На протяжении всей войны для облегчения движения танков в условиях плохой видимости, заводом №237, совместно с Государственным оптическим институтом (ГОИ) и Всероссийским электротехническим институтом велись работы по созданию ночных активных инфракрасных приборов - подсветочных светосигнальных приборов для вождения танков в колоннах. С конца 1942 г. и до осени 1944 г. конструкторами завода №237 Коневым и Гладилиным, совместно с ГОИ велись работы по созданию "приборов ночного вождения к танкам Т-34".
Есть подтвержденные данные о факте фронтовых испытаниях танковых ПНВ в 1943 году. В книге генерала Бирюкова Николая Ивановича ”Танки — фронту!” Записки советского генерала.(Смоленск: Русич, 2005. — 480 с. — (Мир в войнах). isbn 5–8138–0661-Х.). воспроизведены записи, сделанные в служебных тетрадях заместителя командующего бронетанковыми войсками Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, по всем вопросам деятельности командования БТВ. Среди них — более 90 телефонных разговоров Н. И. Бирюкова с И. В. Сталиным, прокомментированных кандидатом исторических наук Е. Н. Цветаевым.
Информация следующая:
Приборы ночного вождения испытывались на двух танках Т-34 на Западном фронте в мае 1943 года. В ходе боевых действий один из них, по воспоминаниям Н. И. Бирюкова, был захвачен немцами. Вызванные, по этому поводу к Сталину Н. И. Бирюков и Б. М. Коробков подверглись унизительному шельмованию: «Вам обоим по «Железному кресту» от Гитлера», — кричал Нарком.
Ночные указания тов. Сталина от 17 мая 1943 г. как раз и были следствием этого эпизода.
17 мая 1943 г. (18.05.43 г. 0 ч. 10 мин.)
Указания тов. Сталина
“7. Проверить результаты расследования по приборам ночного вождения. Их нельзя было посылать без разрешения тов. Сталина.
В июне 1941 г. на Черноморском флоте уже имелось 15 ИК пеленгаторов, к ноябрю были получены еще 18. Командование флота перевело на "ИК огни" вход в главную морскую базу - Севастополь. Было замечено, что противник, не видя ИК лучей, не обстреливает фарватер. В 1943 г. "ИК огни" признаются основным средством ограждения фарватеров, а весь штурманский состав Черноморского флота обучается обращению с ИК приборами. Было признано, что приборы наблюдения - пеленгатор "Омега - ВЭИ" и бинокль "Гамма - ВЭИ" - надежны и удовлетворяют предъявленным к ним требованиям. К 1943 г. все корабли Черноморского флота были оборудованы ИК приборами для совместного плавания в строю.
Приборы ночного видения в Авиации.
В авиации для ночного наведения самолетов нашли применение приборы "Гамма - ВЭИ". В декабре 1943 г. на фронте, западнее Смоленска, они прошли войсковые испытания, при этом ИК маяк с самолета был виден на расстоянии до 40 км, знаки сигнального полотнища - до 3...4 км, кодовые мигающие огни - до 8 км.