"ПОЛИГОН" 1/2001 стр 20

9. СУ-12М со срезанной крышей. Июль 1943 г.

Это объяснялось отчасти и тем, что САУ отдали в подчинение танковых войск, а это было чревато тем, что большинство из них применялись большей частью именно как танки без башни. И потому отработанная еще в самом начале года тактика часто менялось с точностью до наоборот — сравнительно толстобронные танки шли под прикрытием СУ-76/СУ-76М, защищенных противопульной броней. Но были и другие причины.
Лето было жарким и СУ-12М, практически не имевшая нормальной вентиляции боевого отделения, была обозвана «душегубкой», как впрочем, и СУ-76(И), испытывавшая в это время сходные проблемы. Уже в первых числах июля Наркоматом было рекомендовано демонтировать «вплоть до фартука перископического прицела» крышу боевой рубки, или установить на крыше СУ-76М дополнительный вытяжной вентилятор. Машина со снятой крышей понравилась в войсках несмотря на то, что дождь лил на головы экипажа, а закрепить брезент было непросто.

10. Львовское направление, Чернов, 1944 г.
Механики-водители тоже не особо любили СУ-12М, так как сидеть посередине между моторами было довольно неприятно, как не очень удобо было оперировать для управления САУ одной рукояткой, обслуживающей два КПП, издававшими из-за несинхронной работы множественные посторонние шумы. Случавшиеся поломки механизмов также не добавляли любви этим машинам.
И хоть по надежности работы они уже почти не отличались от средних САУ, ремонтировать их все-таки приходилось большей кровью, так как ремонт почти всегда сводился к замене КПП, главного вала или главных передач.
Радикальная модернизация СУ-76М, как говорится, назрела и вскоре состоялась. Однако отдельные машины типа СУ-12М дожили в войсках до середины 1944 г, когда приказом нач. Бронетанкового управления КА, были выведены в учебные подразделения.

КРАТКАЯ ТТХ СУ-76М (СУ-12М)

Боевой вес   ...............11,2т
Погрузочный вес   ..........9,7 т
Полная длина ...............5000 мм
Полная ширина   ............2740 мм
Полная высота ..............2200 мм
Ширина колеи   .............2390 мм
Клиренс ....................300 мм
Ср. удельн. давление   .....0,57 кг/см2
Макс, скорость   ...........44 км/ч
Скорость по проселку .......15 км/ч
Скорость по целине .........10 км/ч
Предельный подъем ..........30°
Предельный крен   ..........35°
Предельный спуск ...........30°
Ширина рва .................2,0 м
Глубина брода  .............0,9 м
Вертикальная стенка ........0,6 м
Запас хода по шоссе  .......250 км
Запас хода по проселку .....175 км
Вооружение
76,2-мм пушка ЗИС-ЗШ .......1 шт
Панорама Герца  ............2 шт
Перископ разведчика ........1 шт
Смотровые приборы   ........4 шт
Пистолет-пулемет  ..........2 шт
Патроны   ..................1065 (15 дисков)
Двигатель ГАЗ-202 ..........2 шт
КПП типа ГАЗ-АА ............2 шт
Движитель ..................гусеничный
Ведущее колесо .............впереди
Число траков ...............2 х 93 шт
Подвеска ...................торсионная
Число опорных катков .......12 шт
Число поддерж/ роликов .....6 шт
Радиостанция типа ..........9-РМ, 12-РТ

"ПОЛИГОН" 1/2001 стр 20