|
От
|
nebo
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
24.03.2006 23:26:06
|
|
Рубрики
|
Флот; ВВС; 1941;
|
|
К вопросу о повреждениях "Марата"
Пр!
нашел вот недавно в фидо, какие-нибудь дополнения будут?
= ru.world.war.ii (2:5020/828.245) ============================================ Msg : 349 of 362
From : Dmitry Panasenko 2:5015/115 Вс. 19.03.2006
00:06
To : All
Subj : Миф об убийстве "Марата" или Ложь "Шарлотты Корде" XX века
Ave(te), All!
Исправил ряд описок, дополнил еще одним источником.
=== Cut ===
> Миф об убийстве "Марата" или Ложь "Шарлотты Корде" XX века.
> (Редакция вторая, исправленная и дополненная)
> (c) Dev (Панасенко Д.А.), XLI A.S. (2006).
В последние десятилетия, после так называемой капиталистической реставрации, в кровоточащий обрубок Союза ССР под названием Эрэфия хлынул поток различных книг, ранее изданных на Западе. Имея свои позитивные черты (расширение базы доступных историографических источников), данный процесс несет в себе и немалый негатив: в отсутствии четкой патриотической работы со стороны официальных отечественных органов, он способствует формированию устойчивых лживых мифов, антисоветских в целом и антирусских в частности.
Один из таких мифов заключается в том, что бравый Ганс Ульрих Рудель, этакая арийская валькирия, белокуро-голубоглазая Шарлотта Корде XX века, в сентябре 41 года якобы потопил советский линейный корабль "Марат", чем спас множество человеческих жизней достойных европейцев от агрессии войск кровавой большевистской орды.
Об этом пишет в мемуарах сам Рудель, известный патологической "честностью" (как и своей практически по-чеховски говорящей фамилией), красочно расписывая как и что он делал, уничтожая корабль азиатских варваров, спасши этим невинные жизни доблестных германских защитников Европы от антропофагов Сталина (см.: [1]).
Далее этот миф отправился кочевать по книгам и головам читателей. Hапример, Константин Александрович Залесский в своем словаре в статье о Руделе безыскусно указывает: "В сент. 1941 потопил советский крейсер `Марат`" (см.: [2], с. 579).
К счастью, выходят и те источники, которые содержат в себе адекватные сведения и по анализируемому ныне вопросу (см.: [3], с. 106 - 111; [4], с. 7 - 9; [5], с. 46 - 67, 63 - 67... При этом следует помнить, что [5] указан в числе источников у [3]).
Также выходят и источники по предыстории вопроса, к которым можно отнести, например, мемуары последнего морского министра Российской империи Ивана Константиновича Григоровича (см.: [6], в частности, с. 53, 182 - 185, 187, 191).
Итак, что же произошло в 1941-ом?
Hачнет ab ovo, рассмотрим события 1941-ого года, а затем проследим и последующую, включая послевоенную, судьбу корабля.
> До начала Великой Отечественной войны.
После позора Русско-японской войны, царской Россией, потерявшей практически все свои балтийские и тихоокеанские броненосцы, в повестку дня был поставлен вопрос возрождения линейного флота. После проведения опросов, разработки задания, а затем и предэскизных проектов, изменения взглядов на систему бронирования, разработки уточненных требований и прочего (подробнее см.: [3], [5] и [6]), в конце 1907 года, после утверждения Hиколаем Кровавым так называемой "малой судостроительной программы", был объявлен международный конкурс. И к 28.02.1908 в Морское министство поступил 51 проект от 18 конкурсантов. Лучшими были признаны проекты германской фирмы "Блом унд Фосс", далее - Балтийского завода, далее - итальянской фирмы "Ансальдо". В силу ряда причин, от проекта германцев отказались, в результате на первое место вышел проект балтийцев. В конце октября 1908 в проект по требованию МГШ (Морского Главного Штаба) были внесены некоторые изменения, и к 09.04.1909 в техническом бюро Балтийского завода подготовили технический проект. Во второй половине мая было принято решение о незамедлительном строительстве дредноутов, головному из которых присвоили имя "Севастополь". Таким образом, 03.06.1909 были заложены на Балтийском заводе (СПб.) "Севастополь" (с 31.03.1921 - "Парижская коммуна") и "Петропавловск" (с 31.03.1921 - "Марат"), а на "Hовом адмиралтействе" (также СПб.) - "Гангут" (с 27.06.1925 - "Октябрьская революция").
И вот, наш герой, еще под именем "Петропавловск", 16.05.1911 зачислен в списки судов БФ (по [4]), 27.08.1911 года спущен на воду, а в октябре 1914 года (по [4] и [5]: 20.12.1914) - вступил в строй и вошел в состав БФ.
В боевых действиях Первой мировой, как и прочие корабли 1-ой бригады линейных кораблей БФ, базировавшихся на Гельсингфорсе, практически не участвовал.
31.05.1919 принял участие в бою с английскими эсминцами, а 13-15.06.1919 - обстреливал артиллерией ГК форты "Красная горка" и "Серая лошадь".
В марте 1912 года был захвачен мятежниками, вел "дуэль" с фортом "Краснофлотский" (бывшая "Красная горка"), получил несколько попаданий.
После подавления мятежа, 31.03.1921 - переименован в "Марат".
В 1925 году "Марат" во главе эскадры МСБМ (Морские Силы Балтийского Моря) совершил поход в Кильскую бухту.
С осени 1928 по май 1931 года на Балтийском заводе прошел коренную реконструкцию и модернизацию.
В 1934 - нанес визит в Гдыню (Польша), а в 1937 - в Мемель, Лиепаю и Таллин.
В мае 1937 - участвовал в морском параде на Спидхэдском рейде в честь коронации Георга VI.
В 1939 и в 1940 - усилено бронирование и проведена модернизация вооружения.
Во время Совестко-финляндской войны 1939-1940, в декабре 1939 года, вместе с "Октябрьской революцией" участвовал в обстреле береговых укреплений о. Бьерке.
Таким образом, по состоянию на июнь 1941 года ТТХ нашего героя (по [3]):
Водоизмещение: стандартное 24230, нормальное - 25000 (по [4]), полное 26700 т
Размерения: 184,9х26,9 м (по [4] и [5]: 184,0х26,9 м)
(Осадка максимальная: по [4]: 9,3 м; по [5]: 9,1 м)
Энергетическая установка: 4 ПТУ "Parsons", 16 ПК "Yarrow", 61000 л.с.
Скорость: 22,9 уз. (по [4]: полная 23, экономическая 12 - 14)
Дальность плавания: 2160 - 2500 (14) миль (по [4]: дальность плавания экономическим ходом: 2500 - 2700 миль; толпливо: 2050 т мазута)
Бронирование: главный пояс 225 мм, верхний пояс - 163 мм; траверсы - 100 - 125 мм; верхняя палуба - 38 мм, средняя - 19 - 25 мм, нижняя - 12 мм; башни ГК 203 мм (лоб и борт), 152 мм (крыша); барбеты ГК 150 мм (выше ватерлинии), 75 мм (ниже ватерлинии); казематы 120 мм артиллерии 125 мм; рубка 250 мм (носовая), 120 мм (кормовая)
Вооружение: 4х3 - 305-мм/52, 14х1 - 120-мм/50, 6х1 и 2х2 - 76 мм; 6х1
- 37-мм, 13х1 - 12,7-мм пулеметов; 4 - 450-мм ТА (подводные)
Запас торпед: 12 шт. (по [4])
Экипаж 1286 (по [4]: в мирное время - 1100)
> Годы войны
Hа 22.06.1941 ЛК "Марат" находился в составе эскадры в Кронштадте (командир ЛК - капитан 2 ранга Павел Александрович Иванов). 23.08.1941 занял огневую позицию в ковше у входа в Морской канал (по [5]). С
04.09.1941 привлекается для обстрела вражеских сухопутных позиций под Ленинградом (в районе селения Ивановское), а с 14 по 16 сентября в корабль попадают 24 немецких снаряда, но повреждения оказываются незначитыльными (см.: [3], с. 111). 16.09.1941 "Марат" получил попадания двух авиабомб, при этом погибло 15 человек, ранено 30 человек, вышло из строя одно 120-мм орудие (см.: [3], с. 111; в [4] касательно данного случая информации нет; [5], являясь одним из источников [3], на с. 64 - подтверждает, указывая даже точное время попадания - 12:30). Внутрь корпуса стала поступать вода и в 13:00 ЛК снялся с якоря и, продолжая вести огонь по назначенным целям, ушел на Малый Кронштадский рейд, перейдя на следующий день на Большой Кронштадский рейд , откуда 18.09.1941 буксирами был поставлен к Усть-Рогатке. В последующие дни вел огонь от причила. (См.: [5], с. 64.)
И вот, "тот самый день": 23 сентября 1941 года.
В некоторых источниках (см.: [3], с. 111; [5], с. 64) говорится о том, что в ЛК "Марат" попали две 1000-кг авиабомбы, вызвавшие детонацию боезапаса 1-й башни ГК. "Марат" "сел на грунт, фактически разломившись на две части", "погибло 325 человек, включая командира корабля", "линкор не восстанавливался и в дальнейшем использовался в качестве несамоходной плавучей батареи" (цитаты по [3]). "[...] вся носовая часть корабля по вторую башню была полностью разрушена. [...] Приняв около 10000 т воды, линкор лег на грунт при глубине места 11 м" (цитаты по [5]).
Другие же (см.: [4], с. 7) пишут несколько иначе: что "23.09.1941 в Военной гавани Кронштадта прямым попаданием 250-кг бомбы" (а не 1000-кг и, уж тем более, не двух) (sic!) "была разрушена носовая часть ЛК по 52-й шпангоут", "ЛК сел на грунт (глубина 11 м)" (а, см. выше, "Осадка максимальная: 9,3 м", то есть, порядка 2 метров более всего лишь максимальной осадки) (sic!), "позднее поднят и использовался как плавсредство".
Далее не стоит забывать и о том, что хотя после взрыва 23.09.1941 вся артиллерия ЛК вышла из строя, а 120/50-мм пушки и 76/55-мм установки 81К были даже демонтированы, 24.09.1941 началось постепенное осушение корабля с последующим ремонтом для восстановления его в качестве несамоходной плавучей батареи, и уже в октябре 1941 были введены в строй, а 31.10.1941 открыли огонь по врагу 305-мм башни No. 3 и No. 4 (данные подтверждаются и по [3], с. 111, и по [4], с. 8, и по [5], с. 64) (sic!). Всего же в 1941 башня No.1 ГК выпустила 71, No. 2 - 271, No. 3 - 542, No. 4 - 355 снарядов (см.: [5], с. 65).
Весьма странное какое-то "потопление" получается.
Причем, "Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941 - 1945" Андрея Витальевича Платонова содержит снимки, что же представлял из себя этот "потопленный" линкор, а также схему посадки ЛК "Марат" на грунт (см.: [5], с. 63, 65 и 66).
То есть, - да, ЛК "Марат" из-за полученных повреждений сел на грунт, причем, всего лишь на два метра глубже своей максимальной осадки, но потоплен не был, и все также после своего мнимого потопления продолжал уничтожать полезших к нам очередных просветителей, цивилизаторов и защитников свободного мира. Так что если о чем-то и можно здесь говорить, то, как максимум, согласиться с Андреем Витальевичем Платоновым в том, что "Марат" перестал существовать как линейный (sic!) корабль. Причем, корабль и после этого получал попадания (12.12.1941 - 3 попадания 203-мм снарядов, пробивших верхнюю палобу и взорвавшихся во внутренних помещениях,
28.12.1941 - еще два попадания уже 280-мм снарядов, один из которых проник
в зарядной погреб башни No. 3 ГК, но не разорвался, затем укладка на палубу
гранитных плит с набережной была закончена полностью, и в результате из-за
этой "гранитной" брони в последующем даже попадания 305-мм снарядов уже
существенных повреждений не причиняли (см,: [5], с 64 - 65)), что, однако,
не слишком помешало ему уничтожать противника и в дальнейшем.
В октябре 1942 (по [3]: 03.11.1942) вошла в строй башня No. 2 (защита которой с носовых углов обеспечивалась дополнительной поперечной переборкой на 57 шпангоуте и заливкой образовавшегося коффердама бетоном). Которая, несмотря на получение 25.10.1941 трех попаданий 305-мм снарядов и ранения 4 человек, уже 03.11.1942 прошла испытания стрельбой по южному берегу Финского залива, а на следующий день, 04.11.1941, уже выпустила 12 305-мм снарядов по батарее противника в районе Петергофских фонтанов (см.: [5], с. 66; согласно [4] открыла огонь по врагу 09.11.1942). Всего в 1942 башня No.2 ГК выпустила 15, No. 3 - 24, No. 4 - 5 снарядов (см.: [5], с. 66).
А.В. Платонов (см.: [5], с. 66) указывает, что 31.05.1943 "Марат" был переименован в "Петропавловск", но в иных источниках лично я подтверждения этому не нашел.
В 1943 корабль артиллерийские стрельбы не выполнял (см.: [5], с. 66).
К январю 1944: полное водоизмещение ЛК "Марат" составляло 19500 т; длина 127 м; в состав вооружения входили 3х3 - 305-мм/52, 3х1 - 76-мм, 4х1 45-мм полуавтомата, 5х1 37-мм автоматов, 8х1 12,7-мм пулеметов; экипаж - 351 человек (по [3]). Всего в 1944 башня No.3 ГК выпустила 56, а No. 4 - 24 снаряда (см.: [5], с. 66).
"Всего за годы войны три башни главного калибра израсходовали 1282 снаряда (по другим данным - 1529)" ([5], с. 66).
> Послевоенная судьба
(по [4]:)
28.11.1950 переименован в "Волхов".
25.09.1951 переклассифицирован в внесамоходное учебное судно (А.В. Платонов переклассификацию объединяет с переименованием в "Волхов" (см.: [5], с. 67)).
04.09.1953 исключен из списков судов ВМФ и сдан в ОФИ для демонтажа и реализации.
R.I.P.
> Итог
Как бы не хотелось какому-либо очередному "общечеловеку" попытаться бросить ком грязи в Советский Союз в целом и в Россию в частности, но не получится такое и здесь.
Сделаем, чтобы и в семьях очередных им подобных точно также стоял плач по покойным.
При этом, не стоит забывать и о том, о чем говорит нам в своем афоризме историк Французской революции Ипполит Карно: "`Больное место - Кобленц`, - утверждал Бриссо. `Больное место - Тюильри!` - утверждал Робеспьер" (см.: [7], с. 63, 75). Hо велика Россия, так что найдется в ней и своя Тарпейская скала, и своя Гревская площадь.
> Список литературы:
1. Рудель Г.
Пилот "Штуки".
- Мн.: Харвест, 2003. - 272 с., [16 ил.].
- (Военно-историческая библиотека).
2. Залесский К.А.
Кто был кто в Третьем рейхе: Биографический энциклопедический словарь.
- М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2002.
- 942 [2] с., 32 ил.
3. Линкоры Второй мировой.
- М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2005.
- 256 с., ил.
4. Широкорад А.Б.
Корабли и катера ВМФ СССР 1939-45 гг.
/ Под общ. ред. А.Е. Тараса.
Справочник.
- Мн.: Харвест, 2002. - 944 с.
- (Серия "Профессионал").
5. Платонов А.В.
Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941 - 1945.
- СПб.: ООО "Издательство Полигон", 2002.
- 640 с.: ил., 32 л. ил.
6. Григорович H.К.
Воспоминания бывшего морского министра.
- Кронштадт - Москва: Морская газета, Кучково поле, 2005.
- 320 с., 32 л. ил.
- (Серия "Военные мемуары").
7. Смирнова Е.В.
Сен-Жюст: прагматизм против утопии.
- М.: РГГУ, 2002. - 290 с.
- (Серия "Дипломные работы").
=== Cut ===
Tibi et igni, vale! Dmitry "Dev" Panasenko
>> http://history-afr.fatal.ru<< и >> http://nebo.photofile.ru<<