От Presscenter Ответить на сообщение
К Мертник С. Ответить по почте
Дата 03.04.2012 12:45:02 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Вот попробую тезисно, если что -

старшие товарищи поправят.
1. Кто-то после монгольского катка через русские земли сумел уцелеть - то ли в рязанских-владимирских колодцах, кто-то из бояр со своими отрядами просто не дошел до Сити-Коломны,кто-то выжил на Воронеже, под Коломной и на Сити, кого-то Бог пронес: ну прошли монголы в стороне от его села, кто-то ломанулся, никого не дожидаясь. И если боярам ломиться было как-то западло (но наверняка ломились - вон в ВОВ, когда ясно было, что дело серьезное, куча народа всеми силамистаралось фронта избежать, а тут что? Не люди?), то, к примеру, купцы, люди серьезные и опытные, вполне могли. Вопрос: куда они ломились, если уже имеем Рязань и Владимир? Правильно. Чем дальше, тем лучше. В глухие углы. Козельск не то, чтобы совсем уж зажопье, но почти. Маленький городок, на стыке княжеств (почти), кому он нахрен нужен? Если б не монголы, мы б может о нем и не знали б. Сгорел бы как-нить по лету, и никто б о нем не вспомнил. В такие места и ломились. Так что население Козельска с большой долей уверенности - это не только горожане и 20 человек дружины при князе-малолетке, а люди тертые, сеьезные, жизнь повидавшие и которым терять, в общем-то уже нечего. Числом трудно представимым. Кстати о горожанах. Рязанцы и владимирцы были просто не в курсе, кто перед ними и что им светит. А козляне уже все прекрасно знали. Таким образом, уровень мотивировки был выше, чем во всех предыдущих городах вместе взятых.

2. Какая была весна в том году мы не знаем. Ну просто не знаем. Была распутица, не была.... Вскрылась Жиздра, не вскрылась... Но вот сейчас к примеру поздняя и приятного все равно мало. Пусть будет такая, как сейчас: так как мы специально монголам жизнь облегчим. Так вот. И в мирных условиях, я думаю Вы в курсе, весна - это самое неприятное время что для земледельца, что для кочевника. Запасы на нуле, все ослабленое зимою болеет и умирает наконец, инфекции оживают, в общем неприятно. А монголы - они да, терминаторы, но с оговорками. И переться по мокрому снегу неприятно. И куча народу уже лежит в нетях под Торжком да Коломной. Что-то конечно взяли и у покоренных, но много ль на себе утащишь тем более весной по раскисшему (в лучшем случае!!!) снегу? И тащить-то надо не только еду, а добычу еще! Трофеи, так сказать. Опять же воины - жрут как лошади, если не больше. В общем, к Козельску орлы Бату пришли не в лучшем виде. Уставшие, заморенные, много было больных и раненых. Кто-то и продолжал мереть. И тут нате вам! Козельск!

3. Ну, во-первых, может пытались и нахрапом сперва. Они ж Владимир брали, Рязань брали, Москву брали, Торжок брали (уже с трудом, кстати). Но не обломилось. А потому встали "вокруг" (какое вокруг, если рка и не вскрылась, то уже вот-вот) и стали готовиться к штурму. Вот летописные 40 дней - это не 40 дней штурма, а 40 дней осады. Потратили время на то, чтобы хашар собрать. А люди кругом умные, уже не ждут никого. Сбежать норовят. То есть сложности. Тот хашар, которй довели (и то если!) - какой-то нездоровый на вид и создает видимость, что работать более не может. А надо ж лес валить. Гати строить. Чтоб Козельск со всех сторон окружить. При этом где именно было то место, которое монголы осаждали мы и не знаем толком, хотя понять можно - в районе самой плотной застройки Козельска, где добротных раскопок не было, иначе б нашли уже давно. А так нашли что-то, н нашли такое, что каждый историк с мнением предыдущего оратора не согласен.В общем, работа кипит, хоть и не сильно. А надо кстати еще и машины осадные построить. Тоже нужно время и люди. А козляне смотрят. Копят и злость, и отчаяние.

4. Ну наверное, когда осадные машины были готовы, монголы все же начали. Неясно, откуда они брали, чем по стенам и воротам пулять: это ж не Боголюбово, на камень фиг что разломаешь, темературы тоже могут и не позволить наморозить кадок с речным камнем, залитым водою. Но что-то явно придумали, на то они и монголы. Впрочем, не могу к стыду своему сказать, дотянулся ли до Козельска в свое время язык древнего ледника, принеся с собою валуны, булыжники и "синие камни", как в Переяславле. Кто знает, кстати, подскажите. Есть на Жиздре булыжник или как у меня в районе дачи - копай сто лет и ни одного камушка?
В общем, неважно. Монголы начали пробовать. Примеряться. Наверняка до того когда Кадан и Бури подошли, так как перед нами Бату между прочим. Потому лучше раньше. А то придут, начнут дразниться, что и козлиного копытца не добыл (что и получилось кстати). Стены у Козельска есть конечно, но не Владимир вроде бы. Потому чего ж не разбить, коли есть чем. И на приступ, быть может, послал Бату кто там у него еще из присединившихся этносов остался. Но на стенах опять же народ был уже высокомотивированный, терять ему было нечего, жить хотелось как можно дольше, и не исключено, что на стенах были не горожане, которые чуть что могут и побежаху со стен, а те воины, кто уже со стен (других) бегал, а значит понимает, что Русь не так уж и велика, не говоря уж о купчиках толстопузых со своими охранниками, которые надо отметить, рубиться умели в индивидуальном бою не хуже дружинников - жизнь заставяла и учила, а потому монголам не обламывалось вообще ничего.

5. Но в общем-то тем, кто был внутри города, было ясно, что ловить им нечего. А значит остается один вариант - прорываться. Лучше ночью. Или на рассвете. Не, на рассвете лучше. Знаете, когда сон самый сладкий, а все ж уже что-то видно в неполной утренней темноте. Кто пошел на прорыв - тоже ясно. Понаехавшиетут. У которых в городе не было ни жен ни детей, кто не был связан крестным целованием, кто точно знал, что в городе шансов нет, а так - хоть есть мизер надежды. Опытные. Умеющие. Злые. А дисциплинка у монголов расшталась. Оно и понятно - у кого угодно расшатается в таких условиях. Потому удар был мощный и неожиданый. Резали всех, кого встретишь, и вперед, не поднимая своих раненых. А те, кто отстал - тоже просто уже резались до последнего. Конечно, монголы быстро опомнились, окружили, начался бой. Бой был серьезный - благо остался в монголской народной памяти, а чтоб туда попасть надо было отдельно стараться, учитывая объемы отрезанных голов от Китая до Козельска. В плен урусы не сдавались, дрались, пока были живы. Кто-то успел, правда, уйти назад в город. Сгоряча монголы рванули за ними, но со стен их быстро закидали стрелами и всем чем могли.

6. А потом мы знаем что было. Подошли Кадан и Бури, и начался трехдневный штурм. Что говорит и об ослаблености монголов, и об относительной многочисленности защитников (кол-во человек на погонный метр стены), и об их упорстве, и об их выучке, что в свою очередь говорит о том, что на стенах опять же были не только горожане и дружина князя.И резня была на каждом метре улиц, и на каждом углу, и в каждом дворе.

7. И когда монголы посчитали, то получилось 4000 - это те, кто погиб и при демонстрационных штурмах, и при утреннем прорыве, и при трехдневном штурме города, и те, кто сразу помер от ран, и включая тех, кто сам не участвовал, а умер от предыдущих ран и болезней к моменту взятия города. Для тогдашних историков и свидетелей, и слагателей песен это уже несущественые детали.