От А.Никольский
К А.Никольский
Дата 26.01.2025 20:04:59
Рубрики ВВС; Политек;

Да, там еще история, как УКГБ Москвы хотела вывезти Ельцина

Из Белого дома 19 августа 1991 г и спрашивала Тищенко из Миля, какой вертолет лучше, Ми-24 или Ми-8, а тот спросил это у Федосова.

От Паршев
К А.Никольский (26.01.2025 20:04:59)
Дата 26.01.2025 21:52:53

Re: Да, там...

>Из Белого дома 19 августа 1991 г и спрашивала Тищенко из Миля, какой вертолет лучше, Ми-24 или Ми-8, а тот спросил это у Федосова.

По Афганистану похоже, что разговор наверное был, но наслоились более поздние впечатления. По-моему, в то время опасность агрессивного ислама так не воспринималась, да и сам термин "ваххабизм" я что-то для того времени не помню, а больше говорилось об опасности проиникновения туда американцев.
Насчет левачества Амина и неправильной политике конфликта с духовенством - вроде говорили тогда.

От Паршев
К Паршев (26.01.2025 21:52:53)
Дата 26.01.2025 22:21:12

К характеристике Прилукова

после ГКЧП его уволили, но депутатом он оставался, в тюрьму не посадили.
Для характеристики интересно почитать:
https://www.kommersant.ru/doc/266912

От И.Пыхалов
К Паршев (26.01.2025 21:52:53)
Дата 27.01.2025 11:04:48

Термин «ваххабизм» в те времена точно употреблялся

>По Афганистану похоже, что разговор наверное был, но наслоились более поздние впечатления. По-моему, в то время опасность агрессивного ислама так не воспринималась, да и сам термин "ваххабизм" я что-то для того времени не помню, а больше говорилось об опасности проиникновения туда американцев.

Например, в «Справочнике атеиста». Однако это воспринималось как одно из течений ислама, а не ужас-ужас-ужас.

Тов. Чубайс является смелым, волевым и решительным комиссаром

От Паршев
К И.Пыхалов (27.01.2025 11:04:48)
Дата 27.01.2025 19:55:08

Что это за "Справочник атеиста"? Почему не знаю?

В "Настольной книге атеиста" ваххабизм если и был, то в поздних изданиях, ближе к 90-м.

От zero1975
К Паршев (27.01.2025 19:55:08)
Дата 27.01.2025 20:18:54

Вот:

А.С.Онищенко, П.И.Косуха, А.С.Косянчук и др. Справочник атеиста. Наукова думка. 1986.

На 109 стр.: "... В конце XVIII в. под влиянием ханбализма, который буквально толкует Коран, появились ваххабиты. Как протестанты, они провозгласили лозунг восстановления первоначального ислама, отвергли духовенство, выступили против культа Мухаммеда, так как заботились о подлинном единобожии, считали идолопоклонством поклонение всех ортодоксальных сунитов черному камню, находящемуся в мечети Кааба. Радикализм этой и других сект сунизма касался только догматики и культа. В социально-политическом плане сунитские секты отличаются обычно реакционными взглядами".

От Паршев
К zero1975 (27.01.2025 20:18:54)
Дата 27.01.2025 23:13:42

Это 80-е годы. Афганистан - 79-й (-)


От И.Пыхалов
К Паршев (27.01.2025 23:13:42)
Дата 27.01.2025 23:58:33

БСЭ, 2-е издание, т.7, 1951. БСЭ, 1-е издание, т.9, 1928

Ваххабиты — последователи ваххабизма — религиозно-политического учения, возн/икшего в Неджде (Внутренняя Аравия) в 18 в. и названного по имени Мухаммеда ибн-Абд-эль-Ваххаба, призывавшего к борьбе за объединение племён Аравии и к изгнанию турок из арабских стран. Призыв к решению этих политич. задач был облечён в религиозную форму. Основным догматом В. было строгое единобожие. Этот догмат был направлен против племенных культов, мешавших сплочению аравийских племён, а также против официального — «турецкого» — ислама, к-рый, по мнению В., отступил от единобожия, установив почитание Мухаммеда и культ святых. В. требовали восстановления ислама в его «первоначальной чистоте», объединения арабов под знаменем «истинного ислама», истребления «отступников от ислама» — «многобожников»–турок. В. осуждали нравы феодалов и богатых горожан Османской империи, выступали против паломничества к «святым местам» и против монашества. В. были обязаны носить простую одежду, есть простую пищу, вести воздержанный образ жизни. Наиболее радикальные из В. призывали к «братству» и «равенству» людей.

Учение В. имело те же социальные корни, что и средневековые махдистские движения, охарактеризованные Энгельсом как движения бедных кочевников против богатых горожан, купцов и феодалов (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.16, ч.2, стр.410). Союз аравийских племён, принявших во 2-й половине 18 в. учение В., вскоре превратился в феодальное государство под властью династии Саудидов, завоевавшее к началу 19 в. почти весь Аравийский п-ов и пытавшееся распространить свою власть на соседние страны Сирию и Ирак. К тому времени учение В. утратило первоначальный характер и превратилось в идеологию аравийских феодалов. Уничтоженное в 1818 египетскими войсками государство В. было затем восстановлено в рамках Неджда, но в 1885 ваххабитские правители были изгнаны и из этой страны.

В 19 в. ваххабитская религия получила распространение в Северной Индии (районы Патны, Ситтаны и др.), особенно среди афганских племён, боровшихся против колониального господства Англии.

В 20 в. государство В. в Аравии было восстановлено под руководством Абд-эль-Азиза ибн-Сауда, распространившего свою власть на ряд областей Аравийского п-ова и объединившего их к 1932 в единое государство Саудовскую Аравию. Учение В. ныне является официальной идеологией этого феодального государства. Это учение используется империалистами и ваххабитскими феодалами как реакционная идеология, охраняющая колониально-феодальный режим и направленная против национально-освободительной борьбы в Аравии, против передовых демократических идей.

(БСЭ, 2-е изд. Т. 7. М., 1951. С. 64–65)

Из 1-го издание текст копировать не буду, там он ещё более обширный и подробный.

В общем, для советских граждан ваххабиты отнюдь не были секретом.

Тов. Чубайс является смелым, волевым и решительным комиссаром

От Паршев
К И.Пыхалов (27.01.2025 23:58:33)
Дата 28.01.2025 21:00:00

Ну вот к чему Вы это?

мало ли что знали советские граждане? Само название существует со средних веков, даже я его знал, поскольку читал БСЭ. Но в политическом языке это слово появилось примерно после гражданской войны в Таджикистане (вовчики и юрчики). И в обсуждаемом мемуаре в воспоминании о разговоре с Устиновым определенно наложились позднейшие впечатления.

От zero1975
К Паршев (27.01.2025 23:13:42)
Дата 27.01.2025 23:59:39

Так тем более!

Была ещё вот такая книга:
Краткий справочник атеиста / [Сост. и отв. ред. проф. М. А. Абдуллаев]. - Махачкала : Дагкнигоиздат, 1971. - 166 с.
Но у меня её нет.

Но И.Пыхалову не было нужды ссылаться именно на "Справочник атеиста". Достаточно пространная статья "ВАХХАБИТЫ" была в Большой Советской энциклопедии (и в томе 1928, и 1952, и 1971 г.). Что до того, насколько термин был "в ходу", то об этом что упоминание в "Справочнике атеиста", что в томах БСЭ ничего не говорит. Но, как верно заметил Пыхалов, "это воспринималось как одно из течений ислама, а не ужас-ужас-ужас". В этом плане издание 1986 года как раз показывает, что и в ходе афганского конфликта отношение к ваххабизму не изменилось.

От zero1975
К Паршев (27.01.2025 23:13:42)
Дата 28.01.2025 00:15:00

Кстати, по частоте упоминаний:

Есть ведь сервис:
https://books.google.com/ngrams/graph?content=%D0%B2%D0%B0%D1%85%D1%85%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BC&year_start=1920&year_end=1990&corpus=ru&smoothing=3&case_insensitive=false
Как можно увидеть, пик интереса в СССР - вторая половина 50-ых - вторая половина 60-ых. На момент начала афганской эпопеи упоминания ваххабизма как раз на минимуме. Т.е., что это такое - знали, но даже на пике он упоминался вдвое реже, например, шиизма. Сравните:
https://books.google.com/ngrams/graph?content=%D1%88%D0%B8%D0%B8%D0%B7%D0%BC&year_start=1920&year_end=1990&corpus=ru&smoothing=3


От Моцарт
К А.Никольский (26.01.2025 20:04:59)
Дата 29.01.2025 19:34:58

Ах, первая миссия в US Navy fighter 1997 года

Демократический президент России спасается от путчистов на самолете в Крым. Наша задача — отсечь преследующие его истребители.