Во-первых, выпуск РД-10 и РД-20 с самого начала рассматривался как явление временное, призванное:
1.Обеспечить освоение принципиально новой технологии;
2.Обеспечить уже готовыми и главное, отработанными, двигателями первые реактивные самолеты для начала экстренного освоения реактивной авиации.
Работы же у нас шли по самому широкому профилю. Одновременно готовилось освоение РД-45 и РД-500, форсировались РД-10 и РД-20, доводились ТР-1 и АМ-ТКРД-01 (оба, кстати, с осевыми компрессорами), воссоздавались JuMo-012 и BMW-018 (тяга их была заведомо выше "Хирта", аналогом коего по мощности у нас считался ТР-1 - ими изанимались, как более перспективными), и это не говоря о работах с довоенных программ - ТВД Уварова и пр. И что же получили в итоге? Мощные, существенно более тяжелые, с меньшим миделем, но на 30% большим расходом топлива, чем у англичан, движки "бомбардировочного" типа у Микулина и немцев, которые на бомбардировщики в своем развитии и пошли (АМ-3 и ТВ-12Ф), недоведенный и морально устаревший "истребительный" ТР-1, родоначальник долго и мучительно развивашейся линии движков Люлька, и... лицензии на "Дервент" и "Нин", как на наиболее мощное из освоенного экс-союзниками, и, главное, способное устанавливаться на легкие машины фронтовой авиации.