От Андриянов Петр
К All
Дата 02.01.2004 12:40:26
Рубрики WWII;

1945, март. Район оз. Балатон

1945, март. Район оз. Балатон.
В очень давней телепередаче участником событий было рассказано следующее:
В начале 1945 года комфронта маршал Толбухин отозвал с передовой лучших людей фронта, которых хотел сберечь до окончания войны. Среди них многие были Героями Советского Союза. Война для них фактически закончилась.
Но обстановка сложилась таким образом, что именно эти люди, как последний и надежный резерв, были брошены в критическую минуту против прорывавшихся немецих танков.
Дословно я помню такую фразу:
- У нас не было ни одного автомата. Были только ПТР и ручные пулеметы, с которых мы сами снимали заводскую смазку. Потом очень быстро на автомашинах нас перебросили к месту прорыва немецких танков.
Далее следовало описание боя, в результате которого танки были остановлены на последнем рубеже. Потери были, конечно, большими.
Больше я об этом нигде не читал. Достоверность сказанного не вызывает у меня сомнений.
Есть ли документальное подтверждение этим событиям?


От Коллега
К Андриянов Петр (02.01.2004 12:40:26)
Дата 02.01.2004 15:05:58

Re: 1945, март....

Привет, нельзя говорить о ГСС (в 44 молодых офицеров- героев) начали отправлять в Академии, но то, что Толбухин бывалых вояк концентрировал вместе, и потом их и бросили в мясорубку- факт
С уважением, Коллега
http://spartrock.narod.ru/

От tic
К Коллега (02.01.2004 15:05:58)
Дата 02.01.2004 22:07:24

Re: 1945, март....

>Привет, нельзя говорить о ГСС (в 44 молодых офицеров- героев) начали отправлять в Академии, но то, что Толбухин бывалых вояк концентрировал вместе, и потом их и бросили в мясорубку- факт
>

А куда их надо было отправлять. И если не их , то кого. Маршевые роты.

От Андриянов Петр
К Коллега (02.01.2004 15:05:58)
Дата 02.01.2004 16:22:18

Re: 1945, март

Спасибо всем ответившим!

От Corporal
К Андриянов Петр (02.01.2004 12:40:26)
Дата 02.01.2004 14:42:15

воспоминания Шелепова Ивана Игнатьевича

" Иван Игнатьевич - участник Балатонского сражения.

- Иван Игнатьевич, не могли бы рассказать поподробнее о том сражении, так сказать взглядом "снизу"?

- Вообще, историю лучше начать с того, что незадолго до тех венгерских событий, по армии пошел слух, что отбирают солдат у кого не менее трех ранений (за всю войну Иван Игнатьевич был ранен четыре раза - Валера). Говорили, что ожидают войны с Америкой и нужны опытные кадры, а количество ранений - это как гарантия, как знак качества. И действительно, к нам в батальон приехал майор, всех построили и он по списку отобрал нескольких человек, и меня тоже. Посадили всех в машину и повезли. В учебку - младших лейтенантов готовить. Но поучиться мне там довелось, дай Бог памяти, с месяц. Нас вдруг всех построили, раздали оружие, посадили в машины и куда-то повезли. Привезли на поле и приказали рыть окопы. Кроме винтовок и ручных гранат - никакого вооружения. На всю роту - два ручных пулемета. Где мы, кто соседи, кто сзади, где артиллерия - ничего неизвестно. То, что это рядом с "передком" - понятно было сразу по сильному гулу и близким разрывам. Ротный носился и орал чтоб окапывались бешено. А все едино не успели мы! Мы еще ничего толком отрыть не успели, как сначала над нами прошли на бреющем "Мессеры", а вслед за ними "Штукасы". Но они почему-то прошли мимо в сторону какого-то городишки справа от нас. Там их встретили наши и завели сильный бой.

Звуки разрывов приблизились и сквозь них я, вроде, стал различать рокот моторов - танки! Наша позиция проходила на обратном склоне большого холма. Я постояннол глядел на этот гребень. Тут я увидел, что наша разведка перевалила за гребень и бежит к нам. Подбежали к ротному, что-то ему объясняли, тот выслушал и тут пошла команда "Приготовиться к отражению танковой атаки!", хотя мы это и так уже все понимали - "зеленых" среди нас не было. Все мы попрятались в отрытые полутраншеи-полуокопы-полуровики, постарались замаскироваться веками, дерном, чем попало.

Конечно, мы понимали, что это почти верная смерть - у нас ни пулеметов, ни пушек, против танков мы были практически бессильны. Были гранаты, но подбить танк гранатой очень сложно!

- А в чем сложность?

- А в том, что он железный, а ты нет. Он по тебе стреляет из пушки и из пулеметов. А ты должен ползти на него. А он может просто раздавить тебя. Подбить танк вообще очень сложно, а подбить его гранатой - особенно. Если экипаж "зеленый", то у тебя еще есть шансы, а если в нем сидят матерые волки - практически невозможно. К сожалению, ты об этом узнаешь только тогда, когда он вдруг резко разворачивается и давит тебя. Или из пулемета. Да и что значит подбить? У нас были противотанковые гранаты, но тяжелые танки они не брали. Да и не каждая граната подожжет его! Тут нужна выучка, хладнокровие и точный расчет. У тебя мало шансов подобраться к танку, но еще меньше шансов убраться восвояси, если ты его не смог подбить. Чаще всего подбивали ему гусеницу. Тогда можно попробовать сунуть ему фугас. Но экипаж может не покинуть танк, а продолжать вести огонь. Танк нужно обязательно сжечь.

А в тот раз у нас даже бутылок не было (имеется ввиду "Коктейль Молотова" - Валера). Только гранаты, да и то, по большей части "феньки". В этот момент на гребне показались какие-то люди, бежавшие со всех ног на наши позиции. Это значило, что фронт окончательно прорван и на нас шла лавина танков и мотопехоты.

- А почему именно мотопехоты?

- Немцы часто так делали - сопровождали танки мотопехотой. Оттого и удары у них получались очень сильные.

- А потом что?

- А потом показались немецкие танки. Штук десять сразу - шли на весьма хорошей скорости и стреляли из пулеметов по нашей пехоте. У меня тогда еще в голове пронеслось "Вот ОНО!" - дурацкая мысль. Это действительно очень страшно - танковая атака! Они даже стреляли из пушек не останавливаясь. Это очень сильно действует на новичков, хотя результаты от такой стрельбы почти нулевые. Но на психику действует безотказно! Я тоже поддался, хотя у меня уже был опыт подобных атак. Я знал, что тут главное не побежать, но ноги сами просились. Мы должны были пропустить танки сквозь себя и задержать мотопехоту. Но танки развернулись и пошли вдоль наши позиций, просто давя нас. Я увидел, что один из них подорвался на мине...

- А мины откуда?

- Саперный взвод только и успел дорогу заминировать. На тех минах два танка подорвалось, один сгорел, а второй, с развороченными катками, еще долго стрелял, пока его не окружили и не сожгли. Я вот скажу, что это звучит геройски, но ничего геройского в том бою не было. Я просто увидел немецкую Пантеру с красными гусеницами. Это от крови, но я это потом только понял. А тогда я вообще не помню о чем думал. И вообще тот бой я помню смутно. Мне засчитали один танк, но я не уверен, что это действительно "мой" танк. Скорее всего, командованию нужны были живые герои, а не мертвые. Поэтому в госпитале (это было последнее ранение Ивана Игнатьевича - в том бою он потерял ногу - Валера) меня наградили орденом Славы.

Я потом был однажды в тех местах (венгерский город Комарно - Валера). В 85-м году нас возили туда на праздник Победы. Посетил кладбище. А там кругом могилы и на всех выгравирована одна дата - 19 февраля 1945 год. Вот такие дела. "

http://www.iremember.ru/infantry/shelepov/shelepov_r.html

От Дм. Журко
К Corporal (02.01.2004 14:42:15)
Дата 08.01.2004 00:28:53

"Говорили, что ожидают войны с Америкой и нужны опытные кадры" (-)


От Роман Алымов
К Андриянов Петр (02.01.2004 12:40:26)
Дата 02.01.2004 14:36:30

Я другое слышал, но похожее (+)

Доброе время суток!
>В начале 1945 года комфронта маршал Толбухин отозвал с передовой лучших людей фронта, которых хотел сберечь до окончания войны. Среди них многие были Героями Советского Союза. Война для них фактически закончилась.
****** Не специально отозванные, а просто войсковые курсы младшего комсостава, на которых были естественно собраны люди опытные и много повоевавшие. Их-то по обстановке и поставили прорыв затыкать, они конечно много набили (в том числе всякими фокусами типа стрельбы из ПТР в днище танка и т.д) но и сами почти все там легли. Вот кто рассказывал - не помню, как бы не сосед-ветеран, надо его спросить при случае. Вообще видимо это распространённая история.


С уважением, Роман