От Романов Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 08.03.2023 17:01:14 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Влияние образования офицерского состава на качество офицерского корпуса

Начина с 70х годов, под влиянием научно технической революции в СССР было принято решение о повышении образования офицерского состава. Офицеры начали получать высшее образование.
Перестройка системы образования и прохождения службы офицеров в краткосрочной перспективе позволила решить вопросы, которые ставила перед Вооруженными Силами научно-технической революция. Однако использованные подходы имели и недостатки, главным из которых была высокие затраты (в армии США офицеры, подготовленные в высшем военном учебном заведении, составляли около 15%, основная часть выпускники гражданских ВУЗов).
Одновременно на воинских должностях, где требовался высокий уровень профессиональной подготовки, офицеры с высшим образованием постепенно заменяли другие категории военнослужащих . В этой связи в ракетных войсках стратегического назначения офицеры–специалисты составляли более 75%. Схожая ситуация складывалась в войсках ПВО, ВВС, ВМФ . Значительная часть офицеров на первичных должностях являлись техническими специалистами, непосредственно эксплуатировавшими сложную военную технику и не получали опыта руководства личным составом.
Привлечение офицеров к непосредственной эксплуатации сложной техники приводило к постоянному росту их численности – в среднем на 1% в год. . В 1980–х годах численность офицеров Вооруженных Сил СССР составляла более 1 млн человек, что составляло соотношение один офицер на 3–4 военнослужащих (в Армии США – 1 офицер на 9 военнослужащих ). Увеличение численности офицеров девальвировало социальный статус офицерского состава и привлекательность офицерской профессии, что негативно влияло на результаты кадрового отбора.
Изменения в системе образования вызвали значительное увеличение количества специальностей и специализаций офицерского состава, которых к концу 1980-х годов имелось уже 1450 . Подготовку офицеров с высшим образованием к концу 1980-х гг. осуществляли 140 военных ВУЗов . Необоснованное дробление специальностей не только затрудняло фундаментальную подготовку специалистов , но и сужало возможности продвижения офицеров по службе. Также затрудняло продвижение по службе и то, что многие офицеры не получали на первичных должностях опыта командования личным составом.
Несмотря на огромное количество ВУЗов, готовивших офицеров, их постоянно недоставало. В связи с этим главным критерием кадровой работы в этот период стала укомплектованность. Законодательство не предусматривало увольнение офицеров не желающих служить, а на практике всячески затруднялось избавление от «балласта». Все это приводило к снижению качества офицерского корпуса, девальвации статуса офицеров.
Существующая система подготовки офицерского состава является продолжение советской системы, со всеми её недостатками.
Прежде всего у под понятием «офицер» у нас понимаются два разных явления. Офицеры – командиры, и офицеры-специалисты. К сожалению по нашей армии нет статистики - какое соотношение имеют эти категории, но по армии США проскакивала информация, что у них составляет на нижнем уровне 1 к 8. Для этих категорий должны быть разное образование, разное прохождение военной службы. Командный состав - широкие специалисты, должен получать образование в специализированных военных ВУЗах, чаще продвигаться по службе, с целью получения широкого опыта и занятия вершин военной иерархии. Специалисты (инженеры и т.п.) – глубокие специалисты. Их подготовку целесообразно осуществлять в гражданских ВУЗах, где уровень образования в среднем выше. Продвижение по службе для них должно быть медленнее, а его уровень должен быть ограничен, так как в среднем их должности требуют большего времени для достижения профессионализма, а командование личным составом не может являтся их сильной стороной.

Arthur T. Coumbe. A history of the U.S. Army Officer Corps, 1900-1990. Carlisle Barracks, PA. Strategic Studies Institute and U.S. Army War College Press. 2014. P.90
Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот СССР 1945-1991. СПб. 1996. С.541
Иовлев А.М. Деятельность КПСС по подготовке военных кадров. М.1976. С. 210,218.
Феськов В.И., Голиков В.И., Калашников К.А., Слугин С.А. Вооруженные Силы СССР после Второй мировой войны: от Красной Армии к Советской (часть 1: Сухопутные войска) / под науч. ред. В.И. Голикова. – Томск: Изд-во НТЛ,2013. С.35.
Феськов В.И., Голиков В.И., Калашников К.А., Слугин С.А. Вооруженные Силы СССР после Второй мировой войны: от Красной Армии к Советской (часть 1: Сухопутные войска) / под науч. ред. В.И. Голикова. – Томск: Изд-во НТЛ, 2013. С.35.
Coumbe Arthur T. A history of the U.S. Army Officer Corps, 1900-1990. Carlisle Barracks, PA. Strategic Studies Institute and U.S. Army War College Press. 2014. Р.21.
Феськов В.И., Голиков В.И., Калашников К.А., Слугин С.А. Вооруженные Силы СССР после Второй мировой войны: от Красной Армии к Советской (часть 1: Сухопутные войска) / под науч. ред. В.И. Голикова. – Томск: Изд-во НТЛ, 2013. С. 42.
Военные кадры. История. Люди. Перспективы – М., 2018. С.169.
Каменев А. И. История подготовки офицерских кадров в СССР (1917—1984 гг.). —Новосибирск: НВВПУ, 1991. С.159

ignorare legis est lata culpa