От Мохнатый Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 04.02.2003 07:46:20 Найти в дереве
Рубрики Космос; Версия для печати

New York Times: Отчет 97го года Предупреждал о...


http://www.nytimes.com/2003/02/04/national/04WRON.html

Отчет 97го года Предупреждал о Повреждении Плиток Материалами Теплоизоляции

Еще в 1997 году старший инженер НАСА предупреждал, что затвердевший (очевидно, от низких температур - перев.) изоляционный материал ("пена") отламывающаяся от внешнего топливного бака на шатле Колумбия вызвал значителые повреждения керамических плиток, защищающих корабль от (высоких) температур при входе в атмосферу (при посадке).
Предупреждение (из 1997го) наверняка будет изучено вновь, т.к. НАСА вчера заявило, что их расследование причин разрушения космического челнока в прошедшую субботу концентрируется на повреждениях плиток, которые могли быть вызваны материалом изоляции или льдом либо комбинацией обоих.
Грегорий Катник, инженер НАСА на мысе Канаверал, в отчете датированном 23 декабря 1997 года, утверждал, что Колумбия получила повреждения более чем 300 плиток во время недавнего полета. Послеполетный осмотр в 1997 году показал, что плитки получили повреждения, которые нельзя назвать "нормальными", заявил Гн. Катник.
В ряде других полетов повреждения плиток от падающих изоляционных материалов также приводило к повреждениям меньшего масштаба (так в оригинале - газетные статьи потрясающе тавтологичны, нагоняя объем, и делаются в спешке, так что часты и ошибки - прим. перев.) - однако НАСА решило, что в целом проблема не угрожает жизнеспособности корабля.
.....................................
(в 1997 году) Инспекторы насчитали 308 повреждений, 132 были длиннее одного вершка, утверждал Гн. Катник. Некоторые из повреждений достигали 15 вершков и имели глубину до полутора вершков. Сами плитки имеют только два вершка в толщину (глубину), так что самые сильные удары проникали до трех четвертей в (материал) плитки.
Поврежденные плитки находились в большей части около носа корабля. После полета более 100 плиток были сняты поскольку они "не подлежали ремонту".
Отчет Г-на Катника затем высказывал предположения почему теплоизоляционная пена отламывалась. Оказалось, чтобы не наносить вреда окружающей среде, НАСА перестала использовать фреон в производстве пены. Позже Космический Центр в Хантсвилле, Алабама, заключил, что отсутствие фреона привело к отламыванию пенного материала. Несмотря на то, что впоследствии химическая формула была улучшена, данный инцидент вскрыл поетнциально опасные новые возможности повреждения плиток.
"на плиткаx по-прежнему оставалось достаточно материала" - сказал Гн. Катник вчера в интервью, - "У нас был запас прочности"......

Примеч перев.:
1. Штаты - одна из немногих стран, где расстояниа измеряются в верстах, школьные линейки размечаются в 1/32х вершка, а взвешивают на фунты и пуды. Так мы и перевели, чтобы русскому читателю понятнее стало ;)))))))
В одном известном эпизоде лаборатория НАСА и, кажется, Локхид - не помню - не договорились. Одна сторона измеряла давление в компьютерной программе в паскалях на квадратный сантиметр, а другая в фунтах на квадратный вершок (дюйм). В результате обреченная космическая машина, как известно, сгорела в марсианской атмосфере.

2. Идиотизм и ирония ситуации в том, что, уступая давлению защитников окружающей среды, федеральное правительство в Штатах ввело законы запрещающие выброс в атмосферу "тепличных газов", среди которых и был холодильный агент фреон. Любой механик по починке холодильных установок обязан "утилизировать" сливаемый из кондиционеров/холодильников фреон - т.е. отвозить в специальное место и платить деньги кому-то, кто имее лицензию на его утилизацию. Потрясающе, если ЛЮБОЕ использование фреона стало невозможным для государственной организации (хотя это никак не отменяет ответственности тех, кто не придал значения повреждениям).

Кстати, значит ли это, что стрелочник почти найден?