От И.Пыхалов Ответить на сообщение
К Роман Храпачевский Ответить по почте
Дата 22.11.2021 20:56:33 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Что ж, давайте заглянем в работу Хрусталёва

>Этого уже достаточно, особенно если они берутся судить и наклеивать ярлыки на темы русской средневековой истории.
>И да - если бы они не были пропагандистами, то они бы читали написанное и оценивали с т.з. исторической науки. В частности прочли бы в статье, которую решили "разоблачать", что тему закрытия немецкой (а не шведской и не какой-нибудь иной, например папуасской) экспансии на Русь в 13 в. разбирал Д. Хрусталев, чьи выводы из фундированной (в 2-х томной монографии) на эту тему я и озвучивал в беседе с В. Шурыгиным.

Вот Ваши слова:

https://shurigin.livejournal.com/452369.html

Так что именно после Раковора экспансия немцев на русские земли приостановилась почти на семь столетий.
(конец цитаты)

А вот что пишет по этому поводу Хрусталёв:

Хрусталёв Д.Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII–XIII вв. Т.2. СПб.: Евразия, 2009.

С. 197:
2. 1198/1200 — 1269/1270 гг. — время войны; период колонизации, когда исчезали прежние и возникли новые властные центры и структуры; период немецкой экспансии, когда ей ещё противостояли русские княжества; период борьбы Руси за восстановление и закрепление своих интересов в регионе; период борьбы за сферы влияния в Восточной Прибалтике. В начало этого периода местные племена вступили на правах независимых объединений,
С. 198
находящихся в даннической зависимости от Полоцка или Новгорода, а под конец можно говорить об исчезновении этих племенных объединений и подчинении их надстроенным колонистами административным институтам. К 1270 г. между немцами и их оппонентами в Ливонии были оформлены понятные и чёткие рубежи: русские отказались от претензий на Ливонию и Эстонию, а немцы — от претензий на Карелию, Ижорскую и Водскую земли. Раздел Восточной Прибалтики был закреплён взаимными соглашениями сторон.

3. После 1270 г. и вплоть до конца XV в. мы обнаружим неоднократные попытки передела устоявшихся границ как ливонцами и шведами — в направлении Карелии и Финляндии, так и русскими — в направлении за Нарву. Однако это уже была не колонизационная экспансия, хотя порой и под флагом христианизации, но межгосударственные конфликты за свои территории, освоенные, признанные, населённые и укреплённые, с явным пониманием подданства.
(конец цитаты, выделения Хрусталёва)

Как мы видим, говоря о прекращении немецкой экспансии, вы изящно опустили прилагательное «колонизационная». Хрусталёв пишет о том, что до 1270 года имела место колонизационная экспансия немцев на территорию не имевших государственности местных племён. После 1270 года колонизационная экспансия немцев прекратилась, потому что они упёрлись в границу русских княжеств. Однако «неоднократные попытки передела устоявшихся границ» со стороны ливонцев продолжались и далее, только теперь это было не покорение государством диких племён, а межгосударственный конфликт. Однако (сюрприз!) такой межгосударственный конфликт с целью передела устоявшихся границ тоже является экспансией. Вы же пытаетесь утверждать, будто после Раковорской битвы немецкая экспансия на русские земли вообще прекратилась «почти на семь столетий». Дескать

Побросали немцы шапки медные,
Испугались посвисту богатырского.

Немного ранее Хрусталёв пишет следующее:

С. 187:
Фактически можно говорить, что соглашение 1268/1269 г. оформило и утвердило границу по Нарве — естественный рубеж, оформивший рамки немецкой крестоносной экспансии и русской колонизации в Восточной Прибалтике. С новыми попытками сдвинуть этот ориентир в одну из сторон мы сможем встретиться и в позднейшие времена, но случится это только в следующем столетии и будет уже вопросом не колонизационного освоения, а межгосударственного конфликта.
(конец цитаты)

То есть экспансия действительно приостановилась, но не «почти на семь столетий», как утверждаете Вы в пропагандистском интервью Шурыгину, а до наступления XIV века. Свидетельство чему — осады Пскова ливонцами в 1299, 1323, 1480 и 1502 годах.

Тов. Чубайс является смелым, волевым и решительным комиссаром