От Алексей Мелия
К GAI
Дата 20.11.2003 11:30:20
Рубрики Политек; 1917-1939;

Re: "Большой террор"...

Алексей Мелия

>Насчет однозначно или неоднозначно - не знаю.Однако вновь начались гонения на православных священников (а среди них, как для меня лично было удивительным, оказалось много участников войны),закрытия церквей и прочие мероприятия административного характера, направленные на ограничение церкви.

Было закрытия церквей и было открытие, за 1945-1953 число действующих храмов практически не изменилось. Но до 1949 года был рост, потом закрытие приобладало над открытием.

Значительно более важно то, что РПЦ с помощью властей преодолела внутренние расколы (покончила с "обновленцами") и прижала униатов. С той же помощью властей было востановлено каноническое общение с польской православной церковью.


>Кстати, я в прошлом году был в Переяславле-Залесском, и по словам местного экскурсовода, часть церковных зданий там была взорвана в 42 году.Что меня лично поразило, я даже специально переспросил, правильно ли понял

Непонятно как это сочитается с тем, что Вы говорили ранее.

http://www.military-economic.ru

От GAI
К Алексей Мелия (20.11.2003 11:30:20)
Дата 20.11.2003 11:48:30

Re: "Большой террор"...

>Алексей Мелия

>>Насчет однозначно или неоднозначно - не знаю.Однако вновь начались гонения на православных священников (а среди них, как для меня лично было удивительным, оказалось много участников войны),закрытия церквей и прочие мероприятия административного характера, направленные на ограничение церкви.
>
>Было закрытия церквей и было открытие, за 1945-1953 число действующих храмов практически не изменилось. Но до 1949 года был рост, потом закрытие приобладало над открытием.

>Значительно более важно то, что РПЦ с помощью властей преодолела внутренние расколы (покончила с "обновленцами") и прижала униатов. С той же помощью властей было востановлено каноническое общение с польской православной церковью.

Я не специалист в вопросах религии, просто (что касается послевоенного периода) видел по ТВ и читал несколько интервью с пострадавшими тогда священниками.Это их оценка (фактически единодушная), что церкви начали после войны активно перекрывать кислород.Лично мне все это кажется вполне логичным и объяснимым.Священники, кстати, все из РПЦ были

>>Кстати, я в прошлом году был в Переяславле-Залесском, и по словам местного экскурсовода, часть церковных зданий там была взорвана в 42 году.Что меня лично поразило, я даже специально переспросил, правильно ли понял
>
>Непонятно как это сочитается с тем, что Вы говорили ранее.

А никак не сочетается.Просто отдельно взятый факт без всяких обобщений.Меня лично поразил факт, что в 1942 году властям было больше нечем заниматься, как взрывать здания монастыря (он там вдобавок ко всему памятник старины)


>
http://www.military-economic.ru

От Алексей Мелия
К GAI (20.11.2003 11:48:30)
Дата 20.11.2003 12:34:06

Re: "Большой террор"...

Алексей Мелия

>Я не специалист в вопросах религии, просто (что касается послевоенного периода) видел по ТВ и читал несколько интервью с пострадавшими тогда священниками.Это их оценка (фактически единодушная), что церкви начали после войны активно перекрывать кислород.Лично мне все это кажется вполне логичным и объяснимым.Священники, кстати, все из РПЦ были

Отношение изменилась по сравнению с тем, которое было до войны. РПЦ стало союзником государства, но коммунисты и комсомолецы считались более полезными для государства, чем православные верующие. Тот же опыт войны об этом говорил. Поэтому рост религиозных настроений после войны и не приветствовался и ограничивался, но противником церковь быть перестала.

http://www.military-economic.ru

От GAI
К Алексей Мелия (20.11.2003 12:34:06)
Дата 20.11.2003 12:41:24

Re: "Большой террор"...

>>Я не специалист в вопросах религии, просто (что касается послевоенного периода) видел по ТВ и читал несколько интервью с пострадавшими тогда священниками.Это их оценка (фактически единодушная), что церкви начали после войны активно перекрывать кислород.Лично мне все это кажется вполне логичным и объяснимым.Священники, кстати, все из РПЦ были
>
>Отношение изменилась по сравнению с тем, которое было до войны. РПЦ стало союзником государства, но коммунисты и комсомолецы считались более полезными для государства, чем православные верующие. Тот же опыт войны об этом говорил. Поэтому рост религиозных настроений после войны и не приветствовался и ограничивался, но противником церковь быть перестала.

Возможно, Вы в этом правы.Я хотел только подчеркнуть, что в годы войны (когда церковь, как посчитали, нужна в качестве союзника) ей дали бОльшую свободу, чем в послевоенные годы, когда отыграли назад (возможно не до конца)

>
http://www.military-economic.ru

От Алексей Мелия
К GAI (20.11.2003 12:41:24)
Дата 20.11.2003 12:56:49

Re: "Большой террор"...

Алексей Мелия

>Возможно, Вы в этом правы.Я хотел только подчеркнуть, что в годы войны (когда церковь, как посчитали, нужна в качестве союзника) ей дали бОльшую свободу, чем в послевоенные годы, когда отыграли назад (возможно не до конца)


Так не сразу после войны, а скорее с 1949 года. До этого рост приходов, потом сокращение. Но при этом совершенно не исключено что количество прихожан продолжало расти и их стало больше, чем во время войны.

Полагаю, что и во время войны не шла речь о помощи РПЦ в увеличении числа верующих, речь шла лишь об избежании лишних конфликтов с верующими. Поэтому вряд ли можно говорить о принципиальном изменении отношении к РПЦ после войны. Дальнейшее усиление, именно усиление влияния Церкви было ненужно.

Тем более что развернулась компания по борьбе с космополитизмом и дальнейшее усиление церкви могло выглядеть в глазах многих коммунистов как откровенное черносотенство.

http://www.military-economic.ru

От GAI
К Алексей Мелия (20.11.2003 12:56:49)
Дата 21.11.2003 04:43:05

Мы с Вами почти одно и то же говорим...

>Так не сразу после войны, а скорее с 1949 года. До этого рост приходов, потом сокращение. Но при этом совершенно не исключено что количество прихожан продолжало расти и их стало больше, чем во время войны.

>Полагаю, что и во время войны не шла речь о помощи РПЦ в увеличении числа верующих, речь шла лишь об избежании лишних конфликтов с верующими. Поэтому вряд ли можно говорить о принципиальном изменении отношении к РПЦ после войны. Дальнейшее усиление, именно усиление влияния Церкви было ненужно.

>Тем более что развернулась компания по борьбе с космополитизмом и дальнейшее усиление церкви могло выглядеть в глазах многих коммунистов как откровенное черносотенство.


Я думаю, что изменение отношения к церкви во время войны - не изменение генеральной линии (как нектоторые полагают), а временная и во многом вынужденная мера.Отпала необходимость в церкви - и советская власть вернулась к старому
>
http://www.military-economic.ru

От Алексей Мелия
К GAI (21.11.2003 04:43:05)
Дата 21.11.2003 10:40:22

Re: Мы с

Алексей Мелия

>Я думаю, что изменение отношения к церкви во время войны - не изменение генеральной линии (как нектоторые полагают), а временная и во многом вынужденная мера.Отпала необходимость в церкви - и советская власть вернулась к старому

При прежней генеральной линии - "церковь враг", в сложной ситуации речь шла бы усиление борьбы с церковью, как одним из центоров кристализации враждебных сил. Каким церковь была, например, весной 1930 года на Укаране. Тогда кстати считали весьма вероятным внешние вторжение.

Поодержка церковью политики власти в сложные периоды (иностранная интервенция и гражданская война, коллективизация) означало изменение политики в отношение церкви. Произошло же это в 1941 году.

Но совсем своей церковь не стала, хотя бы потому что готова открытием храмов на окупированной территории способствовать стабильности окупационного режима.

Но в любом лучае РПЦ стала лучшей из церквей и после войны у государства и церкви были общие противники: сектанство, католицизм.

Папа Пий беснуется,
а в лапах
держит крест и доллар золотой
чем земле иметь такого "папу",
лучше ей быть вовсе сиротой.

1950

http://www.military-economic.ru

От Pavel
К GAI (20.11.2003 11:48:30)
Дата 20.11.2003 11:58:54

Re: "Большой террор"...

Доброго времени суток!
>А никак не сочетается.Просто отдельно взятый факт без всяких обобщений.Меня лично поразил факт, что в 1942 году властям было больше нечем заниматься, как взрывать здания монастыря (он там вдобавок ко всему памятник старины)
Возможно здесь играли роль чисто военные соображения, такие как возможность использования колоколен в качестве ориентиров или наблюдательных пунктов.
С уважением! Павел.

От GAI
К Pavel (20.11.2003 11:58:54)
Дата 20.11.2003 12:01:32

Re: "Большой террор"...

>Возможно здесь играли роль чисто военные соображения, такие как возможность использования колоколен в качестве ориентиров или наблюдательных пунктов.

Дак насколько я понимаю, фронт до туда не дошел.Или я ошибаюсь?А взорвали там не только колокольню, но и все остальное тоже.

От Pavel
К GAI (20.11.2003 12:01:32)
Дата 20.11.2003 12:31:01

Re: "Большой террор"...

Доброго времени суток!
>Дак насколько я понимаю, фронт до туда не дошел.Или я ошибаюсь?А взорвали там не только колокольню, но и все остальное тоже.
Боялись, что может дойти, а все остальное заодно, "заставь дурака...".Вообще, конечно, странно, что в 42-м занимались такими делами из соображений борьбы с религией.
С уважением! Павел.

От GAI
К Pavel (20.11.2003 12:31:01)
Дата 20.11.2003 12:39:36

Re: "Большой террор"...

>Боялись, что может дойти, а все остальное заодно, "заставь дурака...".Вообще, конечно, странно, что в 42-м занимались такими делами из соображений борьбы с религией.

Не знаю, из каких соображений взрывали.Мне тоже показалось странным.Что им, в 42 году делать было нечего?Но экскурсовод клялась и божилась , что именно тогда