От Mole Man
К Лейтенант
Дата 22.12.2003 16:36:24
Рубрики Древняя история; 11-19 век; Байки; Загадки;

Я не ошибусь, если предположу,...

...что слово "Бортенево" вы услышали первый раз сегодня из моего постинга?

(или из исторической справки Мелхиседека:
"в 1317 году Великий князь владимирский и князь тверской Михаил Ярославич в битве у с. Бортенева (в 40 верстах от Твери) разбил московского князя Юрия Даниловича.")?

Ниже была ветка - а надо ли знать историю?
И что "15% читающих хотя бы науч.-поп. и 3% посещающих музеи -- есть грустно".

Читайте хотя бы научно-поп. литературу!
Уж на чтение летописей и не надеюсь:)

Тогда и на исторические батальные полотна по другому смотреть будете.

От Лейтенант
К Mole Man (22.12.2003 16:36:24)
Дата 22.12.2003 16:45:39

Ошибетесь

>...что слово "Бортенево" вы услышали первый раз сегодня из моего постинга?

Ошибетесь

>(или из исторической справки Мелхиседека:
>"в 1317 году Великий князь владимирский и князь тверской Михаил Ярославич в битве у с. Бортенева (в 40 верстах от Твери) разбил московского князя Юрия Даниловича.")?

А вот показ неучастия татар в бою (стоят и наблюдают) - это к психаналитику

>И что "15% читающих хотя бы науч.-поп. и 3% посещающих музеи -- есть грустно".

И что прескорбно, как уже отмечалось часть читающих - читают Резуна, а часть посещаюсь знакомятся с полотнами типа "Ржевской панорамы".

>Тогда и на исторические батальные полотна по другому смотреть будете.

Может и Глазунова - исторически-батальные полотна?

От Mole Man
К Лейтенант (22.12.2003 16:45:39)
Дата 22.12.2003 17:28:49

Не знаю, доставит ли вам несказанное удовольствие такой штрих.

Перед тем, как рисовать картину в ДВЕНАДЦАТЬ с половиной квадратных метров, художником Беловым, естественно, сначала был нарисован эскиз углем в натуральную величину.
Эскиз этот себе позже забрало тверское историко-этнографическое общество "Белый волк".
(Белый волк на картине нарисован у коня Михаила Тверского.)
Кто-то этих ребят называет "этнографами", кто-то "националистами", тем более, что они вовсю развивают русские стили рукопашного боя - см. www.buza.ru.

Эскиз этот вывешивали они по особо торжественными случаях на своих собраниях. По будням его аккуратно сворачивали и убирали в подсобку - чтобы не выцветал.
Эскиз был проклеен казеином. В подсобку пробрались мыши. И полностью, дотла, сожрали весь эскиз.
На очередное торжество "Белые волки" извлекли из подсобки лишь обглоданную раму.

На картине на щите Михаила Тверского изображен символ, эдакий тверской инь-ян,- белый волк пожирает серого волка. После этого случая нашлись остряки, которые сказали, что теперь надо рисовать так - серая мышь пожирает белого волка.

Да кстати, "тверская национальная идея", как известно, становится "ОБЩЕРОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ":

--------------------------------------------

Тверская газета "Караван+Я". 15 декабря 1999 года.

ТВЕРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ СТАНОВИТСЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ

Поиски русской национальной идеи продолжаются уже не один десяток лет. Выкарабкавшись из коммунистической идеологии, страна до сих пор пребывает в идеологическом хаосе. У каждой группы людей, у каждой партии или движения своя доктрина. Их разобщенность, разнонаправленность векторов их сил заставляют страну топтаться на месте как в экономическом плане, так и в политическом. Сравнительно недавно у подавляющего большинства российских граждан появился общий сплачивающий фактор - война с терроризмом на Северном Кавказе. Во время войны нации обычно сплачиваются, и в этом, возможно, основной позитивный момент всякой войны. Но на голом милитаризме национальная идея долго не протянет. Ее все-таки нужно формулировать, и, более того, нужно выявлять и культивировать носителей национальной идеи. Эти группы людей или организации раньше были очень немногочисленны, но с каждым годом их становилось все больше и больше. И сейчас наступает время, когда их критическая масса начинает определять общее направление движения всего общества, всей страны.
В Твери есть организации и люди, которых по праву можно назвать носителями национальной идеи. В конкретном смысле одна из таких организаций является носителем и продолжает русскую национальную традицию. Даже ее название - клуб "Белый волк" - и эмблема в виде боевого белого волка возникли не случайно.
Это название сначала появилось в одной тверской газете. Так был озаглавлен материал о тверском этнографическом клубе русских боевых традиций, возглавляемом историком Григорием Базловым. Под таким же наименованием - "Белые волки" - накапливалась информация о тверских парнях-этнографах в аналитической службе американской разведки. Дело в том, что американцы очень хорошо понимают, какую роль играет национальная идея, национальная традиция. И очень внимательно следят за любыми проявлениями русской национальной традиции. Честно говоря, американцы откровенно противодействуют возникновению русской национальной идеи, потому что сильная Россия им не нужна. И, более того, она сразу же выявит всю убогость американской национальной идеи. В общем, на момент выбора названия клуба его членов в определенных кругах уже называли "Белые волки". И это имя оказалось самым точным. Во-первых, белый волк очень популярен как воинский символ во многих славянских мифологиях. Во-вторых, это положительный символ государственного начала. Волк в русских сказках - это помощник мужчины, героя. В-третьих, предполагается, что волки в древности выполняли боевые функции. Это отражено в известной картине "Бортеневская битва" тверского художника Николая Белова - белый боевой волк рядом с белым конем, на котором возглавляет атаку своих дружин Великий князь Михаил Ярославич Тверской. В общем, Белый волк как символ и как клуб русских боевых традиций стал хорошо известен не только в Твери и городах Тверской области, но и в Москве, и в Питере, и на Урале. Если говорить в общем, то члены клуба культивируют традиционную русскую национальную культуру. Это выражается в изучении традиционных тверских ремесел, в собирании тверского фольклора, и непосредственно в освоении традиций русского кулачного боя. Ребята организуют народные святочные и масленичные гулянья. Ежегодно выезжают на бои "стенка на стенку" в другие города. В частности, в Питере "Белые волки" выставляют свою стенку, и она считается тверской и московской, потому что в Москве традиционная русская боевая культура не так сильно развита. В питерских стеночных боях тверская стенка участвует уже 10 лет, и ни разу "Белые волки" не проигрывали. В последние годы клуб "Белый волк" стал одной из самых многочисленных общественных организаций Тверской области, его стали замечать власти и даже конкретным образом ему помогать.
И параллельно с "Белыми волками" в общественной жизни Твери стало развиваться национальное самосознание. Его носителями явились многие общественные и молодежные организации, такие, как "Витязи", "Тверское казачье общество". Фактически в рядах тверской молодежи уже живут ростки русской национальной идеи. Они базируются в первую очередь на сильном, мощном характере, достаточной внутренней свободе и, самое главное, на самоуважении и гордости за свой народ, за свою культуру. "Белые волки" на практике знают, что русские боевые традиции превосходят всяческие восточные и западные единоборства. Это подтверждается уже тем, что русская армия, русский солдат не проиграли ни одной войны. Тверские казаки гордятся тем, что их прадеды сначала завоевали всю Сибирь, а на Дальнем Востоке охраняли рубежи России и в одиночку, с помощью казацкой шашки, расправлялись с десятком самураев. Этому есть реальные исторические подтверждения. И почти что каждый тверской житель прекрасно знает, что первую на Руси победу над татарами одержал Великий князь Михаил Ярославич Тверской в Бортеневском урочище, разгромив при этом еще и несколько московских полков, которые выступили против Твери вместе с татарами. На эту тему и написано батальное полотно Николая Белова "Бортеневская битва", которое стало одним из символов города Твери.
Поэтому не стоит удивляться, что Тверь становится центром возрождения русской национальной идеи. Именно в Твери общемировые либеральные ценности смогут опереться на национальную русскую традицию, и в этом сочетании проявится истинный русский характер. Свободный от иностранных догм, осознающий свое величие и силу. Характер свободных людей, живущих хозяевами на своей земле. И эта могучая русская идея свободы, основанная на национальных традициях, в ближайшем будущем станет для России общеобъединяющей.

Борис Антропьев

От Sav
К Mole Man (22.12.2003 17:28:49)
Дата 22.12.2003 17:47:47

Уже доставило :)

Приветствую!

> В-третьих, предполагается, что волки в древности выполняли боевые функции. Это отражено в известной картине "Бортеневская битва" тверского художника Николая Белова - белый боевой волк рядом с белым конем, на котором возглавляет атаку своих дружин Великий князь Михаил Ярославич Тверской.

Ага, а для пущей историчности и символичности москалям не хватает серого боевого зайца. На цепях, по Кошкину.

От Mole Man
К Sav (22.12.2003 17:47:47)
Дата 22.12.2003 18:19:08

древнерусская символика

>> В-третьих, предполагается, что волки в древности выполняли боевые функции. Это отражено в известной картине "Бортеневская битва" тверского художника Николая Белова - белый боевой волк рядом с белым конем, на котором возглавляет атаку своих дружин Великий князь Михаил Ярославич Тверской.
> Ага, а для пущей историчности и символичности москалям не хватает серого боевого зайца.

Дело в том, что в Твери волк был и правда геральдическим символом. В частности, он ОЧЕНЬ широко чеканился на тверских монетах - и на серебряных, и особенно на медных. Как выглядела тверская монета с "белым волком" можно к примеру посмотреть на моем сайте xlt.narod.ru/default.html
или на другом моем сайте, медные монеты:
russianchange.narod.ru/gaid/tvmb7.html
russianchange.narod.ru/gaid/tvmb1.html
russianchange.narod.ru/gaid/tvc11.html
russianchange.narod.ru/gaid/tvc9.html
и т.д. и т.п.

А вот древнерусских монет с зайцами я не видывал (а уж каких я только не выдывал).
Не русский это символ:(
Плейбойский скорее.

От Паршев
К Mole Man (22.12.2003 18:19:08)
Дата 23.12.2003 02:45:06

Геральдическим символом Твери был козёл, между прочим,

хотя по нынешним временам это и неполиткорректно звучит.

От Роман Храпачевский
К Mole Man (22.12.2003 18:19:08)
Дата 22.12.2003 18:42:14

Re: древнерусская символика

>Дело в том, что в Твери волк был и правда геральдическим символом. В частности, он ОЧЕНЬ широко чеканился на тверских монетах - и на серебряных, и особенно на медных.

В Твери и с двуглавым орлом монеты чеканили. Так что же - перед тверской ратью они и двуглавого орла пускали ?

http://rutenica.narod.ru/

От Sav
К Mole Man (22.12.2003 18:19:08)
Дата 22.12.2003 18:37:53

Да на здоровье

Приветствую!

>Дело в том, что в Твери волк был и правда геральдическим символом. В частности, он ОЧЕНЬ широко чеканился на тверских монетах - и на серебряных, и особенно на медных. Как выглядела тверская монета с "белым волком" можно к примеру посмотреть на моем сайте xlt.narod.ru/default.html

У Владимира Андреевича Серпуховского на монетах вообще кентавр был - это что значит, он на войну с собой водил боевого кентавра?

И кстати, каково назначение ридикюля, который болтается через плечо у бегущего бойца в левой части картины? Уж больно знакомая вещь, только не пойму, зачем ему ЭТО?

От Chestnut
К Mole Man (22.12.2003 18:19:08)
Дата 22.12.2003 18:24:56

Re: древнерусская символика

>А вот древнерусских монет с зайцами я не видывал (а уж каких я только не выдывал).
>Не русский это символ:(
>Плейбойский скорее.

Кстати, плейбойским он стал не просто так, а именно отражая особую силу и выносливость (узконаправленную, правда :))) Так таки нерусский символ? :))

От Mole Man
К Chestnut (22.12.2003 18:24:56)
Дата 22.12.2003 19:11:41

заяц

>>А вот древнерусских монет с зайцами я не видывал (а уж каких я только не выдывал).
>>Не русский это символ:(
>>Плейбойский скорее.
>Кстати, плейбойским он стал не просто так, а именно отражая особую силу и выносливость (узконаправленную, правда :))) Так таки нерусский символ? :))

Не встречал я зайцев в древнерусской геральдике :(
Ни на монетах, ни в книгах :((
Только в сказках.

От Chestnut
К Mole Man (22.12.2003 19:11:41)
Дата 22.12.2003 19:49:16

Имеется в виду сила "в постели" )))) (-)


От Михаил Денисов
К Mole Man (22.12.2003 17:28:49)
Дата 22.12.2003 17:37:37

эээ..а с каких это пор такое глупенькое язычество претендует

на "Национальую идеологию"?
Ведь это даже не впечатляет, это просто смешит

От Дмитрий Козырев
К Mole Man (22.12.2003 17:28:49)
Дата 22.12.2003 17:37:23

Мне бы доставила большее удовольствие информация о (+)


>развивают русские стили рукопашного боя - см. www.buza.ru.

... том с какой радости приемы этой новодельной "школы" переносятся автором в штыковой рукопашный бой в ржевских траншеях?

>(Белый волк на картине нарисован у коня Михаила Тверского.)

И это называется 100% ист. достоверность???

От Бульдог
К Mole Man (22.12.2003 17:28:49)
Дата 22.12.2003 17:37:11

да уж, штрих так штрих ...

чего только не увидишь в местечковых газетах
Мне вобльше всего вот это понравилось:
>--------------------------------------------

>Тверская газета "Караван+Я". 15 декабря 1999 года.
Это подтверждается уже тем, что русская армия, русский солдат не проиграли ни одной войны. Тверские казаки гордятся тем, что их прадеды сначала завоевали всю Сибирь, а на Дальнем Востоке охраняли рубежи России и в одиночку, с помощью казацкой шашки, расправлялись с десятком самураев. Этому есть реальные исторические подтверждения.


От Mole Man
К Бульдог (22.12.2003 17:37:11)
Дата 22.12.2003 18:25:32

Тверской патриотизм в местной прессе

>чего только не увидишь в местечковых газетах

Это точно. Вот еще:

-------------------------------------------------------

"Тверская жизнь"
5 сентября 2003 года Пятница, N.162 (25.293)

СТОЛИЧНАЯ СУДЬБА ТВЕРИ

О том, что тверитяне к Москве и москвичам всегда относились, мягко говоря, без особой симпатии, известно давно и проверено на многочисленных выборах. Помимо давних исторических корней у этой нелюбви есть и более близкие причины, например, память о «колбасных» электричках, на которых мы были вынуждены возвращать «на родину» продукцию наших мясокомбинатов, и о «101-м километре», превратившем нашу область в зону отбросов столичной преступности. Да и нынешний «кричащий» разрыв между нашим и столичным уровнем жизни, затягивающий на жесткие московские орбиты наиболее способную тверскую молодежь, любви к непомерно зазнавшейся соседке нам не прибавляет.

Ну а как Москва-то к нам относится, не задумывались? Может, просто не замечает нас столица как всего лишь одну из 88 подвластных ей провинций?
Да нет, вряд ли. Если главная, самая парадная улица Москвы, упирающаяся в державный Кремль, называется Тверской, а есть еще Тверской бульвар, Тверская застава и целый веер Тверских-Ямских улиц и даже самый знаменитый межмуниципальный суд в Москве опять же Тверской - куда ж от этого денешься? А имя - вещь привязчивая, тесно связанная с подсознанием и много еще с чем. Москвичи словно чувствуют, что «Тверь» звучит основательно, твердо, резко -в сущности куда более подходяще для столицы, чем ее нынешнее как бы квакающее прозвание.
А может, кое-кто и сознает, что именно Тверь, а не Москва по справедливости должна была стать столицей. Разве не здесь, в Твери, впервые стала по-настоящему выкристаллизовываться идея русского единства - в ту пору, когда раболепствующие московские князья еще верой и правдой служили ордынским ханам, не гнушаясь ролью карателей по отношению к недостаточно покорным Орде русским землям? И расположена-то она во всех отношениях лучше, ближе к чистым истокам, где издревле пересекались торговые пути, узлом которых сподручнее было бы стягивать разбредшиеся русские земли - и Новгород с Псковым, и ушедшие под Литву Смоленск и Полоцк, и волжские города.
Мы-то знаем, почему Тверь не стала и (не будем себя обманывать) никогда не станет российской столицей. Современная историография по сложившейся в той же Москве традиции не любит вспоминать, каким образом тверские князья, среди которых встречались люди исключительных государственных достоинств, не чуждые к тому же рыцарского духа, проигрывали московским князьям, замечательным главным образом своей подлостью и умением улестить ордынцев, дабы завладеть вожделенным ярлыком на великое княжение.
Конечно, державные властители стремились заглушить эту память, требуя, чтобы в учебниках истории эти события описывались без ущерба для московской чести. Но историческая правда пробивается, как трава сквозь асфальт. Не для того ли, чтобы ее затоптать, пренебрежение к Твери подчас носит такой подчеркнутый характер, как у победителей к побежденным? Порой Москва нас словно бы не слышит.
Взять хоть историю с тверским колоколом, о которой мы уже не раз писали. Напомню ее суть: в XV веке, когда Великое Тверское княжество было окончательно завоевано Москвой, победители вывезли к себе большой колокол Спасо-Преображенского собора, чтобы подчеркнуть тем самым обреченность Твери на безгласие. В 1990 году, когда Тверь вернула себе историческое имя, тогдашний московский мэр Гавриил Попов пообещал вернуть колокол, конечно, символически, поскольку тот древний найти уже невозможно. Тверское народное собрание четыре года назад вспомнило об этом обещании. В Москву пошло соответствующее письмо. В ответ - молчание. У этой истории было маленькое продолжение. Года полтора назад я предложил одной газете, поддерживаемой московской мэрией, статью об этой истории. Так вот, редакция ее отвергла, усмотрев в ней ни много ни мало как «региональный шовинизм». От изумления я даже не нашелся, что ответить. Статья содержала вполне разумное, на мой взгляд, предложение: провести церемонию возвращения колокола как знак окончательного примирения столицы и провинции, как символ того самого единства России, о котором будто бы пекутся создатели одноименной партии. Где же тут шовинизм?
Лично у меня вражде к Москве и взяться-то неоткуда. В столице проходили мое отрочество и юность, здесь я учился, женился, здесь жили мои родители. Конечно, Тверь, с которой связан вот уже сорок лет, для меня дороже. Но и Москву я любил. Правда, не нынешнюю, растоптанную штиблетами, нуворишей и раскатанную их «Мерседесами», а старую интеллигентную столицу с ее театрамм, музеями, старыми квартирами коренных москвичей, которых теперь выгнали на «спальные» окраины. Не могу без боли смотреть на нынешний центр Москвы, благородную архитектуру которого задавили тяжеловесные офисные здания и крикливо-безвкусное супердорогое жилье. Здесь теперь обитают «новые москвичи», в большинстве своем не имеющие ни московских, ни каких иных корней, - разбогатевшие «архаровцы», оккупировавшие центр столицы явно не из любви к истории.
Я знаю, что многие коренные москвичи испытывают схожие чувства. Их любимый город исчезает на глазах, а разбухающий ныне чванливый мегаполис, все далее уходящий от все еще бедной несытой России, - это уже нечто другое. И сегодня объективно ничего хорошего соседство с ним не сулит. Взгляните хотя бы на ближайшие к Москве районы и увидите захваченное богатыми «дачниками» побережье Московского моря (почему его вообще Московским-то называют?), куда местным жителям доступ уже закрыт, свихнувшиеся на обслуживании столичных наркоманов Кимры, и много еще чего в том же роде. Да и политика федерального центра не очень-то помогает нам сохранять самобытность и блюсти интересы нашей земли. Вот и областного телевидения нас практически лишают, загоняя местные передачи в узенькие рамки новостных программ.
Именно в этом ракурсе следует оценивать все попытки завоевания тверского политического пространства московскими бизнесменами и политиками,как правило, явно не первого плана. До сих пор нам удавалось отбиваться от них более или менее успешно. Но давление явно нарастает, и нынче снова кто-то будет пробиваться через Тверь на думский олимп, а уж о желающих володеть нами непосредственно через губернаторские выборы мы уже и сейчас наслышаны. Представления их о земле, которой они якобы собираются служить, не отличаются глубиной. Да и к чему им глубина, если задача у них проста до примитивности: включить Тверскую область в зону своих интересов, дабы успешнее выкачивать из нее все имеющиеся здесь ресурсы - природные, экономические, человеческие, подключив их либо к собственному, либо к спонсирующему их бизнесу, сосредоточенному в столичном мегаполисе. Будущее этой земли их не интересует и не может интересовать. Сулить золотые горы, сыпать деньгами - это они умеют. Но «бойтесь данайцев, дары приносящих». Именно такого троянского коня пытаются нам ныне подсунуть щедрые на обещания господа Зубов и Зеленин. Будут, наверное, и другие.
Нам же нужно прямо обратное: власть, живущая интересами нашей земли, связанная с этой землей пуповиной и уже в силу этого способная противостоять вовлечению в околостоличный губительный водоворот. Тут нужны и сила, и хитрость, и опытность. А самое главное - не предвыборно-плакатный, а подлинный, проверенный делами тверской патриотизм, который, надо полагать, свойственен и всем нам.

Сергей ГЛУШКОВ

От bankir
К Mole Man (22.12.2003 18:25:32)
Дата 22.12.2003 18:35:24

Ну, если Вы черпаете свой патриотизм

...из коряво слепленой заказной статьи к местным выборам, то это многое обьясняет ...

*********************************
Впрочем об этом я еше до войны говорил с господином окружным начальником (С)

От Mole Man
К bankir (22.12.2003 18:35:24)
Дата 22.12.2003 19:26:18

откуда я черпаю свой патриотизм

Да ниоткуда я его не черпаю.

А статьи привел, чтобы показать - вот в каких-то 167 км от Москвы до сих пор народ и Бортенево помнит, и кто против татар первый поднялся, и прочие исторические давно забытые за ненужностью подробности.
А такой непонятный московским исследователям феномен как "тверское самосознание" хорошо описал в применении к средним векам и автор лучшей книги по истории Твери Эккехард Клюг ("Княжество Тверское 1247-1485 гг.", Тверь 1994, 432 стр.).
Позже, правда, автор этой превосходной книги по тверской истории стал депутатом Германского парламента, что вызвало ряд комментариев в российской прессе (Статьи "Беда, коли блины начнет печи сапожник..." ,"Блины тверские" и т.д.)
Мол, что может какой-то там немец понять в загадочной русской душе?
Но местная пресса вот показывает - "тверское самосознание" в природе есть, и на нем вполне можно играть.

От VVVIva
К Mole Man (22.12.2003 19:26:18)
Дата 22.12.2003 19:47:58

Re: откуда я...

Привет!

>А статьи привел, чтобы показать - вот в каких-то 167 км от Москвы до сих пор народ и Бортенево помнит, и кто против татар первый поднялся, и прочие исторические давно забытые за ненужностью подробности.

ну Тверь не первой поднялась. переяславль тоже пытался при Дм.Алекс. и даже кого-то из татар побили, но конечный результат тот же, что и у тверичей. ь

Владимир

От bankir
К Mole Man (22.12.2003 19:26:18)
Дата 22.12.2003 19:33:28

Вы либо необычайно наивны, либо просто шутите....

>А статьи привел, чтобы показать - вот в каких-то 167 км от Москвы до сих пор народ и Бортенево помнит, и кто против татар первый поднялся, и прочие исторические давно забытые за ненужностью подробности.
>Позже, правда, автор этой превосходной книги по тверской истории стал депутатом Германского парламента, что вызвало ряд комментариев в российской прессе (Статьи "Беда, коли блины начнет печи сапожник..." ,"Блины тверские" и т.д.)
>Мол, что может какой-то там немец понять в загадочной русской душе?
>Но местная пресса вот показывает - "тверское самосознание" в природе есть, и на нем вполне можно играть.

...на самом деле, это показывает , какой урон понесла история как наука в результате использования ее с конца 80-х годов в качестве популярного политического орудия...


******************************************
Впрочем об этом я еше до войны говорил с господином окружным начальником (С)

От Chestnut
К Mole Man (22.12.2003 18:25:32)
Дата 22.12.2003 18:34:49

а "тверитяне" - это теперь так надо говорить? Не "тверичи"? (-)