От Evg
К All
Дата 05.11.2003 12:20:45
Рубрики WWI; WWII; Современность; Армия;

Вот такой вопросец задали.

Ж/д колея в России иная нежели в Европе.
Вроде бы это сделали по прямому распоряжению Царя, дабы исключить неожиданное продвижение предполагаемых армий вторжения.
Но с другой стороны имелись "некоторые неудобства" в мирное время при ж/д перевозках.
Прошло уже много лет.
И вот вопрос. С нашей сегодняшней точки зрения стоила ли овчинка выделки.
Дейтвительно ли гемор с колесными тележками в мирное время окупился в военное.
Можно ли назвать решение Царя правильным и дальновидным. Или просто типа монаршья блажь, осложняющая жизнь его же подданным.
Вот такой вот вопросец.
8о))

Каково мнение общественности?

От Justas
К Evg (05.11.2003 12:20:45)
Дата 06.11.2003 11:23:21

А какая узкоколейка

российская стандартная, у нас пара сотен км до сих пор существует.
С уважением - Юстас

От JUP
К Justas (06.11.2003 11:23:21)
Дата 06.11.2003 11:25:23

750 мм(-)


От Alexey A. B.
К Evg (05.11.2003 12:20:45)
Дата 05.11.2003 18:24:40

О ж/д. колее.

Привет!

В европе 1435 мм -стандартная ширина шахтных путей для вагонеток. Чуть ли не с 15-16 вв. 9когда паровой машины и в проекте не было) используют.

1524 мм в России -на этот счет анекдот, когда к Николаю 1 пришел инженер и сросил насколько шире делать колею, царь наблюдал то ли парад, то ли развод и подразумевая "шире шаг", сказал "шире" и инженеру. Когда тот спросил "на сколько?", царь ответил: "на х...", имея в виду совсем другое.

а первая ж/д Спб - Царское село - гораздо шире. То ли 1600, то ли 1700 мм. Причем её (дорогу) перешили на стандартную ширину в конце 19 в.

Счастливо!

От Siberiаn
К Evg (05.11.2003 12:20:45)
Дата 05.11.2003 17:43:49

Короче аналог полный - это правый и левый руль. Резюме- правды нету нигде)))) (-)


От FVL1~01
К Siberiаn (05.11.2003 17:43:49)
Дата 05.11.2003 20:22:24

Все цветочки, про рули

И снова здравствуйте

В конце Четвертой республики во франции замутили бодягу с рулями. Какой то товарищ с фирмы Ситроен предложил установить РУЛЬ по центру, для большей безопасности. И постепенно перейти во всей франции на автомобили с ЦЕНТРАЛЬНЫМ рулем.


Пришел де Голль и всех разогнал.


С уважением ФВЛ

От Evg
К Evg (05.11.2003 12:20:45)
Дата 05.11.2003 13:26:03

Re: Вобщем понятно. Так и передам. 8о))))) Спасибо ответившим. (-)


От СанитарЖеня
К Evg (05.11.2003 12:20:45)
Дата 05.11.2003 13:05:20

Re: Вот такой...

>Ж/д колея в России иная нежели в Европе.
>Вроде бы это сделали по прямому распоряжению Царя, дабы исключить неожиданное продвижение предполагаемых армий вторжения.
>Но с другой стороны имелись "некоторые неудобства" в мирное время при ж/д перевозках.

Прежде всего никакого "европейского стандарта" тогда не было. Практически у каждой дороги были свои параметры, в том числе ширина колеи. Были дороги и существенно шире российского стандарта. В таблице
http://www.parovoz.com/spravka/gauges.html приведено около 140 вариантов ширины, от 305 мм до 3000мм. Часть из них используется до сих пор. Основным мотивом для России была устойчивость, именно этим была обоснована колея 1829мм на первой русской ж/д, до Павловска (Царя везем! Не дай Бог опрокинуть!), использовавшаяся также на ж/д Нью-Йорк-Орегон, но и она не была рекордной - 6ыло шесть еще бОльших дорог, не считая проекта известного новатора и филантропа А.Гитлера. Экономически была оправдана меньшая ширина, снижавшая вес пустого вагона (тары), и при массовой постройке выбрали компромисс. Железные дороги России строились из русского материала и на русских заводах, поэтому почти монопольное положение английской промышленности, позволившее "стефенсоновской" колее 1435мм почти вытеснить в Европе все прочие, к переходу на этот стандарт в России не привело. Впрочем, и в Англии, и в ее владениях также не было полного перехода, была, скажем, "Индийская" колея 1676мм или "Ирландская" 1600мм. Военные соображения могли выдвигаться, но только для популяризации принятого стандарта.

От Бульдог
К Evg (05.11.2003 12:20:45)
Дата 05.11.2003 12:56:01

не знаю как насчет вторжения

>Ж/д колея в России иная нежели в Европе.
>Вроде бы это сделали по прямому распоряжению Царя, дабы исключить неожиданное продвижение предполагаемых армий вторжения.
Вряд ли, об этом задумывались когда принимали вариант (если конечно анекдот не вспомнить :) а вот то что для военных перевозок наша колея выгоднее - это факт :)
Кстати по нагруженности погонного метра мы вроде до сих пор впереди планеты всей ;)

От Denis23
К Бульдог (05.11.2003 12:56:01)
Дата 05.11.2003 17:43:47

Нет.

Здравствуйте!

>Кстати по нагруженности погонного метра мы вроде до сих пор впереди планеты всей ;)


Когда Естония купила американские локомотивы, то оказалос что они не могут полноценно работат в Естонии из за слишком высокого давления на ос.
С уважением, Денис.

От Бульдог
К Denis23 (05.11.2003 17:43:47)
Дата 05.11.2003 18:09:14

нагруженность - количество тонн груза/метр/час

>Когда Естония купила американские локомотивы, то оказалос что они не могут полноценно работат в Естонии из за слишком высокого давления на ос.

Тоже не все так просто - рельсы отличаются по весу, соответсвенно может попали на т.н. "легкие" рельсы. Точно не скажу - давно мне все это читали

От Алексей Мелия
К Evg (05.11.2003 12:20:45)
Дата 05.11.2003 12:44:38

Насчет вторжения

Алексей Мелия
>Ж/д колея в России иная нежели в Европе.
>Вроде бы это сделали по прямому распоряжению Царя, дабы исключить неожиданное продвижение предполагаемых армий вторжения.

Единственная дорога по которой такое вторжение собственно и было возможно - российский участок варшавско-венской жд, имела такую же ширину колеи как и австрийский участок этой дороги . Вторжение же по царско-сельской и неколавской дорогам было маловероятно.

http://www.military-economic.ru

От JUP
К Evg (05.11.2003 12:20:45)
Дата 05.11.2003 12:38:38

Все проще

Приветствую
>Ж/д колея в России иная нежели в Европе.
>Вроде бы это сделали по прямому распоряжению Царя, дабы исключить неожиданное продвижение предполагаемых армий вторжения.

Отнюдь не по этому. У нас т.с. "американская" колея. Просто на момент стр-ва первых ж/д у нас колея 1435 отнюдь не была не только мировым, но даже и европейским стандартом, а лишь одной из (правда весьма распространенной). Колея 1524 тоже придумана отнюдь не в России. Просто так уж получилось исторически (кстати ИМХО в Панаме до сих пор такая же колея)


С уважением JUP

От Robert
К JUP (05.11.2003 12:38:38)
Дата 06.11.2003 11:26:03

Ре: Все проще

>(кстати ИМХО в Панаме до сих пор такая же колея)

В Панаме не был, что там сейчас не знаю. Но то что раньше там колея была такая же - точно. Вот например ссылка на тепловоз 1951-го года Панамской Ж.Д. компании с такой колеей:

http://www.czimages.com/CZMemories/Photos/photoof242.htm

Эта колея была стандартом Южныx штатов США в позапрошлом веке (а вовсе не Нью-Йoрка или какого бы то ни было еще северного штата, как там ФВЛ пишет). Кто xочет - любой искалкой по словам " 5-foot gauge " вы найдете море информации, тысячи железнодорожников на пенсии держат свои вебсайты по ж.д. тематике.

От Scharnhorst
К JUP (05.11.2003 12:38:38)
Дата 05.11.2003 19:51:41

Re: Все проще

>в Панаме до сих пор такая же колея
Не только в Панаме. Неделю назад случайно видел новости ЕвроНьюс - в Испании и Португалии широкая колея, что мешает их транспортным системам интегрироваться в общеевропейские.
А знает кто-нибудь, какая колея в Китае?

С уважением, Scharnhorst

От JUP
К Scharnhorst (05.11.2003 19:51:41)
Дата 06.11.2003 10:32:46

Re: Все проще

Приветствую
>>в Панаме до сих пор такая же колея
>Не только в Панаме. Неделю назад случайно видел новости ЕвроНьюс - в Испании и Португалии широкая колея, что мешает их транспортным системам интегрироваться в общеевропейские.

А в Испании не наша, а испанская колея (1779)

>С уважением, Scharnhorst
С уважением JUP

От ID
К Scharnhorst (05.11.2003 19:51:41)
Дата 05.11.2003 20:03:06

Re: Все проще

Приветствую Вас!

>А знает кто-нибудь, какая колея в Китае?

Т.н. Стефенсоновская колея - 1435 мм.

С уважением, ID

От Дмитрий Козырев
К JUP (05.11.2003 12:38:38)
Дата 05.11.2003 12:41:56

Угу 1524 мм == 5 фт (+)

>Отнюдь не по этому. У нас т.с. "американская" колея. Просто на момент стр-ва первых ж/д у нас колея 1435 отнюдь не была не только мировым, но даже и европейским стандартом, а лишь одной из (правда весьма распространенной). Колея 1524 тоже придумана отнюдь не в России. Просто так уж получилось исторически (кстати ИМХО в Панаме до сих пор такая же колея)

"Русская колея"
Азербайджан [2090], Армения [830], Афганистан [12] (Хайратон, Торгунди), Беларусь [5488], Венгрия [35], Грузия [1570], Казахстан [14450], Кыргызстан [370], Латвия [2400], Литва [2100], Молдова [1318], Монголия [1750], Панама [78], Польша (LHS) [397], Россия [158100], Румыния [45], Северная Корея [10], Словакия, США (ж.д. юго-востока страны), Таджикистан [480], Туркменистан [2120], Турция [123], Узбекистан [3460], Украина [23350], Финляндия [5924], Швеция (Хапаранда) [2], Эстония [1030]


От JUP
К Дмитрий Козырев (05.11.2003 12:41:56)
Дата 05.11.2003 12:57:52

Re: Угу 1524...

Приветствую
>>Отнюдь не по этому. У нас т.с. "американская" колея. Просто на момент стр-ва первых ж/д у нас колея 1435 отнюдь не была не только мировым, но даже и европейским стандартом, а лишь одной из (правда весьма распространенной). Колея 1524 тоже придумана отнюдь не в России. Просто так уж получилось исторически (кстати ИМХО в Панаме до сих пор такая же колея)
>
>"Русская колея"
>Азербайджан [2090], Армения [830], Афганистан [12] (Хайратон, Торгунди), Беларусь [5488], Венгрия [35], Грузия [1570], Казахстан [14450], Кыргызстан [370], Латвия [2400], Литва [2100], Молдова [1318], Монголия [1750], Панама [78], Польша (LHS) [397], Россия [158100], Румыния [45], Северная Корея [10], Словакия, США (ж.д. юго-востока страны), Таджикистан [480], Туркменистан [2120], Турция [123], Узбекистан [3460], Украина [23350], Финляндия [5924], Швеция (Хапаранда) [2], Эстония [1030]

Так это она сейчас русская, а тогда когда у нас появилась? Кроме того я имел в виду не название, а т.с. "родственные связи"

С уважением JUP

От FVL1~01
К JUP (05.11.2003 12:57:52)
Дата 05.11.2003 17:27:22

это колея Американской центральной железнодорожной компании

И снова здравствуйте


Новая Англия. Там эту колею перешили после Гражданской в США, когда амеры переходили на стандарт заданый Тихоокенской и Южной дорогами.


Так как и Мельников и Корф проходили стаждировку именно на американских центральных дорогах, то понятно что выбрали знакосый стандарт и типоразмеры вагонов и оборрудования, первые паровозы и вагоны имели прямое американское влияни (ксттит некоторые серии оказались крайцне удачными).


А в Нью Йорке до сих пор рудимент от той компании стоит. Централ Стейшн, когда то именно там была етка с "русской колеей".
С уважением ФВЛ

От bankir
К FVL1~01 (05.11.2003 17:27:22)
Дата 05.11.2003 17:34:53

Ре: это колея...



>А в Нью Йорке до сих пор рудимент от той компании стоит. Централ Стейшн, когда то именно там была етка с "русской колеей".


...Вообше-то Гранд Сентрал не рудимент а вполне себе огромный действуюший вокзал...

От FVL1~01
К bankir (05.11.2003 17:34:53)
Дата 05.11.2003 20:23:34

рудимент ЕГО имя... наследие той компании

И снова здравствуйте


а еще у них в коллекции храниться рудимент - рельс с "Руской" американской колеей...

С уважением ФВЛ

От Бульдог
К FVL1~01 (05.11.2003 20:23:34)
Дата 06.11.2003 09:58:27

году в 87 был на Белоруском вокзале

у знакомого опера, он показывал кусок рельса (плановая замена) с датировкой начала века вроде

От Алексей Калинин
К Бульдог (06.11.2003 09:58:27)
Дата 07.11.2003 10:04:21

Ну этим нас не удивишь

Салют!
На Кубинке стоит протиовтанковый ежик из рельсов выпуска июля 1905 года :) (цифры отлиты на рельсе)

С уважением, Алексей Калинин,
http://ervin.boom.ru

От Passenger
К JUP (05.11.2003 12:57:52)
Дата 05.11.2003 13:41:49

Появилась при строительстве линии Москва-Петербург(+)

>Так это она сейчас русская, а тогда когда у нас появилась? Кроме того я имел в виду не название, а т.с. "родственные связи"

А первая в России железная дорога общего пользования Петербург-Павловск имела колею 6 футов=1828,8мм. Позднее перешили на обычную.

А потом где-то при Брежневе колею немного заузили (но в пределах допусков) - сейчас она равна 1520мм

>С уважением JUP
Passenger

От Дмитрий Козырев
К Evg (05.11.2003 12:20:45)
Дата 05.11.2003 12:28:53

Re: Вот такой...

ПРочитайте напр. эту заметку:
http://semafor.narod.ru/1_2000/gauge.html

>Ж/д колея в России иная нежели в Европе.
>Вроде бы это сделали по прямому распоряжению Царя, дабы исключить неожиданное продвижение предполагаемых армий вторжения.

заметка утверждает что это не так

>Но с другой стороны имелись "некоторые неудобства" в мирное время при ж/д перевозках.

вообще на момент выбора эти неудобства в расчет не брались, т.к. основной грузопоток шел морем - а Ж\д это главным образом внутренние перевозки


От Banzay
К Evg (05.11.2003 12:20:45)
Дата 05.11.2003 12:21:39

исторический анекдот знаете? (-)