От Eugene
К All
Дата 28.05.2004 17:58:44
Рубрики WWII; ВВС;

Трофейный "Як" в бою с Покрышкиным.

Переношу в корень из обсуждения гибели двух и пленении одного советского истребителя. В постинге уважаемого ROSSJack есть цитата:

"«Як» через несколько дней оказался на Кубани, и на нём какой-то немец совершал боевые вылеты. Впервые Покрышкин столкнулся с ним в двадцатых числах апреля 1943 года. ... Вражеская очередь прошла мимо. Не ввязываясь в бой, трофейный «Як» ушёл под прикрытие «мессершмиттов»."

Я неоднократно встречал упоминания об использовании трофейного стрелкового оружия, автотранспорта, артиллерии и бронетехники как нашими, так и немцами. Одной из главных проблем при этом, помимо снабжения горючим, боеприпасами и запчастями, была опасность быть уничтоженными своими же. Отсюда и применение таких мер, как рисовани гигантских крестов на "пленённых" немцами советских танках.

Принадлежность самолёта определить ещё труднее. Советский пилот сбивает "Лайтнинг" и докладывает о сбитии "рамы". Американец докладывает, что сбил его "Фокке-Вульф" с красным коком. Думаю, что были и другие случаи.

Отсюда у меня и недоверие к возможности использования немцами советского одиночного самолёта, тем более в групповом бою. Даже в художественном "В бой идут одни старики" Титаренко использовал свой "Мессер" для разведки, но не для боя в группе.

С уважением, Евгений.

От Warrior Frog
К Eugene (28.05.2004 17:58:44)
Дата 30.05.2004 12:26:36

добавка (+)

Здравствуйте, Алл
>Я неоднократно встречал упоминания об использовании трофейного стрелкового оружия, автотранспорта, артиллерии и бронетехники как нашими, так и немцами. Одной из главных проблем при этом, помимо снабжения горючим, боеприпасами и запчастями, была опасность быть уничтоженными своими же. Отсюда и применение таких мер, как рисовани гигантских крестов на "пленённых" немцами советских танках.

А еще, "немецкая экранировка башен" трофейных Т34. Внешний вид становился "шарактерно немецким".



>С уважением, Евгений.

Взаимно,
Александр

От ROSSJack
К Eugene (28.05.2004 17:58:44)
Дата 29.05.2004 01:43:13

Re: Трофейный "Як"...

У Покрышкина описаны две встречи с трофейным Яком. И оба раза немец действовал по принципу "удар-отрыв", то есть одна атака, РУД до отказа и уход на высоту или под прикрытие пасущихся поблизости Мессеров.
Скорее всего немец даже не ставил своей целью обязательно кого-нибудь сбить. Главное - посеять панику в рядах противника.

От Константин Чиркин
К Eugene (28.05.2004 17:58:44)
Дата 28.05.2004 20:11:55

Re: По поводу использования трофейных машин нашими Вы несколько не правы

Приветствую.ГСС Баршт А.А. как-то рассказывал,как его звено имитировало воздушный бой,чтобы Ме-110 мог уйти в тыл к немцам на разведку(трофейный).Баршт также подчёркивал,что такие случаи не часто,но бывали.Правда в связи с порядком в немецких ВНОС,это было связано с определёнными трудностями.

От Alex-Goblin
К Eugene (28.05.2004 17:58:44)
Дата 28.05.2004 20:06:16

Вражеские СБ, "Ишаки"...

Покойный Б. Ковзан (тот что совершил 4 тарана) рассказы-
вал, что в начале лета 42-го у немцев под Сталинградом бы-
ла МАССА советской авиатехники. И СБ, и "Ишаки", и ЛаГГи.
И самое интересное, говорил, что на ЛаГГах снизу --- рас-
цветка голубая, звёзды, а сверху --- под "Мессера" раскра-
шены. Он, Ковзан, такую машину только раз видел. Но у них
в эскадрилии поговаривали о пяти таких немцах.


От Eddie
К Eugene (28.05.2004 17:58:44)
Дата 28.05.2004 18:43:22

Ре: Трофейный "Як"...

>Отсюда у меня и недоверие к возможности использования немцами советского одиночного самолёта, тем более в групповом бою. Даже в художественном "В бой идут одни старики" Титаренко использовал свой "Мессер" для разведки, но не для боя в группе.

Если предположить, что Покрышкин не ошибся с типом самолета:
в его мемуарах не очень понятно, где именно емы встретился этот Як...
Вполне возможно, что он летал над территорией противника, а немцы тем временем облетывали Як. Тогда все просто обясняется...

От DenisK
К Eddie (28.05.2004 18:43:22)
Дата 28.05.2004 21:04:48

Там же конкретно сказано...

Один Як прогадили.
Фрицы использовали его.
Однажды в воздух подняли всех кроме Яковлева type.
И свалили взятый немцами Як.

Пардон, вы какие мемуары читали?
Они разные есть.
В обработке в основном.

От DenisK
К Eddie (28.05.2004 18:43:22)
Дата 28.05.2004 20:59:41

Чё за бред? (-)


От ZaReznik
К Eddie (28.05.2004 18:43:22)
Дата 28.05.2004 18:56:02

Ре: Трофейный "Як"...

>Если предположить, что Покрышкин не ошибся с типом самолета:
>в его мемуарах не очень понятно, где именно емы встретился этот Як...
>Вполне возможно, что он летал над территорией противника, а немцы тем временем облетывали Як. Тогда все просто обясняется...
Покрышкин сам в 1942 воевал на Як-1.
Про "подозрительные" Яки писал не только Покрышкин - помимо пилотов 216 (9гв) дивизии - Степаненко, Панов, Каравай, Пальмов, ...

От Eddie
К ZaReznik (28.05.2004 18:56:02)
Дата 28.05.2004 19:22:44

Ре: Трофейный "Як"...

>>Если предположить, что Покрышкин не ошибся с типом самолета:
>>в его мемуарах не очень понятно, где именно емы встретился этот Як...
>>Вполне возможно, что он летал над территорией противника, а немцы тем временем облетывали Як. Тогда все просто обясняется...
>Покрышкин сам в 1942 воевал на Як-1.
>Про "подозрительные" Яки писал не только Покрышкин - помимо пилотов 216 (9гв) дивизии - Степаненко, Панов, Каравай, Пальмов, ...
Я в курсе. Но у немцев полеты на оных особо не отмечены. Поэтому склонен предположить, что часть летчиков могла ошибиться с типом самолета... Видели же и мы Спитфайры у финнов и они Лайтнинги у нас...
С уважением, Андрей

От ZaReznik
К Eddie (28.05.2004 19:22:44)
Дата 28.05.2004 19:55:14

Ре: Трофейный "Як"...

>Я в курсе. Но у немцев полеты на оных особо не отмечены. Поэтому склонен предположить, что часть летчиков могла ошибиться с типом самолета... Видели же и мы Спитфайры у финнов и они Лайтнинги у нас...

Дык в том то вся и странность - исправные Яки к немцам попали, а о них вообще ни гу-гу, совершенно никаких следов (не только о возможном боевом применении).

Насчет возможности ошибок - не думаю, что опытные летчики могли Як со "Спитфайром" спутать, уж чего-чего, а Яков к тому времени все уже насмотрелись (причем и Панов, и Степаненко, и Каравай на тот момент воевали как раз на Яках).

А вот принять за "чужака" Яки из того же 6 ГвИАП ВВС ЧФ - ИМХО более чем возможно, причем скорее всего на флотские самолеты не наносились временные ЭБИ, вводившиеся для отлова "чужака" (но надо сразу отметить, что идея с флотскими Яками применима для Кубани, но не для Миуса)

От NetReader
К Eugene (28.05.2004 17:58:44)
Дата 28.05.2004 18:39:01

Re: Трофейный "Як"...

>Отсюда у меня и недоверие к возможности использования немцами советского одиночного самолёта, тем более в групповом бою.

На сайте с поврежденными бомберами (мелькал тут недавно) есть фотка Б-17 с пробитыми мелкими бомбами крыльями, с упоминанием, что бомбы были высыпаны с захваченного немцами бомбера. На первый взгляд, фантастика или попытка списать "дружественный огонь" на врага. Но кто знает...

От ZaReznik
К NetReader (28.05.2004 18:39:01)
Дата 28.05.2004 18:49:02

Re: Трофейный "Як"...

B-17 у немцев были (KG200), а вот с "яками" полная непонятка - в наших мемуарах чуть ли не десяток упоминаний (Кубань / Миус), и описаний сбитого гада хватает, а вот немецкого (или румынского, например) документа никто показать не может.

От ROSSJack
К ZaReznik (28.05.2004 18:49:02)
Дата 29.05.2004 01:33:30

Re: Трофейный "Як"...

>а вот немецкого (или румынского, например) документа никто показать не может.
Знаете, почему никто не может показать документы? А потому что их нет!-)
Мы писали пару раз в Бундесархив. И оба раза нам присылали любезный ответ: извините, но документов времён второй мировой в архивах Германии осталось очень мало. Может и лукавят немецкие товарищи (с другой стороны, хотели бы денег - так бы и сказали), но скорее всего правда: в 1945 году многое было уничтожено, а остальное растеклось по союзникам. Так что мы сейчас можем оперировать в основном документами, взятыми западными союзниками или сохранившимися в частных собраниях.

От Pavel
К Eugene (28.05.2004 17:58:44)
Дата 28.05.2004 18:08:45

Re: Трофейный "Як"...

Доброго времени суток!
>Отсюда у меня и недоверие к возможности использования немцами советского одиночного самолёта, тем более в групповом бою. Даже в художественном "В бой идут одни старики" Титаренко использовал свой "Мессер" для разведки, но не для боя в группе.
В групповом да сомнительно, а могли ведь тоже для разведки использовать, не упуская случая сбить кого-нибудь пользуясь фактором внезапности.А, кстати, конкретный эпизод из фильма - реальный факт, описанный Луганским в своих мемуарах, о такой же разведке на Bf.109 писал и Покрышкин.Вот отрывок из Луганского:
---------------------------------------------------------------
Случай этот произошел с Федором Телегиным поздней осенью, когда битва за Ростов достигла своего высшего накала.
В одном из воздушных боев нам удалось сбить и посадить на свое поле несколько “мессершмиттов”. Вражеские машины достались нам совершенно целенькие. Один из трофеев Федор Телегин решил приспособить для разведки.
В самом деле, в простом и безыскусном замысле нашего командира полка крылись большие возможности. Кто из немцев обратит внимание на одинокий истребитель с фашистскими опознавательными знаками? Никто. А если и обратит, то подумает — свой. Мало ли зачем может летать над самыми позициями “мессершмитт”.
Не раз и не два вылетал на трофейном самолете сам Федор Телегин во вражеский тыл. Немцы не обращали на “мессершмитт” никакого внимания. В то время много немецких летчиков вылетали на так называемую свободную охоту. За свободного охотника принимали они и Федора Телегина.
Майор Телегин кружил над маршевыми колоннами и штабами, он замечал концентрирующиеся для удара войска, заносил на карту скрытно готовящиеся позиции. Короче, сведения нашего разведчика были настолько важны и ценны, что командование фронта предупредило соответствующие службы об одиноком “мессершмитте”, выполняющем особо важные задания.
Немцы все-таки разгадали секрет таинственного самолета. Однажды, возвращаясь из очередного задания, машина была подбита — и Федор Телегин еле дотянул до наших передовых позиций. Здесь-то и произошел досадный курьез.
Не успел “мессершмитт” приземлиться, как его окружили наши пехотинцы. В Федора Телегина вцепились десятки рук.
— Ага, долетался!
— Давай-ка, брат, вылазь!
— Да тяни его, чего он!..
Напрасно Федор пытался доказать, что он свой русский, советский. Это лишь подливало масла в огонь.
— Нет, ты гляди, у него даже документы припасены! Ах ты, гад!
И — трах, трах по чему попало.
— Товарищи,— взывал Телегин,— да вы хоть на форму поглядите!
— Так у него еще и форма наша?!
Снова удары, еще пуще.
— Да вы что, с ума сошли?!
— Нет, он еще и лается! Бей гада! Короче, “разделали” Федора так, что он еле на ногах держался. В таком виде его и доставили в штаб.
Когда наши ребята приехали за Телегиным, они с трудом узнали в оборванном, избитом человеке командира полка.
— Вы уж извините,— провожали его сконфуженные пехотинцы.— Ведь мы что подумали? А ну, думаем, какой-нибудь гад под нашего рядится? Разве не бывало?... Извините, ради бога. Погорячились.
Федор только рукой на них махнул—идите, дескать, к черту. После этой взбучки он недели две пролежал в госпитале.
— Еще хорошо, что жив остался,—покряхтывал он.—Ну, злые ребятки!
С уважением! Павел.