От Exeter Ответить на сообщение
К Дмитрий Козырев Ответить по почте
Дата 08.06.2010 15:20:14 Найти в дереве
Рубрики WWI; Армия; ВВС; Артиллерия; Версия для печати

Опять так

Здравствуйте!

>>Главная причина возникновения позиционных фронтов в конце 1914 г. - это неспособность наличной в тогдашних армиях полевой артиллерии калибра условно 75 мм противостоять полевой фортификации. Поэтому любая полевая фортификация превращалась в непреодолимый затык для тогдашних войск.
>
>Во-1х все это можно отнести к тому, что я назвал "технологии". Разумеется сама по себе полевая фортификация тут не причем. Полевые фортификационые сооружения возводили со времен оных и для их разрушения прибегали даже к цельнолитым ядрам. И это не препятсвоало маневренности войны.

Е:
Полевая фортификация здесь при том. Просто к ПМВ наращивание численности армий позволяло создавать сплошной фронт этих полевых фортификаций, который нельзя было обойти. А так элементы позиционных кризисов проглядывали во многих войнах эпохи перед ПМВ - и в Гражданскую войну США, и в русско-турецкую 1877-1878, и в РЯВ. Опять-таки - потому что росла численность армий и действенность их стрелкового огня.



>Насчет неспособности 75 мм артиллерии справиться с укреплениями вы тоже не совсем правы. Т.е. 75 мм артиллерия справиться с полевой фортификацией действительно не могла, однако всеми странами кроме Франции это бралось в расчет и дивизионная и корпусная артиллерия получала на вооружения гаубицы.

Е:
Тяжелой артиллерии было слишком мало на 1914 г., поэтому она никак роль преодоления позиционности сыграть не могла.
У французов, кстати, тоже вполе себе пушки в корпусах и армиях были.



>>Массирование тяжелой артиллерии позволяло преодолевать этот затык. Поэтому уже в 1918 г. ситуация с позиционностью стала меняться, пусть даже Вам нравиться термин "продавливание" - как угодно.
>
>Массирование тяжелой артиллерии этот затык преодолевать не позволяло. Массирование тяжелой артиллерии наконец то позволило уничтожать и подавлять описанную выше систему огня и хоть как то пропихивать вперед пехоту (т.е. физически вести наступательные действия).
>Но кризис продолжал оставаться кризисом, т.к.
>1) само по себе массирование не обеспечивало скрытности подготовки наступления, т.к. сосредоточение артиллери, пристрелка, многодневная артподготовка вскрывали намерения наступающего и участок наступления. Да, первую позицию можно было разрушить в пыль, но ко времени наступления обороняющийся успевал оборудовать следующую позицию и занять его резервами.
>2) Подобные формы наступления были оперативно и стратегически невыгодны, т.к. наступающий нес существено более высокие потери, чем обороняющийся при минимально достигнутых целях (тактического масштаба).

Е:
Кризис кризисом оставаться не стал. К осени 1918 г. механизм прорубания позиционного фронта был вполне отработан - и в первую очередь, за счет накопления масс тяжелой артиллерии и отработки методов ее эффективного применения. Поэтому, как мы можем видеть в финальных сражениях ПМВ, прорыв фронта вполне достигался, после чего война снова переводилась в "подвижную" или "наступательную фазу". Употребим этот термин, если Вам не нравится "маневренная". Вообще-то, в современной отечественной военной литературе "маневр" трактуется как "организованное передвижение войск или перенацеливание средств борьбы в интересах создания выгодных условий для ведения боевых действий". Так что я не понимаю, почему наступательное движение войск Вы почему-то не считаете маневром - ну да ладно.


>Фактически первым шагом к преодолению кризиса было не массирование артиллерии, а изменение форм ее боевого применения.

Е:
Вы могли сколько угодно менять формы применения артилерии, но реально сокрушение позиционного фронта было в итоге достигнуто с накоплением и массированием современных тяжелых артиллерийских средств. Это было первично. Поэтому я и говорю, что средством преодоления позиционности стал не танк, а тяжелая артиллерия.

>>Факт то, что в 1918 г. появилось средство преодоления даже эшелонированной полевой фортификации и снова возвращения к маневренным формам войны, пусть и гораздо менее низкими темпами и не в таких классических видах, как ранее.
>
>Весь спор от того, что вы по своему трактуете понятие "позиционный кризис" нежели это принято в литературе по тематике.

Е:
Я толкую позиционный кризис и его преодоление вполне нормально. К концу ПМВ позиционный кризис был в общем вполне преодолен и был нащупан ключ к переводу войны в подвижную фазу. Да, в сложившихся к тому времени условиях низкой подвижности войск это были частично другие формы наступательных действий, чем те, что ожидались "шлиффенистами" (и те, которые апологетизируются Вами), но надо просто видеть и понимать специфичность, условно, говоря "войны образца 1919 года".


>>Тем не менее, мы вполне можем видеть именно восстановление "подвижной" войны в операциях второй половины 1918 года: совершается прорыв фронта, и противник, опасаясь за фланги и за расширение прорыва, начинает отходить по всей полосе, стремясь удержать целостность фронта. Это мы видим и на Западе, и в Салониках, и в Италии. Да, это не "блицкриг", не Канны, и не Седан, но это и не "позиционный кризис".
>
>Это по прежнему кризис, т.к. не позволяет проводить операций с решительными целями.

Е:
Я же говорю - у Вас апология "решительности". Между тем история войн полна примеров, когда операции с решительными целями были невозможны. Вспомните хотя бы хождения по крепостям, магазинам и линиям коммуникаций в войнах XVI-XVIII вв. Это были определенные этапы развития военного искусства. Так вот на том этапе развития искусства войны, что сложился к концу ПМВ, да, устроить новые Канны было маловероятно. Но вести успешно наступление, достигая целей войны и нанося поражение противнику, было вполне возможно, что и было продемонстрировано. Просто Центральные державы сломались по морально-психологическим причинам. А если бы немцы не сломались в ноябре 1918 г., то было бы повторение нескольких циклов в духе "черного дня" и т.п. - прорыв фронта, частичное "сворачивание" фронта немцами и их отступление на новый рубеж, затем снова - и в итоге война бы закончилась на территории Германии. Союзники вполне продемонстрировали возможность вести успешное наступление.


С уважением, Exeter