От maxim. Ответить на сообщение
К maxim. Ответить по почте
Дата 06.05.2022 23:37:04 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Некоторые комментарии к статье: Первое, боевая подготовка.

> В настоящее время в каждом мотострелковом полку и бригаде округа созданы и подготовлены по одной БТГр прорыва и БТГр развития успеха.
> ...
> Для выработки устойчивых навыков командиров и личного состава подразделений в применении новых приемов и способов действий подготовка БТГр организована последовательно, по этапам боевого слаживания.
> В период слаживания отделений проводятся тактические занятия с элементами ТГр прорыва низшего порядка: отделениями, танками, расчетами, парами снайперов, танком-снайпером, БМП-снайпером, кочующим огневым средством и др.
> В период слаживания взводов отрабатываются действия в составе снайперской команды, тральной, ударной подгрупп, подгрупп огневой поддержки, обеспечения мобильности, ПБПРез и другими создаваемыми элементами боевого порядка ТГр.
> В период слаживания рот проводятся тактические занятия и учения с ТГр прорыва, а на этапе слаживания батальонов отрабатывается порядок действий в составе БТГр прорыва в целом.
> Степень подготовленности каждой БТГр к выполнению боевых задач в соответствии с предназначением проверяется в течение года в ходе тактических учений, а во время контрольной проверки за учебный год — в форме тактико-строевого занятия.
> Таким образом, наличие в каждом общевойсковом соединении округа БТГр прорыва и развития успеха, хорошо подготовленных в соответствии с предназначением и досконально освоивших новые (нестандартные) способы боевых действий, позволит им успешно, с минимальными потерями решать поставленные задачи в современных и будущих военных конфликтах.

Перед нами не просто очередная статья с очередной тактической концепцией - это тезисное описание тактики на которою идет натаскивание частей ЮВО.
В статье прямо не говориться (как будто в этом есть что-то постыдное), но по смыслу понятно, что натаскивание идет с целью последующего применения на Украине.
Пора бы уже этот эзопов язык отбросить, кстати.

По поводу слаживания:
Командир знает "что делать, бойцы знают как"– один из основных принципов групповой работы.

Слаженность - это когда люди начали понимать друг друга - желательно с полуслова, без длительных пояснений причем в высокострессовой обстановке боя: когда что-то где-то иногда пошло не по плану и вокруг внезапно наступила Ж.

Достижение слаженности подразумевает взаимодействие и работу на результат (победу) а не по заранее написанному сценарию.
Это требует:
1) понимание подчиненными как мыслит, рассуждает и принимает решение командир, цитирую интернеты:
Во время моей службы в канадской территориальной армии офицеры "отчитывались" перед своими подчинёнными о принятых ими решениях в ходе учебного "боестолкновения". Командир проговаривает перед солдатами какие решения он принимал и почему, как по его мнению действовали подчиненные, ему можно задавать вопросы. Несмотря на то, что никакой критики никто открыто не высказывал, но чувствовалось, что командирам психологически тяжело отчитываться перед подчиненными, особенно, когда командиры допускали ошибки. Как мне кажется, это достаточно эффективный способ подталкивать командиров к принятию взвешенных решений. (извиняюсь за самоцитирование). Разумеется такой разбор полётов был устным.
2) многократного выполнения одной и то же задачи в различных условиях, на различной местности, в неожиданно меняющейся и идущей не по плану обстановке.

Нынешний цикл боевой подготовки к этому мало приспособлен.
Поэтому даже если его проводить в полном объеме, отбросив всю бумажную волокиту, устранив препоны полноценной БП в виде ответственности командиров за травматизм и сохранность техники - даже в этом случае нынешняя методика БП может дать только относительную, недостаточную слаженность, а не ту, которая потребуется на поле боя. В итоге результат не будет достигнут и, как постоянно происходило в нашей армии ранее, процесс опять будет не ради полезного выхлопа, а ради самого процесса и галочки.

Нужно ломать существующие схемы боевой подготовки, выводить войска в поля и там проводить комплексные занятия по теме начиная с тактических занятий и боевых стрельб отделений и заканчивая БТУ.
Потом менять задачи низовым подразделениям, назначая их в другие элементы боевого порядка и повторять заново.

Занятия нужно проводить с привлечением большого количества инструкторов в низовые подразделения: по паре на отделение.
Которые будут находится непосредственно возле обучаемых и тут же корректировать их действия.
Должен быть перечень ошибок для инструкторского состава, что бы они знали какие действия неправильны и поправляли обучаемых.
И не просто перечень ошибок, а с объяснением каждой, почему именно это ошибка.

Потом переходить к комплексным тактическим занятиям взводов с группой противодействия.
Ремарка: Тут хорошо бы вспомнить по начавшие разрабатываться еще в советское время и ставшие стандартом в странах НАТО комплексы лазерных имитаторов стрельбы и поражения и которых нет в РА до сих пор - вспомнить и крепко, от души, пнуть ответственных.
Группа противодействия, инструкторы - все это подразумевает, что войска выводятся не просто в поля, а в развернутый в полях учебный центр.
Никто, кстати, не мешает развернуть такой учебный центр на территории Украины, вблизи от действующих частей, часть подразделений которых по ротации можно привлекать в качестве инструкторов и группы противодействия.
Людям на передке нужен отдых, а тем, кто их сменит - обучение и передача опыта.

Настоящая обученность достигается молодым бойцом только с опытом действий в составе уже слаженного и опытного подразделения (в идеале при выполнении боевых задач).
- сначала он должен научится выполнять в составе подразделения отдельные действия
- потом определенные последовательности действий
- потом анализировать обстановку
- потом самостоятельно выполнять все необходимое согласно своей должности
Обстрелянные и опытные подразделения привлекаемые по ротации в УЦ в качестве команд инструкторов должны стать для обучаемых подразделений вот такой средой, которая, не за один раз а за серию занятий и учений, покажет на собственном примере как надо и даст поэтапно войти в режим правильной работы обучаемым.

Как показывает опыт, наиболее быстро и эффективно слаживание группы происходит в условиях необходимости совместных действий на пределе и физической и морально-психологической выносливости, в не до конца ясной и меняющейся обстановке. По этому принципу должны строится контрольные тактические занятия - они должны происходить в условиях большой физической усталости, недостатка сна, выхода из зоны комфорта, меняющихся вводных. Опыт организации чего-то такого отдаленно подобного у нас имеется с курсом выживания на КМБ. Пора бы сообразить, что выживание можно устроить не только на КМБ.

Взводные тактические учения (да! это нужно вводить), ротные и батальонные с группой противодействия и командами инструкторов должны в рамках подготовки к боевым действиям идти вереницей - не менее трех-четырех каждое. Они должны выработать навык совместных слаженных действий - навык врабатывается повторением. Первый раз при этом можно не считать - первая попытка только вскрывает косяки, но не дает правильного опыта для закрепления.

Всем военнослужащим направляющимся в зону боевых действий на Украине придется действовать в застройке. И это касается не только собственно боев: оборудование опорных пунктов, маскировка и расположение - все это должно быть знакомо и такие действия подразделения должны выполнять на автомате. Западные страны не стесняясь проводят учения на улицах своих городов и сел - в реальной обстановке. Уровень наших тактических городков имитирующих городскую застройку откровенно днищевый ни к каким действиям в застройке, ни в городской, ни в частной на них подготовится невозможно. Кроме того, их исчезающе мало. Любая не показушная подготовка к боевым действиям должна обязательно включать тактические занятия и учения на улицах реальных н.п. различного типа: в сельской, городской и промышленной застройке. То, что соцсети до сих пор не переполнены кадрами тактических учений с улиц и площадей говорит о том, что МО продолжает заниматься показухой, а не реально готовить части и подразделения к войне.

Боевые стрельбы тоже важны: навык уверенного управления огнем и ведения огня в рамках поддержки огнем действий своих сил: через голову, в промежутки или с другого направления просто так не нарисуется.
Перечисленные огневые задачи для подразделений - сложные, учится этому в бою нельзя. Да, они несут высокий риск травматизма. Нашим командирам всех уровней пора учится отвыкать от реалий прежней армии, где на каждый чих прикрывали жопу бумажкой. Если кто-то не понял, что времена безвозвратно изменились - после войны всем кто не понял объяснят компетентные и уполномоченные на то органы. Бумажную армию и бумажных командиров Россия позволить себе больше не может.

Также необходимо производить "обкатку" войск огнем стрелковки поверх голов - военнослужащие должны иметь навыки определять на слух направление и тип оружия ведущего по ним огонь и не теряться под обстрелом, а принимать адекватные решения. Такую "обкатку" вполне возможно проводить после занятий по окапыванию. Не менее важен навык различения на слух входящих и исходящих, близких и далеких прилетов, навык адекватного поведения при попадании под арт/мин огонь. Поэтому после занятий по окапыванию нужно производить не только "обкатку" стрелковкой поверх голов, но и минометом с минами без взрывателей.

В 1982 году погибло на учениях от несчастных случаев и при нарушении правил техники безопасности, а так же в ДТП, 86 военнослужащих. Боевая подготовка не отделима от травматизма и от несчастных случаев со смертельным исходом так же. И от аварий и потерь техники тоже не отделима. С командиров нужно спрашивать не за травматизм а за всестороннее обеспечение. Ну или отказываться от боеспособной армии. В условиях идущей войны жертвы на этапе боевой подготовки на порядок снизят жертвы от боевых действий не обстрелянных, не достаточно слаженных и не достаточно подготовленных подразделений.


Еще более важно чем слаживание подразделений - командирская подготовка.

Как показывает опыт этой (и не только этой) войны - дуболом командир своим командованием способен угробить любого уровня подготовленное подразделение с богатым боевым опытом.
И наоборот, толковый и опытный командир, адекватно оценивающий собственные силы, противника и обстановку, способен выполнять с успехом ограниченный круг боевых задач даже с толпой вооруженных мужиков первый раз в жизни видящих оружие - Донбасс 2014 года тому пример.

И речь не только о подготовке и слаженности штабов и органов управления, речь о кругозоре и тактическом мастерстве командиров вырабатывающих замысел на бой и принимающих решения.
Откуда ждать тактически грамотных действий командиров всех уровней, если они в никогда не практиковались в выработке замысла боя, оценки местности, оценки боевых возможностей своих сил и противника.
Любое знание задерживается в голове человека только в том случае если постоянно применяется.
Пустое заучивание уставов и наставлений ничего не даст без регулярного решения командным составом тактических задач.
Нужно понимать СМЫСЛ который стоит за положениями и требованиями уставов и нормативов. Знать все и невозможно и бестолку.
Знание букварей возможно только через практику их применения (пусть и в игре) и понимание их смысла.

Для этого нужны постоянные командно штабные игры на картах и сетевых тренажерах уровня не округ-армия, а взвод-рота-батальон-полк/бригада.

Соответственно, больше, на порядок больше, чем задалбование л/с боевой подготовкой перед боевыми действиями, следует задалбовать командный состав тактическими летучками и двусторонними командно-штабными играми.
Не тренировками - играми. Играми подразумевающими противоборство с другой волей и мастерством и стремление к победе.

Гении не родятся, гениев производит среда, в данном случае офицерская среда с достаточно высоким уровнем тактического сознания и широким обсуждением проблемных вопросов применения войск. Обсуждение проблемных вопросов подразумевает, что авторитет командира строится не на том, что он всегда прав, как у нас это часто бывает, а на успехах продемонстрированных в двусторонних командно-штабных играх, втч на тренажерах, и тактических летучках. Мастерство — дело непрерывной практики, тактическое мастерство — практики против сильного противника.

Но вместо такой реальной подготовки к боевым действиям армия у нас задалбовала военнослужащих всех уровней бесконечными, нафиг никому не нужными, построениями, совещаниями, бумагомарательством, тупым метением плаца ломом, чуть менее тупыми рабочками, резиновыми днями, ПХД, спортивными мероприятиями и строевой подготовкой - результат сейчас пожинаем на Украине. И вместо того, чтобы разводить бесконечный пиар на пустом месте, который давно уже ни на кого не производит впечатления и над которым все только смеются, лучшее что может сделать МО сейчас это дать понять что со старыми практиками армии мирного времени произошел радикальный и окончательный разрыв и теперь все будет по другому и всерьез. Увы.