От БорисК
К doctor64
Дата 27.03.2005 10:37:39
Рубрики WWII; Память; Локальные конфликты; 1917-1939;

Re: А почему...

>>Провел достаточно далеко, чтобы тот смог дойти до цели самостоятельно и успешно утопить 9 судов общим водоизмещением 65 тыс. т и еще одно захватить. Причем вели его ледоколы с громкими именами: "Ленин", "Иосиф Сталин" и "Лазарь Каганович". А вот его следующая попытка выйти в Атлантику закончилась для него печально: он был перехвачен и потоплен англичанами вместе со всей командой.

>Осталось доказать что этот рейдер шел под венно морским флагом и по документам значился рейдером или там вспомогательным крейсером. Потому что для Советского Союза это выглядело как проводка по Севморпути банального сухогруза.

"Комет" (б. "Эмс") относился к рейдерам, которые не ходят под военно-морским флагом, а маскируются под гражданские суда. Он, кстати, маскировался, в том числе, и под советский ледокольный пароход "С.Дежнев". В советских документах он значился, как "германский транспорт "Донау" с военной командой". Рейдер был вооружен 6-ю 150-мм, 1-м 60-мм, 1-м спаренным 37-мм и 2-мя спаренными 20-мм орудиями, 2-мя спаренными надводными и 2-мя подводными торпедными аппаратами, торпедным катером и 2-мя гидросамолетами-разведчиками. Не заметить их советские лоцманы, находившиеся на борту "Комет", не могли. Вначале ему долго не давали ледокол, а в конце пути, когда до Берингова пролива оставалось примерно 600 миль, 2 сентября 1940 г. ледокол "Лазарь Каганович", сопровождавший "Комет" в то время, отказал немцам в дальнейшей проводке и потребовал, чтобы "Комет" повернул назад, но не очень на этом настаивал. Поэтому "Комет" завершил свой путь самостоятельно, без лоцманов и сопровождающих судов. Этому способствовало то, что его капитаном был известный арктический гидрограф Эйссен.

>>В ходе разработки операции "Везерюбунг" главнокомандующий германским флотом Редер предлагал превратить базу "Норд" под Мурманском в главный плацдарм по захвату Нарвика. Первоначально предполагалось, что в базу будут направлены транспорты с матчастью, а возможно, и с войсками, так как оттуда путь для перехода к району операции короче, чем из Германии. Затем этот план был изменен, и из базы "Норд" вышел лишь танкер "Ян Веллем", который 8 апреля прибыл в Нарвик и обеспечил горючим германские корабли, высадившие десант, тогда как два танкера, шедшие из Германии, были потоплены англичанами. Этот прорыв танкера с севера сыграл важную роль в действиях германских ВМС у Нарвика. Из-за нехватки топлива немецкие эсминцы после высадки десанта застряли в норвежских портах и понесли, в результате, тяжелые потери. Без "Яна Веллема" им пришлось бы еще хуже.

>Во первых , "Ян Веллем" вышел не из мифической базы "Норд", а из вполне гражданского порта Мурманск. Под торговым флагом и с гражданской (по документам) командой.

Вышел он именно из базы "Норд", почитайте об этом у Мельтюхова в книге "Упущенный шанс Сталина". И, кстати, выпустили его из Мотовского залива советские власти только с условием, что он не возвратится обратно. Они про его военное назначение прекрасно знали и не хотели, чтобы о существовании немецкой секретной базы на советском побережье узнали англичане.

Об этой, по-Вашему, мифической базе, Редер 16 октября доложил Гитлеру: "Русские предоставили в наше распоряжение хорошо расположенную базу западнее Мурманска, где можно будет расположить плавучую мастерскую". Первоначально ее предполагалось использовать в качестве секретного пункта снабжения и ремонта подводных лодок и рейдеров. Однако в действительности в этом качестве она никогда не использовалась, хотя там находилось 6 судов снабжения, одно из которых - танкер "Ян Веллем" - было задействовано в период Норвежской операции.

А 9 сентября 1940 г. Шуленбург в беседе с Молотовым сообщил, что Берлин поручил ему передать "глубокую благодарность и признательность Советскому правительству за предоставленные опорные пункты на Мурманском побережье. От этих баз Германия получила громадную пользу. В настоящее время базы больше не нужны, и мы пока отказываемся от их использования и выведем оттуда свои вспомогательные суда, чтобы не создавать Советскому правительству излишних затруднений и забот." А Вы говорите мифическая…

>>>Не был СССР гитлеровским союзником.
>>
>>Это смотря с какой стороны посмотреть…

>Я понимаю, очень уж хочется...

Я тоже понимаю, очень уж не хочется...

От doctor64
К БорисК (27.03.2005 10:37:39)
Дата 28.03.2005 14:38:00

Re: А почему...

>>Осталось доказать что этот рейдер шел под венно морским флагом и по документам значился рейдером или там вспомогательным крейсером. Потому что для Советского Союза это выглядело как проводка по Севморпути банального сухогруза.
>
>"Комет" (б. "Эмс") относился к рейдерам, которые не ходят под военно-морским флагом, а маскируются под гражданские суда. Он, кстати, маскировался, в том числе, и под советский ледокольный пароход "С.Дежнев".
Именно. Союз знал о назначении проводимого корабля и его принадлежности?
>В советских документах он значился, как "германский транспорт "Донау" с военной командой".
Ну и? Блокадопрорыватель.
> Рейдер был вооружен 6-ю 150-мм, 1-м 60-мм, 1-м спаренным 37-мм и 2-мя спаренными 20-мм орудиями, 2-мя спаренными надводными и 2-мя подводными торпедными аппаратами, торпедным катером и 2-мя гидросамолетами-разведчиками. Не заметить их советские лоцманы, находившиеся на борту "Комет", не могли.
То есть вы полагаете, что лоцманы лазили по судну и смотрели где что лежит?

>>Во первых , "Ян Веллем" вышел не из мифической базы "Норд", а из вполне гражданского порта Мурманск. Под торговым флагом и с гражданской (по документам) командой.
>
>Вышел он именно из базы "Норд", почитайте об этом у Мельтюхова в книге "Упущенный шанс Сталина".
Проверю.
> И, кстати, выпустили его из Мотовского залива советские власти только с условием, что он не возвратится обратно. Они про его военное назначение прекрасно знали и не хотели, чтобы о существовании немецкой секретной базы на советском побережье узнали англичане.
Может вы объясните, как из первого следует второе?

>Об этой, по-Вашему, мифической базе, Редер 16 октября доложил Гитлеру: "Русские предоставили в наше распоряжение хорошо расположенную базу западнее Мурманска, где можно будет расположить плавучую мастерскую". Первоначально ее предполагалось использовать в качестве секретного пункта снабжения и ремонта подводных лодок и рейдеров. Однако в действительности в этом качестве она никогда не использовалась, хотя там находилось 6 судов снабжения, одно из которых - танкер "Ян Веллем" - было задействовано в период Норвежской операции.
То есть база плавно трансформировалась в якорную стоянку?

>А 9 сентября 1940 г. Шуленбург в беседе с Молотовым сообщил, что Берлин поручил ему передать "глубокую благодарность и признательность Советскому правительству за предоставленные опорные пункты на Мурманском побережье. От этих баз Германия получила громадную пользу. В настоящее время базы больше не нужны, и мы пока отказываемся от их использования и выведем оттуда свои вспомогательные суда, чтобы не создавать Советскому правительству излишних затруднений и забот."
Источник, пожалуйста.