От alex
К В. Кашин
Дата 25.04.2012 13:56:34
Рубрики Древняя история;

Вынужден вмешаться

Не корысти ради, но истины для.

> Само понятие общественно-политических формаций было выдвинуто Марксом

Таки периодизацию всемирной истории задавали и до Маркса, и как тут не помянуть Гегеля с его любимым членение периодов на три.

> Таким образом, сама концепция общественно-экономических формаций была одним из наиболее уязвимых мест марксистского мировоззрения.

Отнюдь. Это зависит от определения ОЭФ. Есть хорошая работа Поршнева "Феодализм и народные массы", в которой он рассматривает периодизацию.

> Проблема состоит в том, что сам Маркс, очевидно, понимал неприменимость понятия рабовладельческого строя к Азии и выделял в некоторых своих работах еще особую формацию - Азиатский способ производства (но в некоторых работах упоминал о ней, а в некоторых - нет).

Вот именно, "в некоторых работах упоминал о ней, а в некоторых - нет". И упоминал или не упоминал по мере накопления материала. В отличие от многих прочих, Маркс не держался однажды данного определения, он исследовал вопрос. Сами можете оценить, насколько скудный был исторический материал в его время, объёмы росли на протяжении его жизни.

> В идеологической дискусиии, развернувшейся в СССР в 1920-1930-е годы утвердилась концепция "пяти формаций" без всякой "азиатчины".

Не утвердилась окончательно. Дискуссия была и в 50-60-е. На этот счёт можно реомендовать книгу Никифорова "Восток и всемирная история". Никифоров, помимо подробного рассмотрения дискуссии об "азиатском способе производства", показывает некие явления, общие для развития Востока и не только Востока. В общем, подтверждает периодизацию.

> Современными марксистами также признается несостоятельность "пятичленки" - они считают что за первобытно общиннным строем следовала единая докапиталистическая формация, потом капитализм и т.п.

"Современные марксисты" - новый мем? Их много всяких, современных марксистов. Я знаком и с такими, которые полагают, что капитализм до сих пор жизнеспособен. Ваше высказывание неправомерно обобщает взгляды на периодизацию.

От В. Кашин
К alex (25.04.2012 13:56:34)
Дата 25.04.2012 16:34:57

Re: Вынужден вмешаться

Добрый день!
>Не корысти ради, но истины для.

>> Само понятие общественно-политических формаций было выдвинуто Марксом
>
>Таки периодизацию всемирной истории задавали и до Маркса, и как тут не помянуть Гегеля с его любимым членение периодов на три.
мы говорим не о "периодизации вообще", а об общественно-политических формациях, меняющихся по мере развития производительных сил в силу объективных закономерностей.
>> Таким образом, сама концепция общественно-экономических формаций была одним из наиболее уязвимых мест марксистского мировоззрения.
>
>Отнюдь. Это зависит от определения ОЭФ. Есть хорошая работа Поршнева "Феодализм и народные массы", в которой он рассматривает периодизацию.
Речь идет о способности убедительно доказать всеобщий характер феодальной формации для стран не только Запада, но и Востока. Поршнев, кстати, также рассматривал феодальную формацию как объективную закономерность. Эта проблема решена никогда не была. Что создавало противоречия с трактовкой, считавшейся канонической в СССР.
>> Проблема состоит в том, что сам Маркс, очевидно, понимал неприменимость понятия рабовладельческого строя к Азии и выделял в некоторых своих работах еще особую формацию - Азиатский способ производства (но в некоторых работах упоминал о ней, а в некоторых - нет).
>
>Вот именно, "в некоторых работах упоминал о ней, а в некоторых - нет". И упоминал или не упоминал по мере накопления материала. В отличие от многих прочих, Маркс не держался однажды данного определения, он исследовал вопрос. Сами можете оценить, насколько скудный был исторический материал в его время, объёмы росли на протяжении его жизни.
Так материал в его время был настолько ограничен, что едва ли стоило пытаться строить на его основе глобальные теории. Энгельс, вообще не имея никакого материала рассуждал о том, что американские индейцы находились на "средней ступени варварства" и государств до колумба у них не было. Ему же принадлежала мысль о связи фонетического письма и возникновения государства. Потом часть этих воззрений была догматизирована в СССР и это создавало серьезные идеологические проблемы.
>> В идеологической дискусиии, развернувшейся в СССР в 1920-1930-е годы утвердилась концепция "пяти формаций" без всякой "азиатчины".
>
>Не утвердилась окончательно. Дискуссия была и в 50-60-е. На этот счёт можно реомендовать книгу Никифорова "Восток и всемирная история". Никифоров, помимо подробного рассмотрения дискуссии об "азиатском способе производства", показывает некие явления, общие для развития Востока и не только Востока. В общем, подтверждает периодизацию.
Была действительно вспышка дискуссии в СССР в 1960-е годы, которая затихла к началу 1970-х, в том числе под давлением сверху. В дальнейшем она продолжалась в скрытом виде. Существование рабовладельческой и феодальной формаций на Востоке под вопрос не ставилось.
>> Современными марксистами также признается несостоятельность "пятичленки" - они считают что за первобытно общиннным строем следовала единая докапиталистическая формация, потом капитализм и т.п.
>
>"Современные марксисты" - новый мем? Их много всяких, современных марксистов. Я знаком и с такими, которые полагают, что капитализм до сих пор жизнеспособен. Ваше высказывание неправомерно обобщает взгляды на периодизацию.
Насколько я понимаю, пятичленную периодизацию, наиболее распространенную в СССР, сейчас в серьез не рассматривают и в университетах не преподают.
С уважением, Василий Кашин

От Chestnut
К alex (25.04.2012 13:56:34)
Дата 25.04.2012 14:18:58

Re: Вынужден вмешаться

>"Современные марксисты" - новый мем? Их много всяких, современных марксистов. Я знаком и с такими, которые полагают, что капитализм до сих пор жизнеспособен.

Ну должны же хоть какие-то марксисты хоть в чём-то быть правы?

'Бій відлунав. Жовто-сині знамена затріпотіли на станції знов'

От alex
К Chestnut (25.04.2012 14:18:58)
Дата 26.04.2012 13:23:36

Re: Вынужден вмешаться

>Ну должны же хоть какие-то марксисты хоть в чём-то быть правы?

Никто никому ничего не должен. Их основатель завещал сомневаться во всём. Его заветы - не исключение.