Партизану на заметку: Ирак, лето, горят нефтепроводы
Иракские партизаны нанесли удар по США
Теракт в Эль-Хите привел к подъему котировок на ведущих топливных биржах
Цены на нефть усилили рост после сообщений о новом взрыве нефтепровода в Ираке. В Лондоне в начале понедельничной сессии на IPE котировки «августовской» Brent поднялись до 27-26 долл./барр. (+ 0,9 долл.). Подъем цен уже происходил в пятницу, после того как распространились сообщения о том, что реальный уровень добычи нефти в странах ОПЕК в июне будет ниже предсказывавшегося. Согласно прогнозам агентства Petrologistics, этот объем составит 25,76 млн барр. в сутки, что всего на 360 тыс. барр. в сутки выше квот, установленных картелем. Между тем еще в апреле превышение квот было до 800 тыс. барр. в сутки, а в марте около 1 млн). Если подобные прогнозы будут подтверждены другими аналитическими центрами, то фактор «усиления квотной дисциплины» в рядах ОПЕК может надолго определить настроения на рынке. Тем более что, согласно заявлению главы МЭРТ Германа Грефа на Петербургском экономическом форуме, и Россия, как крупнейший независимый экспортер, не сможет в ближайшее время поставлять на рынки больше нефти, т.к. возможности системы «Транснефти» используются уже на все 100%.
Что касается терактов на нефтяных объектах, то они обычно сказываются на рынке лишь кратковременно (например, информация о взрыве танкера «Лимбур» в прошлом году привела к незначительному – на 2% с небольшим подъему котировок в течение одного дня). Чуть дольше было влияние «террористического фактора» после взрывов в Эр-Рияде и Марокко (рынок выжидал, не станут ли эти теракты началом партизанской войны в странах-нефтедобытчицах). Меньше повлиял на рынок взрыв на нефтепроводе в Нигерии, происшедший в пятницу, впрочем, согласно официальным данным, это был не теракт.
В воскресенье произошел сильный взрыв, а затем пожар в районе города Эль-Хит к западу от Багдада, где параллельно проходят нитки нефте- и газопровода. Некоторые СМИ даже сообщали, что горит именно голубое топливо, но большинство со ссылкой на министерство нефтяной промышленности Ирака сообщают о пожаре «черного золота». Сообщается, чтопри взрыве якобы погиб один американский военнослужащий, охранявший стратегически важный объект. 12 июня уже был взорван нефтепровод, соединявший месторождения Киркука с турецким терминалом Джейхан на Средиземном море, и этот факт весьма обеспокоил участников нефтяного рынка. Ведь теракт (а проамериканская администрация подтвердила, что это был теракт) произошел в то время, когда завершился тендер на право покупки иракского черного золота, хранившегося с начала войны в Джейхане. Теперь хранилища турецкого порта разгружаются, но новый поток черного золота пойдет туда лишь после окончания ремонта нефтепровода, который может занять более недели.
Взрыв в Эль-Хите нарушил работу нефтяной магистрали, соединявшей северные и южные месторождения страны и обеспечивавшей до войны бесперебойную работу собственно иракских НПЗ, в том числе крупнейшего предприятия «Аль-Дора» в Багдаде. Этот теракт может спровоцировать новый бензиновый кризис в иракской столице, которая переживала нечто подобное в апреле. Теперь наблюдатели выражают сомнение, что американцы и их ставленники сумеют удержать ситуацию под контролем и добиться быстрого восстановления иракской нефтяной промышленности. Хотя американский Экспортно-Импортный банк (US Export-Import Bank) объявил о начале кредитования субподрядчиков, обеспечивающих поставки оборудования в Ирак, прочие новости для компаний, задействованных в этом процессе, скорее негативные. И «саботаж» местных работников, о котором открыто говорит нынешний «генерал-губернатор» оккупированных территорий Пол Бремер, играет здесь важную роль.
И.о. министра нефти Ирака Тамир Гадбан заявил в субботу, что для восстановления «нормального» объема производства жидкого топливного сырья в стране (3 млн барр. в день) потребуется 18 месяцев и 1 млрд долл. инвестиций. Снятие санкций Совбезом ООН приоткрыло дверь для подобных денежных вливаний, однако они не льются дождем на иракскую землю, поскольку инвесторы не видят в Ираке маломальской политической стабильности. Только после 1 мая, когда Джордж Буш объявил о завершении крупных военных операций в Ираке, в этой стране погибло, по разным данным, от 19 до 50 американских военнослужащих. Отряды т.н. Национального фронта федаинов обязуются в ближайшее время усилить нападения на войска оккупантов и на объекты, в том числе нефтяные, чтобы «богатство Ирака не досталось врагу». В ходе операции «Скорпион пустыни», начатой оккупационными силами неделю назад, арестовано более 540 человек, подозреваемых в подрывной деятельности и незаконном владении оружием. Однако это капля в море, в Ираке на руках у населения сотни тысяч стволов, сдавать их американцам намерений нет, а отобрать силой крайне сложно. Не менее сложно вернуть и расхищенное оборудование нефтяного комплекса: за нескольких недель анархии, царившей после падения Хусейна, иракцы разграбили не только сокровища музеев и дворцов, но и «все, что может пригодиться в хозяйстве», включая технику, вентили, трубы и т.д.
Эти факты послужили основанием для экспертов ОПЕК усомниться в том, что уже в третьем квартале года, как ранее обещала администрация Бремера, мировой рынок получит в изобилии иракскую нефть. Более того, эксперты сомневаются, что Ирак вообще сможет заключать новые контракты на поставку черного золота, поскольку импортеры желают иметь дело с законным правительством, а не с оккупантами. Этот вопрос намеревается «утрясти» во время своего визита в США (24-27 июня) президент ОПЕК Абдалла Хамад аль-Атыйя. Скорее всего, он попытается убедить американцев решать вопрос с иракской нефтью как можно более плавно, чтобы не расшатать рынок, вот уже более месяца пребывающий в относительно стабильном состоянии. Вряд ли убедить американцев будет делом легким: слишком они заинтересованы в том, чтобы иракская нефть потекла на мировой рынок как можно быстрее и как можно в больших объемах.