От mpolikar
К All
Дата 28.05.2004 10:05:02
Рубрики Древняя история;

Забавная статья по истории холодного оружия

Легенда
Андрей Богданов, д.и.н.
ГОЛОВОРУБЫ
Наше главное достоинство // Журнал XXL №6/2004

Плюньте в глаза тому, кто ещё раз предложит вам стать штамповкой цивилизации. Мужик – не баба. Нас не выпускают серийно: здесь блондинки-рюмочки от Диор, здесь стиральные доски с ножками от Шанель, здесь бесполые матросики от Готье, а здесь оборванки от Гальяно. Женщина – поверхность с отверстиями для загрузки, самые ёмкие из которых – ушки. Мужчина - это личность, индивидуальность, глубина. Он не покупается на рекламу и не покупает то, что "должно быть" у всех (разве что в шутку). Если мы и хотим что-то знать, то по существу и в корень.
Я говорю, разумеется, только о наших мужиках – у импортных мозги уже прокомпостированы. Мы - слава труду! – всё ещё личности, знатоки и коллекционеры. И, значит, разбираемся в своих игрушках лучше всех. А что надо – уточним у объективного специалиста. Он перед вами, и мы займёмся холодным оружием, которое испокон веков отличало мужчину от бабы.
Хотите доказательство? Толстая авторучка – тоже фаллический символ, притом жутко полезна. Подарите её шефу, в то время как конкурент принесёт абсолютно ненужный в жизни меч или кинжал (за ту же, подчеркиваю, цену). На 98 % вы окажетесь в глубокой за…думчивости. Ибо с мечом, а не с авторучкой в руке мужчина завоевал место господина в этом мире. И будь ваш шеф трижды нетрадиционный секс-ориентал, он обоймёт конкурента много нежнее и благодарнее, чем вас.
Секрет древних мастеров
Какой только лапши не навешали нам про любимое оружие! Оно – прекрасно, но не в том, что рекламируют продавцы железного хлама. Забудьте о всёразрубающе-неиступимых мечах, гнущихся в кольцо саблях и ножах для резки гвоздей. Эту фишку придумали ещё первые оружейники тысяч эдак пять лет тому назад. И такие же дураки, за каких держат нас, слагали о них легенды во времена Цы Ши Хуанди и Рамсеса II. Что характерно – чудо-оружие никогда не производилось "в наше время". Оно всегда было "утраченным секретом древних мастеров". Узнали ход? Древнейшему "конязю" на просторах Южнорусских степей – прародины индоевропейцев – хитро…умные антиквары уже втюхивали "последний, уникальный экземпляр" чудо-юдо-головоруба ещё долее древних и таинственных киммерийцев.
Замечу, что наши арийские предки в массе своей вполне обходились изделиями собственного производства. Свеженькими бронзовыми мечами и секирами они оттяпали лишнее у мужиков от Ирландии до Индии, а своё самое могучее оружие погрузили в местных баб и красных дев. Результат мы видим на густонаселённом лице земли: женщины при одном виде меча сами падают на мужское достоинство. Само собой, "непобедимые клинки древних героев" (я имею в виду – бронзовые) вскоре начали продаваться на всём пространстве Евразии как невыразимый раритет.
Лом с бритвами
Бронза – сплав меди с серебром или презренным оловом – в принципе, с хорошими присадками может быть отлита твёрдой настолько, чтобы потрясти воображение обладателя меча из плохого, слабо прокованного и худо закалённого железа. Плохо только то, что твёрдая бронза ломка. Закон природы: всё, что не мнётся – разбивается. Поэтому хороший бронзовый меч имел у всех народов стабильную форму "лома с бритвами". По продольной оси шел натурально круглый, сужающийся к концу лом, а от него крыльями расходились тонкие пластины лезвий. Всё бронзовое оружие отливали в полностью проработанных формах (ковать его было всё равно, что фарфор, а обтачивать – себе дороже). Клинок отливался вместе со скелетом рукояти, на которой ребра жесткости действительно образовывали ребра по краям.
Между рукоятью и лезвием, на саму рукоять и на противовес на её конце накладывали щёчки из мягкого металла (или дерева), предпочитая, конечно, золото. Идея была проста: цельнолитая рукоять отбивала пальцы, ибо, чем твёрже металл, тем лучше он проводит ударную волну. Теперь вы поняли, почему на мечах из твёрдой стали не литая рукоять (каких много на ножах), а от клинка идёт вглубь деревяшки тонкий хвостик? Предки ведь ценили комфорт не меньше нас – даже при их диких способах добычи золота и баб.
Заказать древний бронзовый меч вы можете на любом приличном производстве. Не вникая в байки об "утраченных секретах", грамотный инженер рассчитает вам твёрдый сплав (современные поделочные не годятся), а мастер отольёт его не хуже древнего. Проблема только в детально профилированной изложнице. Раньше её для мечей вытачивали из камня: со всеми деталями и толщинами, путями для металла и воздуха (из глины и гипса такая не выйдет). Обе половинки изложницы следует заказать художнику-резчику по чертежу инженера-металлурга. Формы найдёте в музейных альбомах.
Купить реальную бронзу нельзя ни в одной точке мира, даже подделки под старину легко видны по грубости литья (формы плохие) и аляповатости украшений (на оригиналах украшались только накладки). Кстати: ВСЯ бронза эпохи бронзы ВЕЗДЕ охраняется государством. Потому, ежели вам предлагают таковую (не сомневайтесь - это циничная подделка) – сразу бейте в глаз. Впрочем, если со вкусом у вас не очень или просто очень глянется данная халтура (chalkos - по греч. "медь") – требуйте хотя бы сертификат о покупке современного предмета и прибейте к нему чек (у таможни со вкусом тоже швах, ещё подумают, что вы отдали за купленную ерунду 10 тысяч, а не 100 баксов).
Меч легиона
Отлитый для вас лучший в мире бронзовый клинок (если рассчитывать и лить будете у нас – за бугром у всех руки не оттуда растут) по твёрдости всё равно уступит дешевому карманному или кухонному ножу. Ибо уже царь Леонид при Фермопилах махался с персами железным клинком, Александр Македонский скакал с ним на лихом Буцефале и рубил Гордиев узел тоже холодным железом (для бронзы это слаб? – разве что перепилить). Но формы их клинков долго не отличались от литых. До сих пор в Африке куют мечи и копья под старину, с круглым ломом и бритвами, хотя молотом это сделать нелегко. Традиция! Если вас занесёт в Эфиопию или – боже упаси, в Сомали,– обязательно прикупите такие железные произведения искусства эпохи бронзы.
Упрощение клинка народные массы коллекционеров связывают с римским гладиусом. Хотя сам он заимствован у испанцев, точнее – у таинственных басков северо-запада Пиренейского полуострова. Римляне даже во времена 2-й Пунической войны кололи-резали эдакими греческими полукинжалами. Ганнибал, прибарахлившись довольно длинными прямыми мечами в Испании (где ковать сталь издавна были молодцы), порубил римские легионы в капусту. Помните, как после Канн Фабий Максим его одолел? Верно – бодро унося ноги до полного изнеможения противника. Но мечи побеждённого кутузовским способом Ганнибала легионы взяли на вооружение. И вскоре греки были потрясены, впервые увидев на поле боя отрубленные мечами руки и головы.
Анфас испанский меч сначала в точности напоминал кавказский кинжал, в последней трети сужаясь длинным конусом. Но в профиль (тем паче - в сечении) это была просто заточенная по краям железная полоса. Со временем она потеряла даже овальное сечение; плоская прямая полоса с заострёнными краями, на самом конце сточенная на конус (в сечении - в ромб). Как же так? Куда делось центральное ребро жесткости, где функциональная выделка?
Рабов на римских мануфактурах хватало, фигурно выковать клинок не стоило буквально ничего, но железо повелителей мира было отвратного качества. Даже заточка лезвия "под топор" держалась лишь благодаря постоянному обновлению бруском. Легионер занимался этим так же часто, как упражнением с учебным мечом - ещё более толстой железной полосой. При толщине не менее полусантиметра и ширине в ладонь бессмертный гладиус держался без всяких рёбер. А сужение клинка сдвигалось к концу по мере роста потребности в рубящем ударе: полоса его держала, когда длинный тонкий конец отлетал.
Римский меч хотя бы закаляли: гибкость ему была ни к чему, зато можно было хоть кожаный доспех разрубать. Галлы же, заковывая себя в латы по уши, после нескольких ударов должны были распрямлять свои мечи ногой: представляете качество рубящей кромки при такой хилой закалке? Зато у них мечи превышали длиной руку, у римлян же равнялись ей: 50–60 см + 15 см рукоять – и баста, больше при ударе концом сломается. Если вы подумали, что и это длиннее того, что нам показывают в кино – не томитесь: короткие театральные мечи давали для игр гладиаторам (от слова "гладиус" – меч, а не наоборот), вот ими актёры нас и развлекают. А х…э-э-…простите, хилость своего железа римляне использовали во благо: незакалённые железные прутья их дротиков-пилумов на тяжёлых древках (толщиной в руку) гнулись, ударив врага в щит. Набежавший легионер наступал на древко ногой – и мечом врага в вышепомянутую капусту!
Идеальный японский топор
С плохим качеством железа в те трудные времена сражались все. Особый героизм проявили десять веков спустя трудолюбивые японцы. Они выплавляли маленький кусочек железа, пихая в тигель все возможные присадки, от вытяжки из пауков до мышиных хвостиков (эти тайны "последнего плевка мастера" хранились насмерть). Полученную так себе сталь ковали в проволоку, закаливали, отпускали, сгибали, вновь ковали,– и так 15 и более раз, пока число тщательно укованных слоёв не доходило минимум до 32 тыс., а толщина каждого – почти до молекулы.
Известно, что ковка уплотняет железо, и закалка ему полезна. Но как вы думаете, почему японцы, рекламируя всему миру непревзойдённые качества своих клинков, никогда не оценивают их твёрдость по шкале Роквелла? И, кстати, почему "настоящие" мечи, которые позволено производить трём десяткам мастеров, под жутким запретом для продажи за границу?
Потому что наш человек, отдав за такой меч вагон иен, непременно попробует их фантастическое качество на простом и понятном ноже из Златоуста (не фонтан, прямо скажем, но единиц на 56–58 потянет: от указанного фирмой всегда отнимаем 2 единицы, кроме мелких мастерских и швейцарцев, дающих пожизненную гарантию на ножи в 56 единиц). Результат, как говорят политики, непредсказуем. И это сегодня, когда ко всей возне с ковкой и "последним плевком" легко прибавить капельку улётного металла с Магнитки или Северстали.
В средние века всех нечеловеческих усилий по уплотнению металла хватало на закалённую полоску толщиной в мизинчик. Из неё делали накладку на кромку всемирно знаменитого японского меча из обычного мягкого железа. Отсюда – характерный узор на клинке, где выполненная галочкой (V) нашлёпка переходит в массивное тело меча, не дающее ему сломаться.
В сечении эта конструкция точь-в-точь воспроизводит топор. Японский меч не рассекает, а рубит и раздвигает (его характерный изгиб не зря приближен к форме члена). При идеально эргономичной форме (более комфортного тяжелого оружия мне в руках держать не приходилось), фехтовать в обычном смысле таким мечом нельзя. Он неповоротлив (отсюда движения всем телом, во время которых европеец самурая семь раз заколет), а кромку надо беречь пуще глаза. Точить меч мог только мастер (помните их слоган: "Заточка самурайских душ"?!). Никакого запаса на заточку сходящийся на клин меч не имел: надо было стёсывать всю плоскость щёк клинка.
И эту двуручный фаллос японцы с древности толкали даже китайцам, имевшим превосходный длинный и гибкий обоюдоострый меч! Мастер клинка Миямото Мусаси призвал держать его одной рукой только в XVII в., когда в Европе меч уже превратился в шпагу. Японский идеальный колун фантастичен только в одном смысле: как объект лучшей в мире рекламной кампании.
Лучшее оружие мужчины
Рождение японского меча аккурат совпадает с "масштабным грабежом" всей Европы (не исключая Руси) викингами. До недавнего времени скандинавам приписывался характерный меч той эпохи с широкой выемкой-долом почти по всей длине и украшенной "звериным" витым орнаментом рукоятью. Вестимо, что в Швеции руда даёт чуть не сразу легированную сталь, а мечи находили везде, где шлялись по бабам лихие викинги. Затем учёные сравнили маркировки на клинках – и обомлели: все качественные мечи были выкованы мастерами на Рейне! То, что ковали сами викинги, они в своих сагах ни в грош не ставили против "старого оружия", упёртого предками из приличных кузниц франков. У профессионалов было хорошим тоном шваркнуть своим клинком по кромкам меча деревенщины: срезать острие. И пусть молодец молотит железякой,– волчью шкуру затупленный меч не прорубит (у неё прочные остевые волоски).
Рейнским мечом Карл Мартелл порубил арапов при Пуатье, а Карл Великий отнял итальянок у растленных лангобардов и потряс мужское воображение германцев. Когда франки цивилизовались, этот геройский меч понесли по миру новые варвары – викинги. Везде они создали свои герцогства-королевства, только на Руси случился облом меча.
Потрясать-то он наших баб потрясал, дивной красоты вещица, настоящего мужика оружие.Прямой, длинный (на 10 см протягновенней гладиуса), благодаря похожим на кое-что долам не слишком тяжелый и не склонный сгибаться, он породил мужественную манеру рубки. "Выше вздымайте клинки!" – призывал кинг-ярл весёлых ребят. Короткая рукоять была зажата в кулак (большой палец поверх указательного и среднего, а не вдоль перекрестья), рубили с маху, всей рукой, при твердой кисти. (Академик Б.А. Рыбаков рубанул чудо-мечом, и вывернул кисть; бывший будённовец был могуч, но меч не шашка.)
Наши девочки, конечно, взвизгнули при виде таких орудий труда, но, привычные к великим переселениям народов, не ограничились банальным движением "ручки вместе, ножки врозь". "Ну ладно, мальчики,– сказали они.– Мечи оставьте в сенях, а сами скидайте порты – и в баньку". Отмытые и искусно ублаженные викинги воздели свои мечи на службу Руси, а государство предоставили создавать "прекрасной и премудрой" княгине Ольге.
Гордость крестоносца
Лихие походы норманнов стали лебединой песней Рейнского меча. Ричард Львиное Сердце освободил Беренгарию Наваррскую из цепких лап византийского императора на Кипре и порубил турок под Аскалоном новым мечом. Его удлинённая рукоять с большим перекрестьем и плавно сужающийся к острию клинок изменили баланс оружия и дали рождение современному фехтованию кистью.
Барахтаясь в объятиях Б. Наваррской, Ричард понял, что ни французская жена Аделаида (сестра короля Филиппа Августа), ни франкский меч ему не нужны. Тем более что Аделаида спала с его отцом, предпочтя могучему юнцу умелого воина. Любвеобильная Беренгария из Страны басков научила Львиное Сердце, что корень победы – в искусстве, а не в тяжести ударов.
Разжав кулак, крестоносец обнял ладонью длинную рукоять меча, впервые используя в управлении клинком принцип рычага. Смещённый к рукояти центр тяжести позволял движением кисти резко ускорить круговой удар. Рыцарь не знал формул зависимости массы и импульса от скорости, но практический эффект оценил.
Историки не поняли, зачем Львиное Сердце махал мечом в Акре, если турки хотели сдаться, но отметили, что он сделал это на глазах восхищённых дам. Ясно, что и Беренгария, в землях которой рождался новый оружейный центр Европы, увязалась за крестоносцами не только из сладострастия. Меч, с которым Сид Кампеадор брал Валенсию, а Альфонс III с рыцарями 4-х королевств одолел мавров в битве народов при Лас Навас де Толоса, был продуктом революции в качестве стали. Тонкий конец рыцарского меча выдерживал мощный импульс скоростного удара, достойно встретив молниеносную сарацинскую саблю.
Мечи и сабли
Мартелл-Молот устоял при Пуатье на одной физической силе неразвращенных франков. Против лома нет приёма – сказали арабы, покидая прекрасную Францию. Турки-сельджуки сломили дамасский клинок халифа благодаря технологии. Их короткие (в длину руки) кривые сабли с расширением-елманью в последней трети не были быстрее и твёрже дамасских, которые целиком выковывались и закалялись вперегиб, по слоям, как острие японского меча. Дамасское чудо ремесла было вдобавок лёгким и гибким; твёрдость без перекалки и прочность без толщины говорят, что сравнение в пользу японцев – просто рекламный трюк. Но это чудо имели в руках избранные, а сельджуки Саладина поголовно вооружались столь же твёрдыми (хоть и не гибкими) клинками из горного района Малой Азии, откуда, как полагает ряд археологов, исконно пошла технология литого оружия.
В Святой земле и Испании христианская Европа впервые противопоставила Азии равную оружейную сталь, не требующую мучительной доводки по рецептам древних мастеров, имевших дело с плохим металлом. Она устояла бы даже перед китайской легированной сталью, но даже если бы все христианские владыки вдруг сбились в стаю, объединённая Чингисханом Азия все равно на порядок превосходила числом и организованностью воинов. Нельзя упрекать наших князей, в большинстве своём просто удравших от Батыя, спасая свои, так сказать, мечи.
Но Азия была привержена традиции, а Европа, включая Русь, через пару столетий улучшила свою сталь. Тонкий клинок ковали уже попросту – в ромб. С этим легким мечом испанцы и португальцы покорили одну треть мира, а русские – другую. Только в Турции, Центральной Азии и Китае меч, плавно переходящий в шпагу, со звоном отлетел от сабли, а в Японии Токугава вышвырнул пришельцев, вынув из закромов десятки тысяч накопленных за столетия гражданской войны кривых мечей.
Шпага побеждает и уходит
Отличия позднего меча и шпаги не стоит преувеличивать. Название – спада – по латыни обозначало меч. Витая гарда для защиты кисти лишь улучшила баланс, отразив – самим своим появлением на рукояти длинного тонкого меча эпохи Возрождения - победу принципа экономного фехтования и преимущество колющего удара. Самым заметным новшеством была хватка указательным пальцем за перекрестье, ослаблявшая силу рубящего удара, но повышавшая скорость движения клинка за счёт более цепкого управления.
В XVI в., когда испанский король и владыка Священной Римской империи германской нации Карл V ввёл в моду полусферическую гарду-чашу, эта шпага-казалетта завоевала пол Европы; другая половина пользовалась элегантной витой гардой немецкой рапиры. Клинки казалетты и рапиры практически не различались (разве что немцы дополняли ромб канавками для стока крови). Длина их на 10 см превосходила современное спортивное оружие и обычную шпагу с широким клинком от старинного меча (вопреки бреду о выходе из моды, он продержался до XVIII в.). Ловко ворочать таким дрыном для конного боя могли лишь д’Артаньяны с "железными кистями". Идея состояла в том, чтобы связать оружие противника круговыми движениями и по-быстрому протолкнуть острие в уязвимое место.

Ужимки и прыжки покинули высокое искусство фехтования к XVII в., когда рука-шпага стала быстрее тела. Превосходство длинного колющего удара над рубящим признали даже самураи. Знаток бусидо генерал Ноги Марэсукэ пред тем, как покончить с собой, подвёл итог вековому спору о 47 самураях, мстивших за своего господина, не сумевшего убить врага: "Почему не заколол его?" Пытаясь рубить, а не колоть, самурай сразу поставил под сомнение и своё владение мечом, и серьёзность намерения убить человека.
Окончательный диагноз
Реабилитация рубящего удара была связана с новым для Европы оружием – саблей, которая к временам Суворова и Наполеона вытеснила шпагу с полей сражений. Значительно более лёгкая и с лучшей динамикой, позволяющей отражать тяжелый мушкет со штыком, сабля требовала меньше металла, ибо лучше держала удар, распределяя импульс по длине клинка, преимущественно к его концу. Появилась возможность ставить литую металлическую рукоять (дикое облегчение при массовом производстве оружия). Усиливающая последнюю треть елмань сохранилась местами и после того, как канули в забытьё защитные доспехи, которые она помогала прорубать.
Особая сабельная заточка: вогнутые выемки перед режущей кромкой,– победила в XIX в. и была доведена до предела в шашке. Этот слегка искривлённый тесак-переросток для одного рассекающего удара с оттяжкой рубил и, благодаря толстому обуху, "разваливал" не хуже японского меча. А стоил в промышленном производстве недорого (почти все "кавказские" клинки произведены с восточными гравировками в Австро-Венгрии и Золингене; в Златоусте подделкой брезговали). Благородное искусство боевого фехтования шашка похоронила навек.
Широкие двуручные мечи, гизармы с волнистыми клинками и прочие извращения рыцарских времён, порождённые турнирной войной-игрой, были орудием грубых мужиков, вроде швейцарцев, пристукнувших ими и жуткими алебардами славных кавалеров Карла Смелого вместе с самим законодателем высокой рыцарской моды. Но нас с вами не волнует этот опыт прет-а-порте. И тонкую гибкую колющую рапиру, какой мы её знаем, ввели в оборот ландскнехты во время религиозных войн. Это мужичьё не желало тренировать железную кисть, и протыкало благородного врага тупым по краям вертелом прежде, чем он успевал оценить подлость приёмчика.
Что, где, почём и зачем
Принцип коллекционирования оружия ясен. Приобретаются только реальные предметы (оригиналы или копии), воплощающие героическую мужскую историю. Помещение на стене больных фантазий а-ля Конан-варвар приравнивается к признанию в инфантилизме, гомосексуализме и тупизме. Лучше уж купить "шпагу времён Наполеона I" в магазине "Киндаль" у пляс Опер? в Париже,– это хотя бы просто дурной вкус, как золотой роллс-ройс. Подлинные вещи покупаются в странах, ещё не отягощённых бабством цивилизации, там же, где делают хорошие копии.
В Толедо всего за 9 тыс. евро уступят живую рапиру времён Дон-Жуана (XVIII в.), а на выторгованные 200–300 евро приложат копию шпаги Карла V и кинжал его гвардейца для левой руки с двуглавым орлом на гарде (на своё оружие Карл его не лепил). Копию можете сгибать на 1/3 (пополам не надо – это сказка). Толедские мастера хороши тем, что всё понимают буквально. Сказано: катана,– значит, поставят на кромку твёрдую сталь, а в тело – мягкую (только проковывать 15 раз не будут). Умные люди берут вещи на заводиках вокруг града: адреса висят в интернете, как у наших мастеров (в отличие от гнилой "Европы", как говорят испанцы).
В Праге кузнецы свою ручную работу до зеркала не шлифуют: всё предельно натурально. Специализируются на твёрдом черном металле, никаких шуточек со сплавами. Тихие магазинчики на Золотой улочке в Градчанах и у Ратушной площади, цены от 75 до 300 евро. Выбирая железо, чувствуешь себя парнем Густава-Адольфа. Несёшь его на плече через Карлов мост с сетованием, что "нонче даже Валленштейн не платит, куда джентльмену удачи податься?!".
Поляки в центре Варшавы и Кракове полагают, что их саблями (копии XVII–XVIII вв., включая запорожские) будут фехтовать. Посему берут сталь спортивного оружия: не точится и не пружинит, зато не ломается и не лепит искрой в глаз (100–200 евро). Тут же у антикваров в подставках для зонтиков торчат менее красивые подлинные сабли, г.о. времён маршала Пилсудского. Можете заказать и оригинал железа корпуса Понятовского, если вам так с Наполеоном приспичило. С этого уровня цен (в тыс.) все бегло говорят по-русски.
Ездец за оборонительным оружием на Запад не здоров на всю голову. На Нижнетагильском, как говорится, вагоностроительном, помимо танков вяжут любой плотности кольчуги и льют из той же брони полный рыцарский доспех; за дополнительную плату с гравировкой, чернением, бронзированием и внутренним армированием, чтобы ложиться под вышеуказанный танк. Все кольчуги останавливают пулю ПМ, некоторые, говорят, автоматную (не пробовал).
Сравнение мощи и цен даже с Толедо не в пользу гишпанцев, к тому же наши (с офисом в Москве) отольют-выкуют точно по вашей мерке (за несколько сот баксов). Как говорится: "Память молодости, не надевал с войны Алой и Белой Розы". Дамы падают прямо у ног стального идола. Это вам не в Турцию свозить: при равенстве цен латы – предмет многоразовый. Только не пытайтесь заменить литой доспех жестянкой. Они, конечно, бабы, но на фига нам дуры?

ПОДВЕРСТКА
Шкала Роквелла: установившиеся среди производителей и ценителей холодного оружия представления о должных цифрах твёрдости стали, полученных по методу американского металлурга С. Роквелла. Стальной шарик диаметром 1,59 мм или алмазный конус с углом при вершине 120 градусов вдавливается в испытуемый образец под нагрузкой от 15 до 150 кг. Число твёрдости определяется по глубине вдавливания при помощи индикатора. Металлов, в которые "ничего не вдавливается", не бывает. Для реального оружия редко берут сталь твёрже 60 единиц и мягче 55: твёрже – плохо точится (не затупляющегося оружия не бывает, это легенда), мягче – не держит заточку.
Твёрдость складывается из марки стали (в зависимости качества железа и от полезных добавок), её проковки и закалки. Марок неисчислимое множество, причём "черная" углеродистая на пару единиц твёрже аналогичной нержавеющей. С ржавением угрлеродистой стали успешно борются её гладкой шлифовкой.
Закаляют оружие все, но хорошо проковывают, повышая твёрдость на пару единиц, только небольшие фирмы (в Москве – "Южный крест"). Поскольку большие мальчики любят твёрдость, фирмы слегка преувеличивают её в сертификатах своих изделий и каталогах, исходя из того, какой она для этой марки стали "могла бы быть"; к сожалению – не на купленном вами ноже-мече-ятагане. Это менее обидно, чем, раздобыв клинок из "фантастически твёрдого сплава", сначала его затупить, а потом зазубрить, тщетно пытаясь наточить.
Японцы - например, фирма KAI, исхитрившаяся вывозить клинки как комплектующие к ножам американской фирмы Kershaw (готовые ножи вывозить запрещено) - полагают, что сталь AUS-8A твёрдостью "до 59 единиц" (реально 57) идеальна для тончайшей бритвенной заточки, а в Златоусте булат 110х18 "до 50 единиц" (т.е. 58) затачивают для прочности на могучем клинке под небольшим углом (толщиной 2,4 - 4 мм). Наши полагают, что твёрдая сталь крошится: и точно, японские ножи в наших руках покрошились, так что купить их нынче сложно – не заказывают. А японцам – так ничего.
Мораль: что для японца супер-пупер оружие, то для нас – "не дыши и положь под стекло". Правильно они запретили вывоз с островов всего, похожего на холодное оружие: ничего эти "северные варвары" в тонкости японской души не понимают (Примечание: "душой самурая" называли его меч).




10





От И. Кошкин
К mpolikar (28.05.2004 10:05:02)
Дата 28.05.2004 11:31:10

Обычные попукивания из расчета на лохов для журнаа "Мужчинский космополитен" (-)


От Siberiаn
К И. Кошкин (28.05.2004 11:31:10)
Дата 28.05.2004 19:33:41

Саша Бло, родимый... Какой нить лысый скучный лошок, пишуший для бизднесэлиты (-)


От Dervish
К И. Кошкин (28.05.2004 11:31:10)
Дата 28.05.2004 17:55:34

Стиль похабный, это да, а по истории ХО - что-нить правдивое есть? (-)

-

От Random
К Dervish (28.05.2004 17:55:34)
Дата 31.05.2004 13:19:21

"Только не пытайтесь заменить литой доспех жестянкой" Без комментариев :) (-)