От Моцарт
К All
Дата 05.01.2025 22:35:34
Рубрики ВВС;

Зачем у второго пилота полный второй комплект управления?

Почему нельзя отстегнуться, поменяться местами, пристегнуться и продолжить пилотирование? Что, за полминуты пересменки самолет выйдет из-под контроля? Я могу понять в мирное время или в гражданской авиации — второго пилота продолжают учить в воздухе. Но на войне не слишком ли расточительно? Нет-нет, тихо, не надо бурлить фантазией, я и сам напридумываю ситуаций, когда так надо и так хорошо.
Просто у нас в войсках связи дублируют людей, но не приборы контроля и управления. На флоте тоже. Человек на вахте заменил человека, но он сел за те же самые "рычаги", а не переключился на свой второй комплект. В танках тоже не делают два рядом стоящих набора управляющих и контролирующих инструментов (хотя восьмичасовой ночной марш выматывает сильнее, чем такой же полёт). Кто вообще придумал, что второй пилот (дело само по себе хорошее) должен иметь полный дубликат инструментария пилота первого?

От Slick
К Моцарт (05.01.2025 22:35:34)
Дата 05.01.2025 23:01:51

Re: Зачем у...

>Почему нельзя отстегнуться, поменяться местами, пристегнуться и продолжить пилотирование? Что, за полминуты пересменки самолет выйдет из-под контроля? Я могу понять в мирное время или в гражданской авиации — второго пилота продолжают учить в воздухе. Но на войне не слишком ли расточительно? Нет-нет, тихо, не надо бурлить фантазией, я и сам напридумываю ситуаций, когда так надо и так хорошо.
>Просто у нас в войсках связи дублируют людей, но не приборы контроля и управления. На флоте тоже. Человек на вахте заменил человека, но он сел за те же самые "рычаги", а не переключился на свой второй комплект. В танках тоже не делают два рядом стоящих набора управляющих и контролирующих инструментов (хотя восьмичасовой ночной марш выматывает сильнее, чем такой же полёт). Кто вообще придумал, что второй пилот (дело само по себе хорошее) должен иметь полный дубликат инструментария пилота первого?

Оборудование разное у пилота и штурмана ми24.

От ttt2
К Моцарт (05.01.2025 22:35:34)
Дата 05.01.2025 23:06:58

Re: Зачем у...

>Почему нельзя отстегнуться, поменяться местами, пристегнуться и продолжить пилотирование? Что, за полминуты пересменки самолет выйдет из-под контроля?

Самолет за 5 секунд может изменить положение так что никто будет не в состоянии даже встать с кресла. Собственно это же очевидно.

Либо первый пилот потерять сознание и даже за полминуты вы никак не пересядете.

С уважением

От tarasv
К Моцарт (05.01.2025 22:35:34)
Дата 06.01.2025 02:19:13

Re: Для безопасности полетов

>Почему нельзя отстегнуться, поменяться местами, пристегнуться и продолжить пилотирование?

Потому что в болтанку например это не самая мудрая идея.

>Что, за полминуты пересменки самолет выйдет из-под контроля?

Далеко не все машины разрешают полет с брошенной ручкой. Так что без автопилота еще как может, замахаешься потом выводить.

>Я могу понять в мирное время или в гражданской авиации — второго пилота продолжают учить в воздухе. Но на войне не слишком ли расточительно?

Второй комплект пилотажных приборов повышает надежность. Более того, у каждого комплекта свои датчики.
Второй комплект органов управления это возможность
1. взять/отдать управление одним словом
2. рулить вдвем. Во времена до гидоусилителей на больших машинах в тяжелых условиях полета усилия на органах управления могли быть очень приличные.


Орфографический словарь читал - не помогает :)

От digger
К Моцарт (05.01.2025 22:35:34)
Дата 06.01.2025 04:06:26

Re: Зачем у...

Не гуглится, что требует ИКАО?

От Alex Medvedev
К Моцарт (05.01.2025 22:35:34)
Дата 06.01.2025 08:09:35

Re: Зачем у...

При росте И.В.Пискарева 160см его поза на рабочем месте (И.В.Пискарев был пристегнут поясным peмнем при сдвинутом практически в крайнее заднее положение кресле ограничивала его возможности по пилотированию самолета.

После отключения автопилота сработала автоматическая система защиты от выхода на большие углы атаки, которая отклонила стабилизатор на пикирование с -1 до -0.50. При этом руль высоты был также отклонен на пикирование с -7.5 до +2.50. Такие действия автоматики, второго пилота и возможно, Эльдара привели к уменьшению угла атаки до 70, увеличению средней вертикальной скорости снижения до 200м/с, росту вертикальной перегрузки и скорости выше предельно-допустимых значений с выдачей сигнализации о превышении скорости.

Кудринский Я.В. продолжал попытки занять левое кресло, о чем свидетельствуют его повторяющиеся реплики сыну "Выходи!". Однако, выход Эльдара с левого рабочего места в условиях значительных вертикальных перегрузок и узкого пространства между креслом и левым бортом был затруднен.

При росте Я.Кудринского 170см его поза на рабочем месте при сдвинутом практически в крайнее заднее положение кресле не обеспечивала нормального управления
самолетом.

От Maximus1729
К Alex Medvedev (06.01.2025 08:09:35)
Дата 12.01.2025 20:54:09

Re: Зачем у...

О катастрофе в Междуреченске?
Интересно, не знал про эти нюансы.

От Alex Medvedev
К Maximus1729 (12.01.2025 20:54:09)
Дата 13.01.2025 07:44:31

Re: Зачем у...

>О катастрофе в Междуреченске?
>Интересно, не знал про эти нюансы.

да, там много интересного про эргономику и интерфейс.

От Инженер-109
К Моцарт (05.01.2025 22:35:34)
Дата 06.01.2025 09:02:55

В "Хрониках пикирующего бомбардировщика" показана....

>Почему нельзя отстегнуться, поменяться местами, пристегнуться и продолжить пилотирование? Что, за полминуты пересменки самолет выйдет из-под контроля?

...ситуация, когда самолет с одним пилотом из пикирования выводят пилот и присоединившийся к нему штурман - усилия велики и один не справляется.
А если брать современную ГА, то двойное управление требуется как в дальних перелетах - поскольку самолет требует посекундного контроля, при "отказе" одного из пилотов, при отказах приборного оборудования, в аварийных ситуациях - когда внимания одного человека недостаточно и требуется вторая голова и дополнительная пара глаз-рук. Хотя упорно обсуждается полная ликвидация профессии пилотов в ГА - поскольку "категория III" позволяет самолету "самостоятельно" взлететь, перелететь к месту назначения и приземлиться. Но все это для ситуации, когда все работает "как положено" - а что делать при "сбое" неясно. Возможно зайти в салон с паксами и крикнуть: "Пилоты есть?" :)

От Amur
К Моцарт (05.01.2025 22:35:34)
Дата 06.01.2025 10:06:14

Динамика ситуаций на флоте, на сухопутье и в самолете различаются на порядки.

Поэтому лучше и дублировать, и быть готовым.

От ABM
К Моцарт (05.01.2025 22:35:34)
Дата 06.01.2025 13:55:54

Re: Зачем у...

>В танках тоже не делают два рядом стоящих набора управляющих и контролирующих инструментов (хотя восьмичасовой ночной марш выматывает сильнее, чем такой же полёт).
У пиндосов был "ассистент" мех-вода с полным комплектом для управления до 1950-х годов. (М-4, 26, 46, 47 и тд). Отменили исключительно для экономии места.

От digger
К ABM (06.01.2025 13:55:54)
Дата 06.01.2025 14:14:29

Re: Зачем у...

>У пиндосов был "ассистент" мех-вода с полным комплектом для управления до 1950-х годов. (М-4, 26, 46, 47 и тд). Отменили исключительно для экономии места.

Когда убрали курсовой пулемет и радиста за ним, стало некому.

От amyatishkin
К Моцарт (05.01.2025 22:35:34)
Дата 07.01.2025 07:18:20

Re: Зачем у...

В реале на ВМВ2, там где можно посадить рядом двух человек и пересаживаться - старались обойтись только двумя комплектами управления управления самолетом, делая приборы и управление двигателями и прочим общими
См, например, кабину Б-17
https://i.pinimg.com/originals/c4/8f/b6/c48fb6666d9885c36408fa5eedf6c7c8.jpg



От Бульдог
К Моцарт (05.01.2025 22:35:34)
Дата 07.01.2025 13:36:46

потому что третий не влезает

на тепловозе вообще два комплекта на одного машиниста

От Александр Буйлов
К Моцарт (05.01.2025 22:35:34)
Дата 11.01.2025 05:27:48

Ну например

>Почему нельзя отстегнуться, поменяться местами, пристегнуться и продолжить пилотирование? Что, за полминуты пересменки самолет выйдет из-под контроля?
при отказе двигателя на двухмоторных машинах самолёт переворачивается за единицы секунд. Истребители не знаю, а остальные так. Вмешательство требуется уже в первую секунду после потери мощности. Бывают и другие весёлости. Автопилот может решить, что ему срочно нужно в землю, стабилизатор убежать... За 30 секунд самолет не то что пространственное положение потеряет, а может полностью разрушится из за перегрузок.
Пилотирование осуществляется непрерывно. Вот буквально. Даже на автопилоте возможность перехватить управление должна быть в любую секунду, безо всяких там "полминуточек" на время пересадки.
Ну и не стоит это ничего, там и так основное как правило даже не дважды дублируется, а трижды, включая показометры у летчиков.
Хотя бывают отдельные органы управления, которыми может пользоваться только один из летчиков. На разных типах это может быть управление противообледенительной системой, управление передней ногой на земле (при этом руление подтормаживанием основных стоек есть у обоих), стояночный тормоз, управление дворниками и тп.

От zero1975
К Александр Буйлов (11.01.2025 05:27:48)
Дата 11.01.2025 12:35:29

Вопрос:

>Ну и не стоит это ничего, там и так основное как правило даже не дважды дублируется, а трижды, включая показометры у летчиков.

А вот интересно: штурвалы и педали - они вот прямо дублируются или попросту механически связаны друг с другом?

От tarasv
К zero1975 (11.01.2025 12:35:29)
Дата 11.01.2025 20:38:59

Re: Вопрос:

>>Ну и не стоит это ничего, там и так основное как правило даже не дважды дублируется, а трижды, включая показометры у летчиков.
>А вот интересно: штурвалы и педали - они вот прямо дублируются или попросту механически связаны друг с другом?

Если нет необратимых усилителей то они не могут быть не связаны потому что рулевые поверхности общие. Обычно связаны в кабине, но чтото с раздельной проводкой тоже было.

Если необратимые усилителей есть то РУС механически связаны в кабине, но на многих типах можно разъединить. Боковые ручки как на Эрбасах не связаны или у очень новых есть электронная система отклонения второй ручки. Тензометрические РУС, как на F-16, не связаны никак.

Орфографический словарь читал - не помогает :)

От zero1975
К tarasv (11.01.2025 20:38:59)
Дата 12.01.2025 00:44:09

Спасибо! (-)


От Александр Буйлов
К tarasv (11.01.2025 20:38:59)
Дата 14.01.2025 00:00:25

Добавлю

> Если необратимые усилителей есть то РУС механически связаны в кабине, но на многих типах можно разъединить.
например, штурвалы у каждого работают только на свою половину руля высоты, но при этом дополнительно связаны между собой. В случае заклинивания - путем пересиливания системы разъединяются, и свободной половиной можно управлять до конца полёта.

От bedal
К Моцарт (05.01.2025 22:35:34)
Дата 13.01.2025 11:25:57

Простой алгоритм извлечения потерявшего сознание пристёгнутого - прилагается? (-)