От Алексей Мелия Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 22.06.2003 12:34:09 Найти в дереве
Рубрики WWII; Спецслужбы; ВВС; Версия для печати

Социология и нашествие

Алексей Мелия


Отрывки из книги Е.В. Кодина Гарвардский проект, в контрой насказывается об исследованиях Гарвардского университета среди советских невозвращенцев в первые послевоенные годы. Исследования проводились по заданию USAF и решили задачи по подготовке атомного удара по СССР и определении возможных путей его дестабилизации.

"Объёмом в 13 страниц и с грифом «Для служебного пользования» документ ВВС, рассматриваемый как «предложения д-ру Клакхону», даёт чёткие и однозначные предписания по формированию программы исследования и содержания вопросов для анкетирования советских граждан.
<…>
Отдельно в документе выделен раздел по сбору информации социального характера в Вооруженных силах СССР. Следовало определить характер советской концепции Вооруженных сил, их политическое, экономическое и психологическое состояние; понять реальную «секретную советскую доктрину», а не то, что было официально провозглашено Лениным и Сталиным; определить методы набора, воспитания, подготовки личного состава вооруженных сил.
Особый интерес представляли для американских ВВС вопросы о целях и возможных последствиях американских бомбардировок советской территории. Участникам проекта следовало выяснить, имелись ли в СССР такие цели, которые, будучи атакованы или разрушены, вызовут позитивную психологическую реакцию у советских людей по отношению к нападавшим, а какие — негативную; были ли реальные свидетельства тому, что если заранее предупредить о нанесении бомбового удара по какой-либо цели, то это вызовет эвакуацию в этом регионе и положительную психологическую реакцию в адрес атакующих сил; каковой будет паника из-за применения оружия разного масштаба; какова действенность средств массовой информации, слухов и т.д.; какова природа расхождений между советским правительством и народом и что можно считать основными связующими звеньями их?
Перед учёными ставилась задача подготовить специальные доклады об условиях жизни и работы советских людей, разных этнических, социальных и профессиональных групп и т.д.
В это время в недрах ВВС разрабатывался проект по изучению городов СССР. В связи с этим ВВС хотели знать о распределении населения по этническим и социальным группам, склонности населения, о местах размещения органов экономического, политического и административного управления в городах. О городах, что к востоку от Волги, требовалась вся возможная информация, а о городах в западной части — только специфическая.
Для индивидуального интервью специалисты ВВС подготовили для Гарварда список из 42 вопросов, относящихся только к периоду II мировой войны. Что их интересовало? Очень многое. Чем человек занимался в годы войны? Что его больше всего беспокоило? От чего люди страдали больше всего? Испытывали ли они чувство страха? Каковы были его причины? Как люди действовали под влиянием страха? Были ли опрашиваемые свидетелями паники? При каких обстоятельствах? Причины паники? Примеры поведения людей при панике. Как советские люди относились к правительству в самые тяжелые моменты войны? То же в отношении партии. Какие меры предпринимал советский режим для поднятия морального духа людей? Насколько это было эффективно? Были ли «привилегированные группы» в обществе в годы войны? Если да, то кто в них входил? Что являлось самым слабым звеном в советской системе периода войны? Изменились ли отношения между людьми за годы войны? Как? Каковы причины этого? Попадались ли им листовки с немецкой пропагандой? О чём они были? Что люди думали о них? Наказывал ли режим людей за чтение и хранение этих листовок? Когда людям было особенно тяжело, появлялась ли какая-либо оппозиция режиму? В каких регионах? Какие ошибки, с точки зрения опрашиваемых, совершили немцы во время войны? Что советские люди воспринимали как положительное в оккупационной политике? Как люди реагировали на информацию об атомной бомбе, сброшенной на Хиросиму? Как относились после этого к американцам? Насколько эффективны были бомбардировки немецкой авиации? В чём были их ошибки? Какой вид бомб был наиболее опасным? Когда бомбардировки были наиболее тяжёлыми — днём или ночью?

<…>

А далее следовал еще один список из 28 вопросов для определения морального состояния советского общества уже в послевоенные годы. Аналитиков от ВВС интересовало, переживают ли советские люди в мирное время чувство страха, тревоги, опасности? Какие группы? Каковы причины этого? Надеются ли люди, что страхи когда-либо закончатся? Какие для этого имеются основания? Выросло ли доверие советских людей к руководству страны? В каких группах и регионах особенно? Есть ли в СССР какие-либо антикоммунистические организации? Есть ли различия по отдельным регионам, национальностям, социальным группам? Каковы основные причины оппозиционности? Что делает правительство для ослабления недовольства населения? Какие места и учреждения в СССР людям особенно дороги (Кремль, Магнитка, Киев, церковь...)? Какими городами гордится советский народ? Что думают советские люди о возможности быть подвергнутыми атомной бомбардировке? Уверены ли советские люди в способности армии, ВМФ и ВВС защитить страну от возможного нападения? Офицеры каких родов войск наиболее лояльны режиму? И так далее!"


В Германии и тем более в наполеоновской Франции, аналогичные исследования вряд ли проводились. Ошибочные установки Гитлера о цене и возможности победы в войне против СССР обернулись настоящей трагедией и для СССР и для Германии. А вот каковы выводы современных американских социологов относительно нашей страны неизвестно...

http://www.military-economic.ru