>Известны из истории довольно широкое участие монастырей в обороне страны.
>И вот вопрос возник.
>Ежели монахи достаточно успешно воевали
>то вероятно они этому учились.
Гм, тут дело такое - воевали не монахи, воевали монастыри. А монастыри согласно Стоглаву надлежало строить "Яко кремль московской" - т.е. укрепленными.
Укрепленные монастыри включались в общие системы оборонительных рубежей государства или отдельной крепости (пример - южное полукольцо сторожевых монастырей вокург Москвы).
Соответственно к таким монастырям полагался и гарнизон из "людей воинских" как вариант из стрельцов во глве с воеводой. Они то и составляли костяк гарнизона монастырей. Естевенно, что в случае войн под монастрыские стены сбегалось все население, а братия монастыря помогала гарнизону.
Извсетны случаи когда гарнизона по каким либо причинам в обители не оказывалось, и оборону возглавлял Игумен - например Никола Улейма в 1608 году.
>Кто их обучал?
Гарнизон из "людей воинских" роль братии - вспомогательная.
>Имеется ввиду не только обучение "монахов-солдат", но и "монахов-офицеров" всяким тактическим приемам боя и пр.
Вы не учитавете, что среди монахов было заметное количество принявших постриг воинов - тех же ратников, и даже бояр.
>Монастыри были вооружены (в т.ч. и артиллерией), т.е. должны были быть спецы по обслуживанию оружия (хранение, консервация-расконсервация, ремонт и пр.), а так же его применению. Кто учил монахов-артиллеристов, монахов-саперов? Кто управлял артиллерией в бою.
Воинские люди. Гарнизон.
>Было ли какое то "боевое расписание" в обителях, чтобы каждый заранее знал и умел то что нужно и по тревоге начинал соответствующую деятельность?
Да.
>Т.е. монастырь просто хранил вооружение. А в случае обострения обстановки, туда приезжал свецкий военначальник со специалистами, организовывал оборону, обучал "совершенно мирных" монахов азам военных профессий и являясь собственно комендантом крепости руководил ее обороной.
Примерно так и было, только в крупных и значимых монастырях гарнизон находился постоянно.
Жили ратные люди не в самом монастыре, а в слободах под его стенами. Пример - село Коралово - ранее Караулово под стенами Саввино-Сторожевского монастыря (это под Звенигородом).