|
От
|
М.Токарев
|
|
К
|
Ростислав1
|
|
Дата
|
09.04.2012 22:07:06
|
|
Рубрики
|
Спецслужбы; 1941;
|
|
О "берлинском экспрессе", АК 3 "B" и штабе 17-го ПогранОтряда
Доброе время суток!
1. О поезде - ПМСМ, очень "художественный" образ, т.е. транспортное средство "из мира в войну". Насчет "Берлинского экспресса" - наверное, все-таки был 21 июня. У Г.Кегеля в "Бурях нашего века" говорилось, что до 21-го июня персонал посольства Германии в Москве с семьями активно выезжал на родину - вероятно, железной дорогой. В этом случае пассажиров экспресса, прошедшего по "главному ходу" магистрали Москва - Минск - Брест 20-21 июня по пересечении границы, скорее всего, сразу встречали и расспрашивали об их свежайших визуальных наблюдениях (особенно по погранполосе) спецы из штаба "Валли".
> Странные "люди в комбинезонах" в ночь на 22 06 у форта граф Берг: кое что может и в строку - комбинезоны (без знаков различия) - если задержат "на той стороне" то не докажут принадлежность к Красной Армии. Оружие польское.
> Не в строку главное - ЗАЧЕМ? Зачем в ночь на 22, когда огонь может спровоцировать каждый чих, какую то спецгруппу куда то посылать? Зачем?Пушку "подзорвать"?
2. Простейшее объяснение - силовое прикрытие "окна" на границе для возвращавшегося из-за кордона ценного источника. Комбезы и польские "стволы" - для маскировки под боевиков ЗВЗ-АК из Брестской "пляцувки" (сектор "Усход"/"ВВ-72") О её тогдашнем существовании см.:
Яуген Семашка. "АК на Беларуси", Минск, "Хата", 1994, с. 56).
Косвенное доказательство: в час ночи 22 июня (в ночь с субботы на воскресенье) замначальника 17-го Краснознаменного Брестского погранотряда по разведке майор В.В. Видякин сидел в штабе отряда на Карла Маркса / Зыгмунтовской, 77, куда вызвал начальника отряда майора А.П. Кузнецова, "чтобы сообщить о польском перебежчике на участке 2-й заставы в районе деревни Новоселки".
(См. А.М. Суворов. Часовые переднего края. Брестская краснознаменная пограничная группа. Брест, "Полиграфика", 2011, с. 51).
3. Когда в 2008-м я делал очерк о "Брандербуржцах" на Восточном фронте с разоблачением мифа Юрия Озерова "о боевиках Скорцени в вагоне с двойными стенками на путях станции Брест", то цитировал там послевоенный мемуар Оскара Райле "о захвате здания НКВД в Бресте сотрудниками "командо III фронтовой разведки под командованием майора Т. и с участием "капитана Д":
http://lib.rus.ec/b/328816/read
Благодаря тому, что в 2011 году в Симферополе издали тиражом 300 экз., но с минимальными купюрами (в отличие от "олмовского" двухтомника С. Чуева) пресловутую "Синюю книгу" ( http://www.centrmag.ru/book2817623.html), по ней мне вроде бы удалось вычислить упомянутых у Райле персоналиев, засветившихся в Бресте утром 22 июня:
"майор Т." - начальник Абверкоманды 303 (до июля 1942-го - Абверкоманда 3 "В", п/п № 09358 "Д", позывные радиостанции "Гейер" и "Ева") майор Роберт Ганс фон Торбук, до июня 1941 года руководивший рефератом III-F (борьба с агентурой противника) в "Абверштелле Краков";
"капитан Д." - гауптман Иосиф ("Отто") Дрейс, до марта 1942 года адъютант (начальник штаба) АК "3 В", затем начальник Абвергруппы 315.
И захватывали они, похоже, не УНКВД и не УНКБ по Бресту.
Согласно А.З. Кривошеину ("Контрразведчики: судьбы в пламени войны", Изд. "Брестская типография", 2006), в обеих управах документы успели частично уничтожить, частично вывезти. А вот летописец Брестского погранотряда А.М. Суворов в свежеизданной работе 2011 года привел любопытную формулировку:
"...Возможно, неверно оценив обстановку, начальник погранотряда майор А.П. Кузнецов не принял мер к эвакуации знамени отряда и не проконтролировал начатое уничожение документов, в т.ч. секретных... Выход ограничился выставлением в штабе отряда "усиленной охраны" под командой дежурного по отряду интенданта 3-го ранга К.И. Журавлева..." (с. 69). После первых боестолкновений с передовыми подразделениями 45-й ПД у шоссе в районе Кобринского моста и на Тришинском кладбище личный состав штабных служб 17-го погранотряда совместно с подразделениями РККА Брестского гарнизона начали отход в направлению города Жабинка. А оставленные ими в Бресте службеные документы, похоже, достались абверовцам...
В действительности всё обстояло совсем не так, чем на самом деле.
М. Токарев