От Романов Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 18.12.2018 20:57:29 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Тенденция обсуждать судьбы героев фильмов набирает обороты

Посему стоит наверно перенести в корень.

>>Герой Юматова в ВОВ полковник, лет через 10 прсле ВОВ ген-майор , комдив.
>
>>Герой Ланового генерал еще до введения погон ( его на носилках раненого несут), после войны ген -полк опять же лет через 10 .
>
>Вот я и говорю, уч. Романов после войны бы их выгнал, наверное. Чтобы не путались под ногами молодых карьеристов.

Приведу 2 документа - (журнал источник 1996 г)
Переписка по поводу отбора кадров после войны начальник ГУКа г-п Кулик и не много не мало, маршал Жуков.
Прошу прощения, за качество, но смысл наверно будет понятен.

CQB. СЕКРЕТНО Экз. № 1
ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР
Товарищу МОЛОТОВУ В. М.
Продолжая неуклонно выполнять задачи, пред’являемые войной, Главное Управление Кадров НКО вместе с тем считает необходимым уже сейчас приступить к разработке плана использования офицерских кадров по окончании войны.
Докладываю по данному вопросу нижеследующие соображения:
I.
Мы в настоящее время располагаем самыми ценными военными кадрами, ка¬кие когда либо до сих пор имели, также как и самыми лучшими — в сравнении с кадрами любой армии мира.
Хотя у нас имеется очень большое количество офицеров, тем не менее, при переходе на мирное положение, мы не можем допустить массовой, валовой демо¬билизации офицеров, а обязаны увольнять их только в персональном порядке, спланировав и растянув сроки демобилизации до полугода с тем, чтобы отобрать и удержать в Армии как можно больше ценного в политическом, деловом и физи¬ческом отношениях.
Для того, чтобы впитать в сокращенный организм армии максимальное коли¬чество офицерского состава, необходимо:
1. Сохранить путем перехода на дивизии сокращенного состава наибольшее количество соединений всех родов войск. К примеру, вместо сохранения 100 стрелковых дивизий 10-12-ти тысячного состава сохранить 200-250 дивизий 4-6- ти тысячного состава.
Генералами замещать не только должности командиров дивизий и корпусов, но их заместителей и начальников штабов, а также начарткоров, корпусных инже¬неров и нач. АБТ корпуса.
2. Вместо прежней громоздкой штатной организации военных училищ по 1000-1500 курсантов, перейти на училища по 300-400 курсантов.
ПРИМЕЧАНИЕ: Военные училища старой армии имели в своем штате по 300-400 курсантов.
Это позволит из 100 имеющихся сейчас военных училищ пехоты сохранить не менее половины и наделе перейти на принцип индивидуального обучения и воспи¬тания будущих офицеров.
Начальниками училищ назначать генерал-лейтенантов и генерал-майоров из лучщих командиров корпусов и дивизий.
3. В интересах сохранения возможно большего количества фронтовых и ар¬мейских управлений перейти на более мелкую территориально организацию воен¬ных округов. В их штатах урезывать все, что угодно, только не отделы оперативные, разведывательные, связи, артиллерии и танковые.
4. Разрешить назначение генералов на должности командиров гвардейских полков для всех родов войск.
5. Создать не менее чем на годичный срок широкую сеть полковых, дивизион¬ных, корпусных, армейских и фронтовых комиссий с единственной задачей — изу¬чить и описать боевую историю частей и соединений действующей армии, а также все наиболее значительные и поучительные бои и операции за все годы Отечес¬твенной войны.
Этим мероприятием государство будет обеспечено невиданным по об’ему и богатству содержания боевым и военно-историческим материалом, а армия сохра¬нит на переходной период несколько тысяч хороших офицеров и генералов на весь¬ма ценной для их роста работе.
6. Пересмотреть существующий состав начальников военных кафедр и пре¬подавателей военных дисциплин гражданских высших и средних учебных заведе¬ний и назначить вместо них наиболее квалифицированных и работоспособных ге¬нералов и офицеров; тем самым укрепим очень слабый участок подготовки офицерских кадров запаса.
К настоящему времени мы имеем военные кафедры в 641 гражданском ВУЗ’е.
II.
При отборе офицеров особое внимание уделить тому, чтобы оставить в армии как можно больше молодого состава в возрастном отношении с тем, чтобы он был боеспособен по истечении последующих 15-20 лет.
На должности командиров частей и соединений, в основном, назначать тех, кто помоложе.
Более пожилых использовать, в основном, в штабах округов и фронтов, в цен¬тральном аппарате, в военных академиях и училищах, в высших гражданских учеб¬ных заведениях, в органах местного военного управления, в военных органах граж¬данских наркоматов и ведомств.
Должности заместителей командиров частей и соединений, на которых сейчас находятся люди не вполне подходящие к самостоятельной боевой работе, нужно бу¬дет заместить командирами другого типа — молодыми, энергичными, имеющими перспективы роста и данные для самостоятельной работы, а именно: в полках — из числа командиров батальонов, в дивизиях из числа командиров полков и т. д.
При изложении принципа отбора офицерских кадров на предстоящие десяти¬летия с учетом возрастных требований, речь вовсе не идет об упрощенном отборе по «метрикам». Отбор должен производиться строго в индивидуальном порядке с учетом всех основных принципов подбора, но при этом требования возраста долж¬ны занимать одно из решающих мест.
Возраст наших командиров стрелковых полков в данное время таков:
До 25 лет 26-30
лет 31 год 32 го¬да 33 го¬да 34 го¬да 35 лет 36-40
лет 41-45
лет 46-50
лет Старше 50 лет итого
35 180 67 73 51 71 99 555 277 70 10. 1488

Таким образом, основную массу командиров стрелковых полков мы, при стро¬го индивидуальном их отборе, можем иметь в возрасте от 26 до 35 лет и, частично, от 36 до 40 лет.
Командиры стрелковых дивизий имеют возраст:
26-30
лет 31-35
лет 36-40
лет 41 год 42 года 43 года 44 года 45 л. 46-50
лет Старше 50 лет итого
2 30 109 40 43 58 52 34 119 16 503

Таким образом, и при их строго индивидуальном отборе, основной костяк наших командиров дивизий мы можем иметь в возрасте от 31 до 42 лет и, частично, до 45 лет. Возраст командиров стрелковых корпусов:
31-35
лет 36-40
лет 41 год 42 года 43 года 44 года 45 лет 46-50
лет Старше 50 лет итого
1 19 6 11 28 20 16 54 12 167

Также и здесь мы можем основной состав командиров корпусов иметь в воз¬расте от 36 до 45 лет и частично — старше.
Возраст командармов:
36-40 лет 41-45 лет 46-50 лет Старше 50 лет ИТОГО
2 28 30 7 67

Таким образом, имеется возможность и командармов отобрать в основном 40-45 лет.
Что касается начальников штабов, то они по своему возрасту на всех ступенях (от полков до армий) относительно даже моложе соответствующих категорий сво¬их командиров.
III.
Актуальное значение приобретает задача военной доподготовки высшего ко¬мандного состава, так как довольно большой процент общевойсковых генералов и командиров полков получил военно-теоретическую подготовку лишь на кратко¬срочных курсах Академий, «ВЫСТРЕЛ»а, окружных (фронтовых) курсах.
Это подтверждается следующей таблицей:
Должности Высшая воен-ная академия Военные ака-демии Курсы
усо-
вер-
шенст-
вован. Воен¬
ные
учи¬
лища. Уско-рен, кур¬сы и
др. ИТОГО
Норм.
курс Ускор.
курс Норм.
курс Ускор.
курс
Командарм 9 1 33 _ 24 67
Наштарм 20 3 38 1 6 - - 68
Комкор стр. 14 2 85 3 45 5 13 167
Наштакор стр. 15 2 106 4 16 11 9 163
Комдив стр. 17 51 202 19 113 67 34 503
Наштадив стр. 5 10 196 71 95 82 41 500
Комполка стр. 5 108 220 700 329 126 1488
ВСЕГО: 80 74 768 318 999 494 223 2956

Среди генералов службы тыла и политсостава, а также юридического состава имеется не мало лиц совершенно не имеющих военного образования.
Считаю, что военная доподготовка общевойсковых командиров, получивших огромный боевой опыт, но не имеющих достаточного военно-теоретического обра¬зования, должна пойти двумя путями — часть командиров, но не основная, должна проходить полный курс соответствующих академий, а другая, основная по количес¬тву, — пройти доподготовку на основе сокращенного годичного курса.
Для последней категории создать:
а) курсы усовершенствования при Высшей Военной Академии Красной Армии для командиров дивизий, корпусов, начальников училищ;
б) курсы усовершенствования при Академии им. Фрунзе для начальников шта¬бов дивизий и заместителей командиров дивизий;
в) «ВЫСТРЕЛ» для доподготовки командиров полков и батальонов;
г) курсы усовершенствования офицеров пехоты в округах для командиров рот.
Основные задачи доподготовки:
а) изучение, обобщение и анализ опыта Отечественной войны по вопросам тактического, оперативного и стратегического порядка;
б) боевое использование средств усиления общевойсковых соединений и ор¬ганизация взаимодействия с артиллерией, танками, ВВС и инженерными частями;
в) управление войсками и штабная работа;
г) повышение общеобразовательного уровня.
нию, с точки зрения интересов армии, того, все же довольно большого количества офицеров, которых сокращенная армия не сможет вместить и которые должны быть демобилизованы.
Их использование целесообразно установить следующим порядком:
1. В центральном, краевом, областном и районном советском аппарате уста¬новить должности заместителей председателей советов, зам. наркомов и замести¬телей начальников главков по военной работе, обязанностью которых будет органи¬зация военной и мобилизационной подготовки наркомата; края, области, района.
2. На предприятиях промышленности ввести должности заместителей дирек¬торов заводов по военно-мобилизационной работе, возложив на них мобилизаци¬онную подготовку, бронирование, учет, ПВО, боевую подготовку рабочих.
3. В областных, краевых, районных партийных комитетах ввести должности секретаря или заместителя секретаря по военной работе, на обязанности которых будет лежать конкретное руководство оборонной работой области, края и района, с непосредственным подчинением им военных отделов парткомов.
4. С окончанием войны ввести во всех средних школах и техникумах изучение курса «История Отечественной войны», преподавателей которого назначать, глав¬ным образом, из числа офицеров Красной Армии. Этим преподавателям разре¬шить ношение военной формы, дать право состоять членами офицерских клубов и Домов Красной Армии, а также предоставить льготы по обучению детей в военных училищах.
5. Разработать и ввести по всем ведомствам, наркоматам, общественным и профсоюзным организациям номенклатуру должностей, которые должны заме¬щаться генералами и офицерами, находящимися в запасе и отставке.
V.
Так как уже сейчас гражданские наркоматы и ведомства всеми путями доби¬ваются увольнения из армии многих офицеров, которые были до войны граждан¬скими работниками, необходимо обеспечить за армией при общей демобилизации полное право оставления тех офицеров, которые, хотя и попали в армию в годы Отечественной войны, оказались более ценными для армии, нежели некоторые кадровые офицеры.
VI.
При переходе армии от военного на мирное положение необходимо освободить армию от всего, что ее обременяет и в известной степени мешает росту ее кадров.
Выпускники Военной академии им. М. В. Фрунзе в зале торжественного собрания. Москва, 1946 г.


Среди офицерского состава нашей армии до сих пор имеется некоторое ко-личество лиц, которые мешают армии — одни в силу своей неработоспособности независимо от их добрых желаний (из-за болезни, старости, отсталости); другие — в силу моральной неустойчивости, например, систематические пьяницы и недис¬циплинированные элементы; третьи — в силу политической неустойчивости, со¬мнительности и враждебности.
Армия вполне может без них обойтись.
Доклад об этом мною представлен товарищу СТАЛИНУ
1 августа 1944 года.
ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИК ГОЛИКОВ1
1 августа 1944 года.
ГУК/ОМУ-1490538
АПРФ. Ф. 56. Оп. 1. Д. 813. Л. 34-39. Подлинник.
Примечание


1. Голиков Ф. И. (1900-1980) — с апреля 1943 г. заместитель наркома обороны по кадрам, начальник Главного управления
кадров НКО СССР, одновременно с 1944 г. уполномоченный СНК СССР по делам репатриации граждан СССР.


№2
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО экз. № 1
Товарищу ГОЛИКОВУ
На № ГУК/ОМУ - 1490538
При разработке плана использования и создания кадров Красной Армии пос¬ле войны, нужно прежде всего исходить из опыта, который мы получили в началь¬ный период Отечественной войны.
Чему нас учит полученный опыт?
Во-первых, мы не имели заранее подобранных и хорошо обученных команду-ющих фронтами, армиями, корпусами и дивизиями. Во главе фронтов встали лю-
Офицеры на Красной площади. 1940-е гг.


ди, которые проваливали одно дело за другим (ПАВЛОВ1, КУЗНЕЦОВ2, ПОПОВ3, БУДЕННЫЙ4, ЧЕРЕВИЧЕНКО5, ТЮЛЕНЕВ6, РЯБЫШЕВ7, ТИМОШЕНКО8 и др.).
На армии ставились также мало изученные и неподготовленные люди. Иначе и не могло быть, так как подготовленных еще в мирное время кандидатов на фронты, армии и соединения не было. Людей знали плохо. Наркомат Обороны в мирное время не только не готовил кандидатов, но даже не готовил командующих — командовать фронтами и армиями.
Еще хуже обстояло дело с командирами дивизий, бригад и полков. На диви¬зии, бригады и полки, особенно второочередные, ставились не соответствующие своему делу командиры.
Короче говоря, каждому из нас известны последствия командования этих лю¬дей, и что пережила наша Родина, вверив свою судьбу в руки таких командующих и командиров.
ВЫВОД: Если мы не хотим повторить ошибок прошлого и хотим успешно вести войну в будущем, нужно, не жалея средств, в мирное время готовить коман¬дующих фронтами, армиями, корпусами и дивизиями.
Затраченные средства окупятся успехами войны.
Видимо в мирное время нужно иметь два-три комплекта командиров дивизий и полков, которые бы обеспечили полное развертывание армии и трех-четырехме- сячное ведение войны.
Каждому командующему фронтом и армией иметь заранее отобранного и подготовленного заместителя.
Во-втооых. мы безусловно оказались неподготовленными с кадрами запаса.
Все командиры, призванные из запаса, как правило, не умели командовать полками, батальонами, ротами и взводами. Все эти командиры учились войне — на войне, расплачиваясь за это кровью наших людей.
В-третьих, мы не имели культурного штабного командира и как следствие не имели хорошо сколоченных штабов.
В-четвертых, в культурном отношении наши офицерские кадры недостаточно соответствовали требованиям современной войны. Современная война — на 8/10 война техники с техникой врага, а это значит нужно быть культурным человеком, чтобы уметь быстро разобраться со своей техникой и техникой врага, и разобрав¬шись, грамотно применить свою технику.
Нужно правду сказать, что из-за неграмотности и безкультурья наших кадров, мы очень часто несли большие потери в технике и живой силе, не достигнув воз¬можного успеха.
В-пятых — существовавшая в мирное время система обучения и воспитания наших кадров, не дала нам для войны образцового и авторитетного командира.
Наши академики, школы и курсы неправильно учили командные кадры, а именно:
1) Теоретическое обучение шло явно в ущерб практическому обучению. Опыт войны показал, что только те командиры оказались хорошими командирами, кото¬рые выросли на полевой работе, а не в кабинетах.
Следовательно, главный упор в будущем должен быть в обучении команди-ра — это работа в поле, в обстановке близкой к боевой.
2) Наши командиры очень плохо знали и знают технику (авиацию, артиллерию, танки и пр.). Нужно каждого командира, от командира батальона и выше, в буду¬щем обязательно прикомандировывать в спец.части на 6-10 месяцев для капиталь¬ного изучения сердца техники.
3) Волевые качества нашего командира — инициатива, уменье взять на себя ответственность, развиты явно недостаточно, а это очень пагубно сказалось на ход войны в первый период. Следовательно, этот важнейший вопрос нужно решить так же капитально.
Что касается Ваших соображений об оставлении возможно большего состава командного состава в рядах армии в мирное время, я считаю в основном их пра¬вильными, но при этом я только за оставление нужных и способных кадров, а не та¬ких, как у нас были, вроде провалившихся.
22 августа 1944 г.
№ 002/л Г. ЖУК О В9
АП РФ. Ф. 55. Оп. 1. Д. 30. Л. 95-96. Заверенная копия.


Надо полагать, освобождение дороги молодым имело место.
ignorare legis est lata culpa