Приветствую Вас!
>В приложениях есть немецкое итоговое донесение. В том числе раскрыты и некоторые деликатные аспекты подготовки, конкретно роль Осиповой. Сам процесс доставки и закладки мины тоже описан.
>С уважением,
>Никита
Непосредственными исполнительницами акта принято считать трех Героев Советского Союза – Елену Мазаник, Марию Осипову и Надежду Троян.
Мазаник работала уборщицей в казино при генеральном рейхскомиссариате (где работал и отдыхал Вильгельм Кубе). Идея использовать ее доступ была высказана руководством бригады «Дядя Коля» (командир – капитан ГБ П. Г. Лопатин).
Надежда Троян (резидент разведотдела бригады «Канская», член отряда «Буря», входившим в бригаду) первой вышла на Мазаник (сведений о работе Мазаник на партизан до того нет) с предложением ликвидировать гауляйтера. Но ее беспечное поведение в оккупированном городе вызвало у Мазаник подозрение. Второй вышла Мария Осипова, связная отрядов Ваупшасова, Лопатина и Золотаря, руководитель подпольной группы в Минске. Мазаник при встрече (по словам Осиповой) хотела убедиться, что с ней действительно разговаривают представители партизан (т. к. опасалась провокации). Осипова, видя что разговор может закончиться безрезультатно, сказала ей: «Близится час, когда каждый из нас, оставшийся в тылу противника, должен будет отчитаться перед Родиной, что он сделал для ее освобождения от проклятого фашизма» (тонкий намек). Сестра Мазаник Валентина вместе с Осиповой на следующий день ушли в партизанский отряд (т. к. Мазаник настояла на встрече с руководством, но была занята идти сорок километров) и благополучно вернулись. На следующей встрече было решено ликвидировать Кубе взрывом мины, а не ядом (т. к. первыми в доме принимали еду его дети). Осипова получила в спецотряде «Дима» две мины и пронесла их в корзине с брусникой, хотя ее обыскивали полицаи, затем доставила мину Мазаник. Мазаник и Осипова вместе вставили взрыватель мины, расширив паз ножом (!), затем Мазаник взвела мину и положила себе под кровать.
21 сентября в 9 часов Мазаник пронесла мину в дом (привязав под платьем под грудь, поверх платья - фартук). Т. к. дежурил знакомый солдат, ее обыскали формально, но Мазаник должна была носить мину еще два часа. Наконец, она заложила мину в спальне, между пружинами кровати и матрацем. Причем сразу же после этого Мазаник в спальне обнаружил дежурный офицер, но Мазаник с помощью горничной Янины удалось убедить его в своей безвредности. Кубе вернулся домой и сразу же лег в постель. В 00 часов 40 минут 22 сентября мина взорвалась, гауляйтеру разорвало левую сторону груди и оторвало левую руку. Находившаяся рядом беременная жена и дети в соседней комнате не пострадали.
Троян в этот же день приехала в Минск для вручения Мазаник второй мины. Ей удалось спастись из облав только благодаря встрече с чехами из вермахта, настроенными пораженчески. Они помогли выйти из города, причем один из солдат тоже ушел к партизанам.
После смерти Кубе немцы расстреляли порядка двух тысяч человек и отправили в концлагеря еще больше. Как пример вообще – только в Ровно расстреляли более 100 тысяч человек (больше довоенного населения).
С уважением, Евгений Белаш