>1. Адмирал Лихачев в 1888 году писал: "Корабельные инженеры... построят какой угодно корабль... когда им будет сказано, какой корабль желают иметь. Но вот тут-то и является обыкновенно настоящее "смешение языков". Какие именно корабли нужны для военнх целей страны - этого никто твердо не знает и знать это, по-видимому, ничьей специальной обязанностью не составляет".
>Вопрос: А чья это обязанность сегодня?
Разработка ТТЗ - 1 ЦНИИ МО (ЦНИИВК), а формирование концепции - адмиралы с большими звездами.
>3. На протяжени всего тома (второго) прямо стон стоит по поводу того, что после перевода корабля на достройку от завода в порт (из Петербурга в Кронштадт или из Николаева в Севастополь) все резко усложняется и замедляется.
>А для чего нужен этот перевод, почему нельзя до конца достраивать корабль на заводе?
Традиционно заводу заказывался корабль без вооружения и предметов снабжения, которые устанавливались средствами военного порта. Считалось, что так делать дешевле и быстрее, легче привлечь экипаж к достройке корабля и ознакомлению с ним, легче внедрить пожелания военных. Заводу требуется меньше мощностей для достройки (на Балтийском заводе, напр., узким местом были достроечные стенки - очень мала длина береговой линии, принадлежащей заводу).
В Англии, наоборот, промышленность сдавала флоту готовый корабль "под ключ".
>6. Про БпКр "Жемчуг" и "Изумруд".
>То есть Макаров предлагал еще больше загрузить крейсера и, следовательно, еще снизить скорость и лишить корабли их главного преимущества? И с этим согласились?
Взгляды Макарова см. в его статье "Броненосцы или безбронные суда?" (есть на цусиме.народ.ру).
Отмечу также, что расчет потребной мощности ЭУ и выбор обводов под заданную скорость тогда производился весьма приблизительно. Возможно, что сильное уменьшение мощности ЭУ лишь незначительно снижало скорость корабля, но давало большие резервы по весу (минус машина, котлы и уголь для них).
>8. Про плавательный ценз. В приложении написано, что "предложение о предварительном накоплении служебного и профессионального опыта для последующего продвижения по службе трактовалось в пользу ... тех, чьей карьере содействовали родственники. Ценз был отменен после русско-японской войны".
>А что плохого в цензе?
1) Ровнял всех под одну гребенку. Наплавал срок - получи следующее звание, а каков ты специалист, неважно.
2) Люди хватались за возможность быть в плавании вместо учебы или службы на берегу.
3) Злоупотреблений стало не меньше, т.к. по протекции можно было пойти в дальний поход и наплавать ценз.