30 марта 1943 г., Москва
Акт о выяснении физического состояния военнопленных и причин высокой среди них смертности в лагере военнопленных №81, п. Хреновое, произведенный комиссией в период с 22-го по 25-е марта 1943 г.
С 24 января по 23 марта 1943 г. в лагерь поступило 26 805 чел. военнопленных. Из них:
венгров 7280 чел.
итальянцев 9273 чел.
немцев 2633 чел.
румын 489 чел.
словаков 1484 чел.
поляков 20 чел.
бельгийцев 684 чел.
руссин 67 чел.
евреев 4474 чел.
сербов 366 чел.
хорват 16 чел.
цыган 19 чел.
в том числе:
а) солдат и унтер-офицеров 26 217 чел.
б) офицеров 588 чел.
В период приема оставались в эвакогоспиталях НКО ... чел. военнопленных.
По данным актов, физическое состояние прибывших в лагерь военнопленных характеризуется следующими данными:
а) здоровых 8567 чел. 29%
б) больных 644 чел. | 71%
в) истощенных 17 594 чел. |
Физическое состояние определялось по наружному виду, в группу здоровых относились военнопленные, могущие самостоятельно передвигаться.
За время с 24 января по 23 марта с.г.:
а) вывезено в другие лагеря – относительно здоровых – 7778 чел. (в том числе офицеров 471 чел.);
б) передано в эвакогоспиталя НКО и госпиталь, организованный лагерем – 4935 чел. (в том числе: офицеров 67 чел.);
в) умерло – 13 794 чел.:
– в том числе офицеров – 51 чел. (10,9%);
– в том чисел солдат и унтер-офицеров – 13 743 чел. (51,6%).
На 23 марта 1943 г. в лагере состояло – 298 чел.
Из них:
а) условно здоровых – 250 чел.;
б) амбулаторных и требующих госпитализации – 48 чел.
С 18 марта с.г. на территории лагеря развернулось отделение госпиталя НКО (ГЛР-2), в котором госпитализированы – 420 чел.
Лагерь дислоцирован на территории Хреновского конного завода. Военнопленные размещались в темных зданиях бывших конюшен. Небольшая часть конюшен имеет деревянный настил, в остальных полы земляные.
В последние два месяца в качестве подстилки применялась солома. Отопление производилось времянками, но согревание помещения было недостаточным. По заявлению начальника лагеря температура держалась в пределах 6-7°. Территория лагеря резко загрязнена фекальными массами.
К моменту обследования администрацией лагеря были приняты энергичные меры к очистке и дезинфекции освободившихся помещений и территории лагеря.
В первые 18 дней (с 24 января по 10 февраля 1943 г.) в лагерь поступили из ближайших районов военных действий 12 049 военнопленных, проделавших небольшие переходы пешком в пределах 40-80 км.
Основная же масса военнопленных (12 346 чел.) прибыла в период с 11 февраля по 17 февраля 1943 г. из отдаленных районов военных действий (Касторное, Миллерово, Каменка и т.д.), которые совершили 5-8-дневные пешие переходы при низкой температуре, недостаточном питании и слабой медицинской помощи.
Большинство групп военнопленных в течение всего перехода получили питание не более одного-двух раз (хлеб или картофель или консервы).
В приемных актах отмечено, что в большинстве случаев прибывавшие военнопленные находились в состоянии резкого истощения, завшивленные, с отморожениями верхних и нижних конечностей, плохо экипированные (частично без обуви, головных уборов и шинелей). Солдаты рабочих батальонов в количестве до 5 тысяч имели летнюю, гражданского типа одежду.
Как явствует из тех же документов, часть военнопленных умерла в пути следования от истощения, вызванного предшествующим физическим напряжением и длительным недоеданием до пленения. По показаниям военнопленных из рабочих батальонов, за последние 3 месяца до пленения умерло до 40% личного состава этих частей.
Случаи смерти среди военнопленных начинают появляться с 5 февраля 1943 г., постепенно увеличиваются и к 25 февраля достигают 400 и более случаев в сутки. После отправления относительно здоровых в другие лагеря смертность резко возрастает, достигая к 8 марта порядка 900-1000 случаев в сутки.
К моменту поступления военнопленных лагерь не был обеспечен:
а) Потребным количеством продовольствия. Военнопленные в первые 3-5 дней вовсе не получали пищи, в дальнейшем питание было организовано и военнопленные обеспечивались продуктами по норме, за исключением овощей, которые в течение всего периода существования лагеря отсутствовали.
В момент обследования военнопленные получают 2 раза в день горячую пишу и один раз чай.
Больные госпиталя – питаются по нормам госпитального пайка – получают горячую пищу 3 раза в день и 2 раза чай. Страдающие поносами обеспечены сухарями из ржаного хлеба.
б) Лагерь не был обеспечен медицинской помощью и необходимыми санитарно-гигиеническими условиями (медикаментами, перевязочным материалом, баней, дезкамерами и т.д.).
Поэтому военнопленные не могли быть подвергнуты санитарной обработке, а больные не были изолированы от здоровых.
Впоследующем оборудованные баня и дезкамера не удовлетворяли потребности лагеря ввиду резкого несоответствия между количеством военнопленных и пропускной способностью санитарного блока.
В результате чего командованию лагеря не удалось ликвидировать завшивленность и дальнейшее распространение заболеваний сыпным тифом. Ряд санитарно-гигиенических мероприятий, проведенных впоследующем, как: смена белья, обработка мылом "К" и т.д., не дали должного эффекта.
Лагерь испытывает острую нужду в медикаментах и перевязочном материале.
На основании изучения бытовых и санитарно-гигиенических условий до пленения, ознакомления с работой лагеря, осмотра и опроса военнопленных комиссия приходит к выводу, что высокая смертность среди военнопленных объясняется следующими обстоятельствами:
1) значительным истощением военнопленных, вызванным длительным недоеданием, чрезмерными переходами пешком (рабочие батальоны проделали путь в 1200 км в течение 28 дней) и плохой экипировкой в зимних условиях еще до пленения;
2) наличием в тот же период значительной заболеваемости и высокой смертности, а также плохой постановкой медико-санитарной службы в частях противника (отсутствие дезкамер, отсутствие смены белья в течение 2-3 мес. и т.д.);
3) дальнейшим ухудшением физического состояния длительными маршами при плохой экипировке, недостаточным питанием и слабым медико-санитарным обслуживанием после пленения;
4) условия размещения и содержания военнопленных в лагере в первый период (до марта месяца), не способствовали улучшению физического состояния военнопленных, а в ряде случаев отягощали его.
Таким образом, факторы, указанные в пунктах 1 и 2, обусловили поступление в лагерь значительного количества военнопленных с резкими явлениями алиментарной дистрофии необратимого характера, авитаминозами и другими заболеваниями (дизентерия, сыпной и брюшной тиф), которые и обусловили высокую смертность впоследующем.
Это положение подтверждается продолжающейся высокой смертностью (3-4% в день) в госпитале ГЛР №2, где больные поставлены в значительно лучшие условия как обслуживания, так и питания.
Председатель комиссии:
Нач. санотдела ГУПВ НКВД – дивврач Малиновский
Члены:
Пом. начальника ГВСУ Красной Армии генерал-майор медслужбы Ратгауз
Представитель НКЗ СССР – профессор доктор медицинских наук Гукосьян
Представитель НКЗ СССР – доцент кандидат медицинских наук Яковлев
Представитель исполкома Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца Рабинович