От Пассатижи (К) Ответить на сообщение
К Sav
Дата 22.02.2006 11:46:40 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Обещанная цитата - аберация и диффузия памяти (моей)

Здравствуйте,
Иначе говоря , перед историком Украины с необходимостью встает жесткая дилемма : либо он должен исходить из понятия о едином русском народе IX—XII веков,— создавшем, в частности, культуру южной, Киевской Руси,— об этом едином корне, от которого позднее, после XIII века, постепенно отделялась особенная "ветвь" украинского народа, либо же историк будет вынужден — под давлением массы фактов,— признать, что культура Киевской Руси вообще не имеет прямого, непосредственного отношения к украинскому народу, ибо эта культура действительно сохранялась и развивалась после XIII века в северной, а не южной Руси.
Мнение же, что именно украинский (а не единый тогда "общерусский") народ создал культуру Киевской Руси, а после XIII века чуть ли не полностью "доверил" ее сохранение и дальнейшее развитие "великорусскому" народу, между тем как сам пошел по явно и существенно иному пути — это мнение, в конечном счете, просто абсурдно.
И украинские историки , настаивающие на существовании "особого" украинского народа с самого начала истории Руси волей-неволей смыкаются с явно "антиукраинской" версией, предложенной в свое время М. П. Погодиным, который утверждал, что Киевскую Русь создал русский народ, целиком и полностью переселившийся затем (в XII—XIII веках) на север, а украинцы — это потомки неких не имеющих никакого отношения к Киевской Руси карпатских славян, пришедших на земли вокруг среднего течения Днепра (после того, как русские ушли оттуда), и, значит, украинцы ни в коей мере не являются "наследниками" Владимира Святого и Ярослава Мудрого, им вовсе не принадлежат "Повесть временных лет" и "Слово о полку Игореве"...27д
Вопрос стоит именно так: историку Украины или надо полностью "отречься" от Киевской Руси, или же согласиться, что до XIII века существовал единый русский ("древнерусский") народ, а формирование украинского народа и его самобытной и богатой культуры началось лишь с конца XIII века.(с)

Т.е. это пересказ Погодинских писаний.
Таким образом речь может идти в худшем случае только о полемическом приеме, которым Кожинов ставит аппонентов перед необходимостью либо отказаться от своих утверждений, либо признать их несоответствие отстаиваемой позиции.

Приношу свои извинения всем, кого невольно ввел заблуждение и соответственно мое утверждение относительно мнения В. Кожинова по вопросу является ложным.


С уважением, Алексей.