От DM
К Андю
Дата 06.07.2004 18:57:34
Рубрики Современность; Космос;

Если очень вкратце

>Приветствую !

>Т.к. об умерших -- "или хорошо, или ничего", то мне просто интересно узнать, что таки там было (если есть желание/возможность рассказать).

>Помню, что озвучивалась какая-то достаточно мутная история с приватизацией, сначала внутри б.УССР, а потом и с привлечением "активов" б.РСФСР. Заранее благодарен.

Поскольку Саша уже ушел на сегодня.
Есть устойчивое ОЩУЩЕНИЕ (и не у одного меня), что "Хартрон" был СОЗНАТЕЛЬНО стерт с лица земли как профильное предприятие. Между прочим, одно из ведущих в отрасли в СССР. Сейчас это набор мелких фирм, которые занимются чем угодно, только не космосом. Короче - про него можно забыть... Все, что делалось руководством предприятия во второй половине 90-х отлично укладывается в конспирологическую схему "дядя за границей забашлял за то, что б КБ больше не было".
Еще раз повторяю, это - ОЩУЩЕНИЕ. Фактов и пр. юридических доказательств ни у кого нет :(

От Андю
К DM (06.07.2004 18:57:34)
Дата 06.07.2004 20:18:26

Понял. :-( (+)

Приветствую !

У нас в Люберцах здоровенный завод был по выпуску с/х техники. Окончательный "загиб" предприятия связывают с приходом ген. директора родом откуда-то из Грузии, который крайне лихо всё "приватизировал", продав социалку и наиболее ценное оборудование. А затем бесследно исчез из города. И я подобных историй уже слышал...

Андрей.

Соблюдать правила гигиены ещё важнее, чем правила безопасности.

От Александр
К Андю (06.07.2004 20:18:26)
Дата 07.07.2004 10:41:53

Пара "фактиков" в качестве иллюстрации...

Здравствуйте.

...и в продолжении диалога Дмитрия с Генадием.
На Хартроне был уникальный сборочно-диагностический стендик. (Опустим для чего и как работал)
Во общем была здоровая и СУППЕР ровная асфальтированная площадка на которой с микронной точностью были уложены рельсы. (По нынешним временам миллионы баксов, а самое главное КТО сейчас такое сделать сможет :( )
Так вот все, что по ним ездило - уехало в металлолом. А все по чем - заасфальтировано, там теперь автостоянка для "коммерческой структуры".
Как вам "автостояночка"?
И это только ОДИН фактик из... :(

А на счет "не он так кто-нибудь другой"... так тут
"всех учили. Но зачем ты был первым учеником, скотина?" (с). Вон, к примеру, начальник КБ Морозова не столько "к себе", сколько "на себе" КБ тянет.

А на счет "смертельной болезни". Айзенберг несколько лет назад вдрызг разбился на машине. (Вроде даже в коме был) Вытащить-вытащили, но после этого он уже "на ладан дышал" и очень быстро от дел отошел.

С уважением, Александр.

От DM
К Александр (07.07.2004 10:41:53)
Дата 07.07.2004 10:56:52

Саня, тут - мимо кассы.


>А на счет "смертельной болезни". Айзенберг несколько лет назад вдрызг разбился на машине. (Вроде даже в коме был) Вытащить-вытащили, но после этого он уже "на ладан дышал" и очень быстро от дел отошел.

Он от рака помер. Рак диагностировали уже в Израиле.

>С уважением, Александр.

От DM
К DM (07.07.2004 10:56:52)
Дата 07.07.2004 11:05:27

Об Айзенберге (если кому интересно)

А то как-то не хорошо получается. Об умерших все же плохо не принято. Да и инженер он был хороший - это не отнять.

В газете этот текст выйдет завтра, так что - анонс...


Яков Айзенберг родился в Харькове 13 июня 1934 года. После окончания с золотой медалью школы он подал документы в на физический факультет Харьковского госуниверситета. "Но меня сразу предупредили, что я не пройду там медкомиссию (другого способа "зарезать" человека с золотой медалью тогда не было). Пришлось поступать на радиотехнический факультет политехнического института. Учась в институте, написал в соавторстве статью, которая была опубликована в Журнале Академии Наук СССР. Но это не помогло по окончании института попасть в Харьковский Физико-Технический институт. Начальник отдела кадров сказал коротко: "нам такие не нужны". Так я и попал на завод, в СКБ", - вспоминал Я. Айзенберг в своем интервью, данном израильскому журналисту.
Айзенберг получает распределение в СКБ п/я 201, основной задачей которого была разработка и сопровождение серийного производства аппаратуры систем управления для ракет малой и средней дальности. В 1959 г. на базе этого СКБ было создано ОКБ-692, известное харьковчанам как "67-й абонентный ящик" - впоследствии ОАО "Хартрон". Молодой инженер быстро вошел в ядро коллектива. В декабре 1960 года в ОКБ был организован комплекс теоретиков, определявших облик всех систем управления, разрабатываемых на предприятии. Айзенберг входит в эту группу, а затем более четверти века возглавляет ее. Одним из важнейших достижений специалистов ОКБ в 60-х годах стала разработка системы управления для боевой ракеты 8К67, имеющей три типа боевого оснащения, высокую степень автоматизации пуска и уникальные на тот момент тактические возможности. В 1967 году работы по комплексу 8К67 были завершены и ракета была принята на вооружение. За эту работу ряду сотрудников предприятия, в том числе и начальнику теоретического отделения Я. Айзенбергу, была присуждена Ленинская премия. Кстати, именно созданный на базе этой разработки вариант ракеты с орбитальной головной частью для доставки ядерного заряда очень большой мощности, имел в виду Никита Сергеевич Хрущев, когда стучал туфлей по трибуне на сессии ООН.
В середине 60-х, когда стало ясно, что принцип построения систем управления на основе аналоговых и дискретных счетно-решающих устройств не имеет перспективы дальнейшего развития, именно Я. Айзенберг стал инициатором изучения проблемы применения цифровых вычислительных машин. Результаты проведенных исследований позволили сделать вывод, что технический уровень предприятия позволяет создать за короткое время собственную бортовую ЦВМ. Уже в 1968 году был испытан первый экспериментальный образец ЦВМ, а в 1971 г. впервые в СССР был произведен успешный запуск ракеты с системой управления на базе ЦВМ. Внедрение цифровых вычислительных машин вначале в бортовой, а затем и в стартовой аппаратуре положило начало созданию нового поколения систем управления для ракетно-космической техники.
Важной вехой в развитии ракетной техники стало создание в 70-х годах коллективом разработчиков ОКБ под руководством Я. Айзенберга так называемого "электронного пуска" - системы моделирования движения ракеты и реакции системы управления на воздействие основных возмущающих факторов. Разработчикои "электронного пуска" были удостоены Государственной премии УССР.
Сложно перечислить в коротком тексте все проекты и разработки, в которых за сорок с лишним лет работы на "Хартроне" участвовал Яков Айзенберг. Среди наиболее известных проектов, в которые вложен напряженный труд Айзенберга и руководимого им коллектива - сборка на орбите комплекса "Мир", старты самой совершенной в мире стратегической ракеты SS-18 ("Сатана"), сверхтяжелой ракеты-носителя "Энергия", создание и запуск функционально-грузового блока "Заря", положившая начало строительства новой Международной космической станции. По воспоминаниям коллег, Айзенберг посвящал работе всего себя, 12-часовый рабочий день был для него нормой. В редкие минуты отдыха он предавался чтению - специальной литературы, трудов по философии и теологии, любил фантастику и детективы. А его искрометный юмор мог разрядить самую напряженную обстановку.
Яков Айзенберг создал на "Хартроне" научную школу, в которой выросло 5 докторов и 76 кандидатов технических наук. Для проведения теоретических расчетов и моделирования систем управления под его непосредственным руководством был создан самый мощный вычислительный центр в Украине. Для подготовки молодых специалистов по тематике предприятия по его инициативе были созданы специальные кафедры в ведущих ВУЗах города, а сам он заведовал кафедрой и читал лекции. ). Он автор многочисленных научных трудов и более 75 изобретений.
Заслуги Якова Айзенберга в развитии ракетно-космической науки и техники отмечены Ленинской и Государственной премиями СССР и УССР, премиями имени В. М. Глушкова и В. Н. Челомея. Он удостоен звания Заслуженного деятеля науки и техники Украины. Айзенберг был членом ряда украинских, зарубежных и международных академий и научных обществ.
Яков Айзенберг был не только выдающимся ученым и конструктором, но и руководителем предприятия. С 1990 г. Я. Айзенберг являлся генеральным конструктором - генеральным директором "Хартрона", с 1995 г. - председатель правления и генеральный конструктор предприятия. Период его "директорства" пришелся на время распада СССР и наступившего за этим развала советской ракетно-космической отрасли. Предприятия, еще совсем недавно определявшие военную и технологическую мощь страны, в одночасье оказались невостребованными, были свернуты перспективные проекты, из отрасли уходили уникальные специалисты. В то же время, огромный интерес к сверхсекретному еще недавно "Хартрону" проявляли иностранные специалисты. За несколько лет налаживания международных контактов предприятие получило мировое признание, ярким свидетельством которого является приглашение "Хартрона" для участия в проекте создания Международной космической станции. Американская компания "Вестингауз", проведя анализ украинского рынка и потенциальных возможностей предприятий Украины выпускать высоконадежную продукцию, выбрала "Хартрон" для решения задач по повышению безопасности работы АЭС Украины, после чего создало с ним совместное предприятие "Вестрон". В самый сложный для украинской экономики период Айзенберг первым в стране выступил с предложением на государственном уровне опробовать на "Хартроне" технологию реструктуризации предприятия ВПК и адаптацию его к условиям рыночной экономики. Под его руководством была проведена реструктуризация и акционирование "Хартрона", начато освоение новых направлений деятельности - разработка и производство оборудования для объектов энергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей народного хозяйства. Айзенберг был горячим сторонником приватизации "Хартрона" крупными российскими предприятиями ракетно-космической отрасли, которые смогут обеспечить его заказами. Однако эта идея Якова Ейновича нереализована до сих пор. Истины ради отметим, что итоги менеджерской деятельности Айзенберга многими специалистами отрасли воспринимаются неоднозначно - однако подробное обсуждение этой темы по понятным причинам лежит вне рамок этой статьи.
Привычный для Айзенберга накал работы был нарушен катастрофой. В октябре 2000 г. автомобиль, в котором Яков Ейнович ехал в Киев, неподалеку от г. Валки врезался в дерево. Айзенберг получил сотрясение мозга, и переломы ключицы и ребра, долгое время он находился на лечении в Харьковской областной больнице в отделении нейрохирургии. Говорят, что даже в бреду он все время говорил о ракетах. После выход из больницы он уже не смог вернуться к столь напряженной деятельности, как прежде. В январе 2002 г. подал в отставку и уехал в Израиль, где жили его дочь и сын. Часто звонил на "Хартрон", интересовался жизнью коллектива, писал книгу воспоминаний. Уже в Израиле врачи обнаружили у него рак, который и стал причиной смерти. Похоронен Яков Айзенберг в воскресенье, 4 июля, в городе Раанана, в 70 километрах от Тель-Авива

При подготовке публикации использованы воспоминания Николая Игнатьева, публикации СМИ и материалы, предоставленные ОАО "Хартрон".


От Геннадий
К DM (06.07.2004 18:57:34)
Дата 06.07.2004 19:14:38

правильно

Нет Хартрона, есть Харвест.

>
>>Т.к. об умерших -- "или хорошо, или ничего", то мне просто интересно узнать, что таки там было (если есть желание/возможность рассказать).
>
>>Помню, что озвучивалась какая-то достаточно мутная история с приватизацией, сначала внутри б.УССР, а потом и с привлечением "активов" б.РСФСР. Заранее благодарен.
>
>Поскольку Саша уже ушел на сегодня.
>Есть устойчивое ОЩУЩЕНИЕ (и не у одного меня), что "Хартрон" был СОЗНАТЕЛЬНО стерт с лица земли как профильное предприятие. Между прочим, одно из ведущих в отрасли в СССР. Сейчас это набор мелких фирм, которые занимются чем угодно, только не космосом.

Делают систему безопасности для какой-то АЭС. У меня стойкое ощущение, что все такие приборостроительные предприятия работают процентов на пять своих возможностей. ИР еще ощущение, что все эти СП на приборостроительной оборонке создавались с одной целью: поскорее познакомиться с конструкторской и технологической документацией и возможностями.

>Короче - про него можно забыть... Все, что делалось руководством предприятия во второй половине 90-х отлично укладывается в конспирологическую схему "дядя за границей забашлял за то, что б КБ больше не было".

А разве не укладываются в эту схему все директорские чехарды на Малышева? с Коммунаром, со всяческими прочими руссо-франко-американскими "алкателями"?

Но на мой взгляд конспирологическая версия ни при чем. Сам посуди, ну занимались бы они космосом? Как и для чего? Системы управления для более эффективного затопления космических станций?

Это явсе к тому, что, как правильно написал по аналогичному поводу Е.Мясников, снявши голову, по волосам не плачут.
Не Айзенберг, так другой бы. "Невидимая нога рынка надавила на педаль не газа, но тормоза" (Делягин)

>Еще раз повторяю, это - ОЩУЩЕНИЕ. Фактов и пр. юридических доказательств ни у кого нет :(

С уважением

От DM
К Геннадий (06.07.2004 19:14:38)
Дата 06.07.2004 19:38:33

Re: правильно

>Но на мой взгляд конспирологическая версия ни при чем.

Это я образно сказал, что б понятнее было что я имел в виду. Но то, что было на Коммунаре и Малышева и на 10% не похоже на то, что творилось на Хартроне.

>Сам посуди, ну занимались бы они космосом? Как и для чего? Системы управления для более эффективного затопления космических станций?

Нет, Ген. ВСЕ пуски Союзов в России по прежнему обслуживает Коммунар, хоть и не кричит об этом. "Протоны" до сих пор летают. Но уже без Хартрона. Первое, что сделал Айзенберг - уничтожил (фактически) самое уникальное оборудование. О каких переспективах можно вести речь? Следом предприятие лишилось подавляющего большинства специалистов (под флагом омоложения коллектива). Оставшиеся подразделения имеют огромную текучку кадров, всерьез говорить об устойчивой работе - просто смешно. В целом - это воздушные замки...

С уважением, Дмитрий

От Геннадий
К DM (06.07.2004 19:38:33)
Дата 06.07.2004 19:52:40

Re: правильно

>>Но на мой взгляд конспирологическая версия ни при чем.
>
>Это я образно сказал, что б понятнее было что я имел в виду. Но то, что было на Коммунаре и Малышева и на 10% не похоже на то, что творилось на Хартроне.

Это ты опять образно :о)) На 10% наверное все же похоже :о) Наверное, ситуация на всех промпредприятиях бывших совстеских процентов на 50 друг на друга похожа.

>>Сам посуди, ну занимались бы они космосом? Как и для чего? Системы управления для более эффективного затопления космических станций?
>
>Нет, Ген. ВСЕ пуски Союзов в России по прежнему обслуживает Коммунар, хоть и не кричит об этом. "Протоны" до сих пор летают. Но уже без Хартрона. Первое, что сделал Айзенберг - уничтожил (фактически) самое уникальное оборудование. О каких переспективах можно вести речь? Следом предприятие лишилось подавляющего большинства специалистов (под флагом омоложения коллектива). Оставшиеся подразделения имеют огромную текучку кадров, всерьез говорить об устойчивой работе - просто смешно.В целом - это воздушные замки...

По твоему изложению (которое я принимаю, п.что ты знаешь ситуацию лучше) получается так: восприял "социальный заказ", развалил и уехал.
А мне почему-то казалось, что он пытался развалу сопротивляться.

Но ведь та же ситуация ну практически на любом промышленном предприятии! кроме водки-пива-табака. Говорить о стабильной работе просто смешно.

С уважением