От Андрей С. Ответить на сообщение
К All
Дата 01.06.2006 15:48:16 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Вопрос о критике концепции евразийства

Здравствуйте!

Существует ли критические разборы концепции евразийства?
Вопрос вызван статьей А.Г. Кузьмина: http://www.voskres.ru/history/kuzmin.htm

«…Для понимания истоков появления концепции “евразийства”, построенной на фальсификации фактов, необходимо помнить, что в основе ее возникновения лежат украинский национализм XIX века и пантюркистская идеология “младотурок” начала XX века.
В XIX столетии известный историк М.П. Погодин, сопоставляя язык летописей Киева, Новгорода, Владимира и Ростова, пришел к выводу, что в домонгольский период язык основных центров Руси был единым, что и неудивительно, если учесть потоки переселенцев и с севера на юг и с юга на север. Этот вывод был подтвержден всеми крупными русскими лингвистами, указавших в то же время на расхождение наречий. Расхождение же наречий сам Погодин объяснял тем, что коренное население Киевщины было смыто или уничтожено монголо-татарами в XIII веке, а позднее из Прикарпатья пришло население, говорившее на ином диалекте. Вполне убедительное объяснение встретило яростное противодействие идеологов нарождавшегося украинского национализма. По их убеждению, Киев не был центром единой древнерусской народности, а только центром малоросов-украинцев (примерно на этих же позициях стоит и современный украинский национализм). И когда украинский историк И. Левицкий в 1876 году в соответствии с источниками заключил, что “после татарского нашествия Украина стала пустынею”, на него немедленно обрушился видный украинский историк-националист М.А. Максимович. Автор интересных работ о начале Руси, он в данном случае резко возражал против признания факта “запустение”. А для этого ему пришлось отказаться от всех имевшихся и широко известных фактов, попросту обеляя монгольских завоевателей. Столп украинского национализма XIX века М.С. Грушевский пошел еще дальше: он увидел в монгольском завоевании благо, усматривая его в “обескняжении”. При этом Грушевский даже не заметил, что он таким образом подтвердил правоту Погодина: ведь на северо-востоке Руси ничего подобного не произошло и не могло произойти.
Идеология “младотурок”, пришедших в 1908 году к власти в Турции, представляла собой вариант тюркского нацизма и расизма, весьма близкий к немецкому и имевшему ярко выраженную антироссийскую направленность. Главным идеологическим и политическим лозунгом “младотурок” было создание “Великого Турана”. Все население от Адриатики до Японии делилось на 12 уровней тюркского этноса. Высшим, естественно, признавалось население Малой Азии…».

С уважением