От Константин Федченко
К All
Дата 16.04.2004 14:39:33
Рубрики Прочее;

оффтопик, но очень интересно

http://www.webcenter.ru/~lazarevicha/stereotv.htm

Есть Идея!
Жидкокристаллические мониторы и цифровое кодирование видеосигнала позволяют создать очень простую систему стереоскопического телевидения без очков.

Хочу подарить случайно выжившим остаткам нашей промышленности очень простую, легко осуществимую, и на мой взгляд, весьма эффектную идею.

Одним из недооцененных, на мой взгляд достоинств жидкокристаллических мониторов (и прочих мониторов, в которых каждый отдельный элемент изображения создается какой-либо отдельной физической ячейкой: жикокристалической ли, газоразрядной ли, или какой либо еще - главное дискретной) является то обстоятельство, что между каждым физическим элементом изображения на экране и ячейкой памяти видеокарты можно раз и навсегда установить однозначное соответствие. Такое соответствие невозможно, например в мониторе на электронно-лучевой трубке (ЭЛТ) - при прогревании элементов монитора, как бы хорошо он не был сделан, изображение всегда может сместиться за время сеанса работы по крайней мере на один-два пиксела. И это делает ЭЛТ монитор непригодным для воспроизведения стереоизображения без очков.

Все наверное помнят стереоскопические открытки вошедшие в моду в 1960-х - 1970-х годах. На их поверхность был наклеен растр - так называемая "лентикулярная" решетка из длинных, по всей высоте снимка, и тонких, не шире чем полмиллиметра, цилиндрических линз из прозрачной пластмассы - позволявшая рассматривать "невооруженным глазом" (т.е. без каких-либо очков или светофильтров) цветные стереоскопические снимки. Полиграфия довела эту технологию до совершенства и на первый взгляд могло показаться, что эту технологию легко распространить на телевидение - т.е. просто наклеить такой же растр на экран телевизора и передавать стереоскопические телепередачи. Однако с телевидением все оказалось совсем не так просто. Обычный телевизор - это чисто аналоговое устройство, и как у всякого аналогового устройства у него есть определенные допуски. В интересующем нас случае важен допуск на точность положения каждой горизонтальной строки телевизионного изображения. Если две лежащие друг над другом строки сдвинутся друг относительно друга на полмиллиметра, глаз телезрителя этой небольшой разницы в обычном телевизоре не заметит. Но если будет передаваться стереоизображение и на экран будет наклеен растр с шагом полмиллиметра, то у нас изображение одной из этих двух соседних строк при сдвиге на полмиллиметра попадет не в ту половину стереопары, в которой оно должно быть. И если такое "дрожание" строк будет происходить все время (а оно на самом деле происходит все время), то вместо стереоизображения зритель увидит некую усредненную (и потому мутную и раздвоенную) картинку из двух половин стереопары. Но даже если бы "дрожания" строк и не было, постепенное перемещение картинки на экране ЭЛТ из-за "ухода" ее параметров в ходе прогрева привело бы к тому, что левая и правая половины стереопары все время менялись бы местами, что опять же делает невозможным получение устойчивого стереоскопического изображения.

Итак, обычное, аналоговое, телевидение в принципе не способно достичь точности положения строк, необходимой для растрового стереотелевидения по двум причинам: 1) "дрожание" строк и 2) "уход" параметров электронно-лучевой трубки.

Однако обе эти проблемы сегодня уже в принципе разрешимы. Цифровое видеоизображение уже хорошо знакомо любителям компьютеров хотя бы по видеоконференциям или дискам формата Video СD (Я уж не говорю о грядущем DVD. За ним, раньше или позже, последует введение эфирного телевещания в цифровом формате. ). Эффекта "дрожания" строк в цифровом видеоизображении в принципе быть не может, поскольку цифровая картинка состоит не из строк, а из матрицы пикселов, где каждый элемент изображения имеет свой адрес и потому не может своевольно сдвинуться на один пиксел влево или вправо. Что касается второй проблемы ("ухода"), представьте, что эта цифровая картинка воспроизводится не на ЭЛТ, а на каком-нибудь дискретном (например жидкокристаллическом) мониторе, где каждый пиксел воспроизводится каким-то отдельным физическим элементом, который физически не может сдвинуться влево или вправо. Итак получается, что у уже сегодня можно запросто сделать пластинку VideoСD со стереоскопическим фильмом для просмотра без очков на жидкокристаллическом мониторе. Потребуется лишь минимальная доработка монитора - перед экраном надо будет установить растр из пластика, который стоит буквально копейки. Некоторую проблему может представить из себя лишь юстировка растра - необходимо, чтобы вертикальные полоски на растре были строго вертикальны (т.е. располагались параллельно столбцам матрицы элементов, из которой состоит экран монитора). Этого легко можно достичь заключив растр в жесткую рамку с юстировочным микрометрическим винтом. То есть это будет очень простое, чисто механическое приспособление, с производством которого легко сможет справиться наша оборонная промышленность.

Сама процедура доработки монитора будет очень проста. Рамка с растром должна каким-то образом закрепляться перед экраном монитора. Затем пользователь (операция по установке растра настолько проста, что ее можно доверить любому пользователю) запускает очень простую программу, которая выводит на экран монитора картинку, состоящую из тоненьких вертикальных полосок, и начинает вращать на рамке микрометрический винт, поворачивающий растр по или против часовой стрелке до тех пор, пока на экране не исчезнет муар. Это будет означать, что растр сориентирован точно параллельно полоскам выведенным на экран монитора. Доработка монитора закончена. Теперь можно ставить в проигрыватель диск формата VideoCD (или DVD) со стереоскопическим фильмом, записанным на нем таким образом, что каждый кадр состоит из перемежающихся вертикальных полосок взятых из левого и правого кадра стереопары - в точности как на стереоскопической открытке.

Тот же самый растр можно будет использовать и в компьютерных играх. Уже существует много игр рассчитанных на использование со шлемом виртуальной реальности, т.е. выдающих стереоскопическое изображение. Для таких игр, по-видимому, достаточно будет дописать специальный драйвер "разрезающий" стереопару на тонкие вертикальные полоски и перемежающий их. При этом стоимость растра будет в тысячи раз меньше стоимости шлема виртуальной реальности.

Правда, основная дороговизна придется на стоимость жидкокристаллического дисплея. Но не надо забывать, что их стоимость уже начала снижаться, а если к тому же еще и выясниться, что у них есть такое важное преимущество по сравнению с ЭЛТ мониторами, как возможность просмотра стереоизображений без очков, то спрос на них дополнительно возрастет, что приведет к дополнительному расширению производства и дальнейшему снижению цен.

Когда в кино впервые появился звук, и "великий немой" заговорил, многие предрекали, что это новшество не приживется. Но несколько лет спустя все фильмы стали звуковыми. Когда в кино появился цвет, он тоже вскоре прижился, несмотря на ворчание критиков и сопротивление отдельных кинорежиссеров. Прижились в кино и широкий экран, и стереозвук. Но не смотря на то, что изобретению стереоскопического кинематографа уже более полувека, это изобретение до сих пор не может по настоящему прижиться в кинематографии. И причина здесь только в одном - все прочие технические нововведения не требовали, чтобы зритель что-то надевал на себя для просмотра кинофильма - он просто приходил в кинозал и как обычно садился в кресло. Стереоскопическое кино требовало, чтобы придя в кинозал зритель надел специальные очки - и это убило идею стереоскопического кино, зритель этого не принял, он хотел как прежде, просто придти, сесть в кресло и смотреть. Безочковая стереоскопия позволит наконец сдвинуть это дело с мертвой точки. Начать с фильмов на лазерных дисках, проигрываемых на компьютере. С развитием цифрового телевидения можно будет начать проводить пробные стереоскопические передачи для воспроизведения на компьютерных мониторах (все равно телевизор и компьютер вскоре неизбежно сольются в одно целое). Это породит потребность в съемках стереоскопических фильмов и кино начнет наконец разворачиваться в эту сторону. Растущий задел стереоскопических фильмов заставит оснастить кинотеатры большими экранами состоящими из дискретных (плазменных?) элементов (уже сейчас некоторые из таких экранов достигают больше метра по диагонали). Мы стоим на пороге эры стереоскопического кино, которое станет возможным благодаря слиянию кино, телевидения и компьютера.

Мне хочется увидеть расцвет стереокино. Еще мне хочется, чтобы появились дешевые жидкокристаллические дисплеи (пока что я себе позволить такой дисплей не могу). Еще мне хочется чтобы наша промышленность выжила (и не только потому, что "за державу обидно" - просто качество жизни, сама интеллектуальная атмосфера в стране творцов гораздо приятнее чем в стране потребителей) И еще мне очень интересно узнать, можно ли хоть немножко изменить к лучшему мир в котором живешь, даря этому миру некие позитивные идеи. Вот почему я дарю эту идею всем тем, кто готов засучить рукава и взяться за ее осуществление.

Жду Ваших писем,

Александр Лазаревич (lazarevicha@online.ru)



С уважением

От Evg
К Константин Федченко (16.04.2004 14:39:33)
Дата 16.04.2004 15:02:19

Re: Все уже украдено до нас

>
http://www.webcenter.ru/~lazarevicha/stereotv.htm

>Есть Идея!
>Жидкокристаллические мониторы и цифровое кодирование видеосигнала позволяют создать очень простую систему стереоскопического телевидения без очков.

Было уже такое предложено.
И в кинотеатрах применялось.
Не пошло. Т.к. Если я правильно помню, такая система чувствительна к положению наблюдателя.
Т.е. пересев от монитора в удобное кресло, нужно будет снова вертеть юстировочный винт. И вдвоем сразу ЭТО смотреть будет невозможно.

Кстати буквально на днях по ящику показывали как хитрые японцы сделали стерео ЖК монитор разместив две матрицы одна за другой со сдвигом (Они же прозрачные 8о)))).
Дорого. Но решение ИМХО симпатичное
8о)))

А амеры придумали объемный монитор вообще на эффекте известном века с 17.