От DM
К All
Дата 11.03.2004 12:28:42
Рубрики Танки; Армия; 1917-1939;

Вопросик по ГАЗ-ТК

На этом папелаце третья (добавленная) ось верущая или паразитная? Если ведущая - то в чем заключается переделка моста? Если нет - то зачем она нужна? Проходимость добавляется?

От Сергей Зыков
К DM (11.03.2004 12:28:42)
Дата 11.03.2004 15:23:52

задние оси ведущие. ТК - Трехоска Курчевского*

* Хотя возможно щас придёт дядя Фёдор и скажет, что на самом деле это "Третий Коминтерн" :с)

Есть воспоминания Грачева хотя мне встречалось где то и более жесткие высказывания от ГАЗ-ТК. что то вроде самоделки "слесаря-интеллигента". Плюс несомненный в том что задние скаты одинарные а не двойные как на грузовиках что положително сказывается на проходимости. Возможно более удачной конструкцией была бы тележка на зажнюю ось ТРАДО или похожее решение от Уолтера Кристи в его стиле - в виде "гитары" по типу БТ только для автомобилей

вот фрагмент про ГАЗ-ТК из всспоминаний Грачева
-----------------------------------------------
Освоение ГАЗ-ААА шло мучительно: грелись червяки. Пытались подбирать смазку, "играть" зазорами. А тут еще возникли трудности с другой машиной. О ней мало кто знает, хотя ее история по-своему поучительна.

Начало тридцатых годов у нас на заводе, как и во всей стране, было временем нервным, когда авторитеты внезапно создавались и столь же быстро рассеивались. Серьезным доводам "за" и "против" мало кто внимал. Так получилось и с трехоской Курчевского - ГАЗ-ТК. Над ней мы работали в 1933-1934 годах. Леонид Васильевич Курчевский, известный изобретатель военной техники, еще в 1925 году предложил конструкцию безоткатной динамореактивной пушки, что-то вроде современной базуки. Он выдвинул также идею установить ее на шасси легкового автомобиля. Для этой цели группа конструкторов во главе с Шараповым разработала трехосную модификацию ГАЗ-А. Добавочная (третья) ведущая ось, по их замыслу, должна была повысить проходимость, а на удлиненной раме хватало места и для пушки, и для ящиков с боеприпасами, и для расчета.

Надо сказать, выпуск ГАЗ-ТК заводу навязали, хотя конструкция его была довольно сырой. К чему это привело?
Чтобы получить достаточный запас тяги, пришлось увеличить передаточное число главной передачи с 4,44 до 6,60. Для этого использовали конические шестерни от грузовика ГАЗ-АА, а не от легкового ГАЗ-А. Но в тесном картере главной передачи ГАЗ-А, который устанавливали на трехоску Курчевского, ведомой шестерне ГАЗ-АА не хватало места в ширину. Пришлось сделать деталь тоньше - но при термообработке такие шестерни коробились, геометрия зацепления нарушалась. Приближавшийся издалека ГАЗ-ТК, еще не видя, узнавали по "вою" шестерен в ведущих мостах.

Неудачным оказался привод тормозов: при переездах через бугры довольно хлипкая рама перекашивалась. Из-за этого самозатягивались тормоза (еще с механическим, а не гидравлическим приводом). Словом, недостатки были серьезные. И все-таки в начале 1933 года на завод поступило указание осваивать ГАЗ-ТК.

Директор передал мне к исполнению письмо конструктора этой машины Курчевского, в котором тот предлагал выпускать свою трехосную модификацию ГАЗ-А. Была на письме положительная резолюция заместителя Наркомвоенмора М. Н. Тухачевского, ведавшего освоением новых типов вооружения для Красной Армии, резолюции других высокопоставленных лиц. Хорошо зная слабые места машины, я по молодости (едва исполнилось 30) сгоряча махнул наискось листа свое заключение:
"Считаю нецелесообразным. С инженерной точки зрения неудачная конструкция".
И вмиг из руководителя конструкторской группы превратился в рабочего-сборщика на конвейере канавинского завода - старого предприятия, где условия труда были даже по тем временам плохими. Воистину - "кадры решают все".

На мое счастье, работал тогда на ГАЗе военпредом очень принципиальный человек. Фамилия его была Сыч. Он отказался принимать для армии несовершенную машину, хотя к 1934 году их собрали сотни две. В конце концов Сыч доказал свою (и косвенно - мою) правоту. Всю партию машин военные забраковали, и вскорости ее продали в Монголию, надеясь, что на равнинной местности (словно бы вся эта страна ровная как стол) недостатки, скажем, тормозов ГАЗ-ТК станут не очень заметны.

Вскоре после того, как доводы военпреда были услышаны, меня восстановили в прежней должности и премировали месячным окладом. На сей раз - за бдительность. Наказывали наотмашь и поощряли так же...
Но ГАЗ-ТК не стал последней легковой трехоской в моей биографии. Военные, а в тридцатые годы их мнение имело решающее значение, настаивали на продолжении работ в этом направлении. Мы построили в 1936 году на базе легковой модели ГАЗ-А опытный автомобиль ГАЗ-АААА (над тем, как произнести такой индекс, никто особо не задумывался).



От Cat
К Сергей Зыков (11.03.2004 15:23:52)
Дата 13.03.2004 10:36:50

Не понял

А как привод на третью ось осуществлялся, если там коническая пара стояла? Как раз из этой цитаты следует, что третья ось паразитная, иначе червячные мосты поставили бы (ну не раздатку же засовывали?)

От Игорь Гостев
К Сергей Зыков (11.03.2004 15:23:52)
Дата 11.03.2004 18:41:31

ТК - Трехоска Курчевского

Ну говоря про историю ГАЗ-ТК надо все-таки выделить три отрезка его истории:
1 - с паразитной осью
2 - с ведущим мостом собственной конструкции (см. воспоминания в предыдущем постинге)
3 - с задними мостами от трехосного Форда

А касаясь ГАЗ-АААА, в чем и недостаток мемуаров, эта легковая конструкция затем стала стандартным шасси для броневиков, а в стандартном грузовом исполнении проходила испытания в Главсевморпути и отличалась от серийной ГАЗ-ААА очень незначительно.

От Сергей Зыков
К Игорь Гостев (11.03.2004 18:41:31)
Дата 12.03.2004 04:48:22

Re: ТК -...

Касаясь Вашего поста должен отметить что до слов "эта легковая конструкция затем стала стандартным шасси для броневиков" (примененых к ГАЗ-АААА) звучит убедительно, но
:с)

> и отличалась от серийной ГАЗ-ААА очень незначительно

т.е. сомнения, что Вы путаете ААА с АААА отпадают.
так чем же эта "легковая конструкция" отличались?

Соблаговолите уж заодно перечислить бронемашины* где использовалось такое стандартное для них шасси ГАЗ-АААА????
Хотя бы некоторые..

а то вот еще одно расшифрование ТК напрашивается, более позднее...

* Для интересующихся вопросом сообщим, что на шасси ГАЗ-АААА не ставили бронекорпусов.
Существовали опытные трехосные БА - ГАЗ-ТК, БА-21 (ГАЗ-21) и БА ЛБ-23(НАТИ-ГАЗ-22)

От DM
К Игорь Гостев (11.03.2004 18:41:31)
Дата 11.03.2004 21:08:49

Спасибо! (-)


От Игорь Гостев
К DM (11.03.2004 12:28:42)
Дата 11.03.2004 14:14:31

ГАЗ-ТК

>На этом папелаце третья (добавленная) ось верущая или паразитная? Если ведущая - то в чем заключается переделка моста? Если нет - то зачем она нужна? Проходимость добавляется?

Третья ось "паразитная", так как машина делалась как копия с американских разработок по повышению проходимости с использованием "лент Чейза". Эксплутироваться она должа была по слабым грунтам в полугусеничном варианте. В СССР этими разработками серьезно занимался профессор Ветчинкин.

С уважением, Игорь Гостев