"ПОЛИГОН" 1/2001 стр 14

1. «Штурмовая» САУ завода №37, 1942г.

РОЖДЕНИЕ "СУЧКИ"
Михаил Свирин
Сколько уничижительных кличек досталось трудяге СУ-76. «Душегубка», «братская могила четырех танкистов», «пульнул -сбежал», «картонная броня» — казалось бы и места нет среди них ничему хорошему. И наиболее прославилась она коротким, но емким словом «сука», или пренебрежительным — «сучка». Мы не станем сегодня пытаться развеять эти клички. Наша задача — всего лишь поведать вам о том, как создавалась эта интересная САУ, занявшая второе место по количеству произведенных в годы войны отечественных боевых машин.
Первое упоминание о проектных работах по созданию отечественных САУ военного времени относятся к сентябрю 1941 г., когда начальник второго отдела НКТП (техотдел) С.А.Гинзбург выдвинул предложение о разработке штурмовых и зенитных бронированных гусеничных машин на шасси легких и устаревших танков. Однако до конца 1941 г. эта инициатива широко не реализовывалась.
На совещании НКТП прошедшем 26-28 января и посвященном изучению опыта ведения боев в наступлении С.А. Гинзбург вновь поднял вопрос о создании легких САУ с мощным вооружением, уравнивающим их со средним или тяжелым танком и неожиданно нашел поддержку в лице Наркома и присутствовавшего также на совещании представителя наркомата обороны, которые увидели в предлагаемых конструктором боевых машинах вариант сильно вооруженного танка без башни и при этом очень дешевого и простого в производстве.
***
3 МАРТА 1942 г. по наркомату танковой промышленности вышел приказ, предписывающий образовать на базе техотдела специальное бюро самоходной артиллерии. В качестве пробы пера спецбюро должно было в короткий срок разработать унифицированное шасси и силовой агрегат из узлов легкого танка Т-60 и грузовых автомобилей, на которое можно было бы установить 76-мм пушку с баллистикой дивизионного орудия обр. 1939 г. (УСВ) или танковой пушки обр. 1940 г. (Ф-34). Однако С.Гинзбург составил более обширный план работ в данном направлении. В частности, он предполагал в трехмесячный срок совместно с МВТУ им Баумана и НАТИ провести проектирование следующих машин с использованием узлов шасси Т-60 и моторов ГАЗ и ЗИС:
— 76-мм штурмового самоходного орудия поддержки;
— 37-мм зенитного самоходного автомата;
— 37-мм зенитного танка с башенной установкой конструкции Савина;
— легкого танка с 45-мм пушкой большой мощности и броней 45 мм;
— бронированного транспортера пехоты и боеприпасов (он же — санитарная машина, машина технической помощи и самоходный миномет);
— артиллерийского тягача.
Схема унифицированного шасси предполагала применение 2-х двигателей ЗИС, ГАЗ-АА, или ГАЗ-ММ со своими КПП по бортам в передней части САУ (весьма привлекательное с точки зрения компактного размещения), просторное боевое отделение (грузовую платформу, или бронированную кабину для стрелков), расположенное в корме машины и подвеску на 5-6 опорных катках.
14-15 апреля 1942 г. состоялся пленум арткомитета ГАУ, на котором также поднимались вопросы создания САУ. Артиллеристы выработали собственные требования к самоходным установкам и выдвинули собственные ТТТ, которые отличались от выдвинутых 2-м отделом НКТП. В июне 1942 г. распоряжением ГОКО была выработана совместная программа НКВ и НКТП по созданию «системы самоходной артиллерии для вооружения Красной Армии». При этом на Наркомат Вооружения (НКВ) возлагались задачи разработки и изготовления артиллерийской части будущих САУ, а наркомат танковой промышленности должен был заниматься их ходовой частью и энергетическими установками. Общую координацию работ по САУ должно был осуществлять спецбюро НКТП под руководством С.А.Гинзбурга.
Тем временем, к концу апреля завершилось проектирование унифицированного шасси для программы САУ, но для исполнения были выделены средства только на штурмовое орудие поддержки в безбашенном исполнении массой 7,5-8 т и 37-мм зенитный самоходный автомат кругового обстрела.

"ПОЛИГОН" 1/2001 стр 14