От И. Кошкин Ответить на сообщение
К Д.Белоусов Ответить по почте
Дата 18.06.2010 14:54:17 Найти в дереве
Рубрики Древняя история; Версия для печати

Все понятно. Не Эдмунд, кстати, а Эймунд

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

Разного рода королевские саги являются наименее точными исторически из всех исландских саг. Смещение имен, времен и мест событий для них - обычное дело. Эти эскимосы краем уха слышали, что Эймунд чего-то там воевал в гардах за Ярицлейва (причем рассказчики, естественно, сообщили, что Эймунд научил Ярицлейва писать стоя), при этом там были какие-то братья, которые активно друг друга убивали (обычное дело для норвежских конунгов). Святополк в саге вообще не упомянут:

"Эймунд сказал:

— Хотите ли принять наряд, который задумал я в мысли? Я скажу вам мое мнение, если вы желаете: я узнал о кончине Конунга Вальдамара (Владимира), на востоке, в Гардарике, и теперь это владение держат три его сына, мужи самые доблестные. Но он разделил владение свое между ними едва ли поровну, потому, что один из них имеет областей более, нежели два другие. Один называется Бурислейф (Бурислав, Святополк), и получил самую большую часть отцовского наследства: он же и самый старший между ними; другому имя Ярислейф; третьему Вратилаф (Вратислав, Брячислав). Бурислейф имеет Кенугард (Киев-город), Ярослав — Гольмгард (Новгород), а третий правит Палтеском (Полоцком) и всею тою областью, которая лежит подле, но они теперь в несогласии за свои владения: не довольствуется своим добром тот, который держит самую большую и лучшую часть раздела, думая, что у него мало государства потому, что менее, нежели как было у отца, и от того считая себя ниже своих предков. Теперь мне пришло в голову: не покажется ли вам удобным, чтоб мы отправились туда, и повидались с теми Конунгами, да пристали б к какому-нибудь из них, а всего лучше к тому, кто хочет удержать свое владение за собою и доволен так, как отец поразделил между ними? Для нас это было бы хорошо, как в рассуждении богатства, так и почестей. Я укреплю этот наряд за вами!"


Борис не мог быть старшим из братьев, старшим был Святополк, (который, кстати, был пасынком владимира и сыном Ярополка, на вдове которого Владимир женился принятым у этого благоверного князя способом, когда она была уже брюхата). Таким образом, очевидно, что исландские чурке просто записали своими буквами документ, чья историческая ценность примерно равна бессмертному циклу "Богатырские рассказы" Сергея Алексеева.

Более того, если ты принимаешь версию саги, ты полностью отказываешься от сообщения Начальной русской летописи, ибо состыковать их в этом вопросе невозможно. Вопросы исторической достоверности саг о Руси разобраны неоднократно, из последних работ могу порекомендовать книгу Татьяны Джаксон "Четыре скандинавских конунга на Руси".

Возникновение же так называемого "вопроса" объясняется традиционной для русского образованца ненавистью к авторитетам и устоям.

И. Кошкин