В начале 20-х годов система военных оперативных органов была следующей:
За наступательную контрразведку и за все виды контрразведывательного обеспечения в полосе боевых действий отвечал II отдел генштаба.
В июне 1919 года в министерстве военных дел (МСВойск или МСВой) возникли политическая и военно-политическая секции, из которых в следующем месяце был образован Информационный департамент с двумя секциями: политической и контроля за иностранной корреспонденцией, телефонными переговорами и телеграфными сообщениями. Новая структура обслуживала войсковые тылы и отвечала также за подготовку информационных коммюнике о событиях в военной и политической областях, борьбу с вражеской пропагандой в войсках и организацию контрпропаганды. Первоначально контрразведывательная деятельность департамента ограничивалась фильтрацией возвращающихся из России польских военнопленных, но после реорганизации министерства в феврале 1920 года по французскому образцу и создания на его базе II (Информационного) отдела МСВойск на него была возложена ответственность за безопасность Варшавы и прилегающих регионов. Кроме того, II отдел МСВойск осуществлял общую организацию и координацию контрразведывательной деятельности подчиненных ему периферийных органов – II (оборонительных) рефератов командований генеральных округов (ДОГ), а также накапливал и обрабатывал данные о санитарном состоянии войск, отношениях между офицерами и рядовыми, обучении, дисциплине, настроениях и моральном духе войск. Исполнительным органом контрразведки являлась полевая жандармерия. Несколько позднее II отдел МСВойск начал практиковать делегирование своих офицеров в различные районы страны для проверок системы безопасности на местах и арестов подозрительных лиц.
Не политическая полиция, а именно II отдел МСВойск стал инициатором организации системы политических репрессий и подавления инакомыслия в Польше. Вскоре его деятельность привела к множеству нареканий со стороны как военного командования, так и правоохранительных органов государства. Продолжительный надзор за практикой отдела показал, что его сотрудники постоянно проявляют излишнее рвение и превышают свои полномочия, вторгаясь в чужие сферы деятельности. Ввиду недостатка объема контрразведывательных мероприятий они начали заниматься борьбой с дезертирством, уклонением от призыва и даже контрабандой. При этом такие осуществляемые жандармерией следственные действия как обыски, аресты и допросы свидетелей по не подведомственным контрразведке делам вызвали многочисленные жалобы со стороны не только потерпевших, но даже полиции, а также прокурорские протесты. Кроме того, отвлечение сил на второстепенные направления ухудшило контрразведывательное обеспечение войск. В связи с этим в августе ─ сентябре 1920 года система контрразведки подверглась реформированию. За II отделом и его рефератами в ДОГ оставили лишь три задачи: обеспечение сохранения военной тайны, защита войск от подрывной деятельности и защита военных объектов от саботажа. Все остальные функции перешли в компетенцию созданного при главной комендатуре Государственной комиссии органа политического контроля за состоянием дел в гражданской сфере и в войсках, за исключением действующей армии – отделения IVД, более известного как “дефензива”.