смерть, беженцы, выживание. Для них война началась в 44м
Я имел в виду, что отсюда, наверно, те искренние убеждения, что их, людей которые ничего плохого не сделали, вдруг какие-то грязные преступные орды пришли насиловать, убивать, взрывать их города и т.д.
В западных книгах этого сколько хочешь, стало "официальной" трактовкой конца войны. См. например, Антони Бивор "Падение Берлина" (Anthony Beevor "The Fall of Berlin 1945" ISBN 0670030414) как пример абсолютно вторичной (переписывание из опубликованных источников) "истории" - пересказ который держится на сквозь зубы, свысока, презрительном тоне. Ничего более презрительности тона там нет. Книга получила самые лучшие отзывы u kritikov.
Primer vosprijatija: iz otzyva chitatelja:
"There were also similiarities between the two armies. While not on the same scale as the Germans, the Russian Army was no benign conqueror. The needless destruction, looting, murder and rape would have made the army of Genghis Khan proud. At times one is forced to hope that both sides lose."