От Arcticfox
К All
Дата 23.11.2002 22:34:05
Рубрики WWII; Флот;

Музей в Стрельне

Съездили. Увидели.
Обломки катера представляют собой кусок деревянного днища примерно 2х3 метра с фундаментом двигателя (можно судить об обводах), вал с дейдвудом, несколько металлических шпангоутов и кусок обшивки с клапаном забортной арматуры, скорее всего - системы охлаждения.

Более всего пока это похоже на торпедный катер. На клапане отчищено клеймо - логотип изготовителя. Вот ID выложит фотки - поговорим более предметно, в том числе и о посильной помощи смотрителю музея.

Ексетер, Федор, с компоновочными схемами катеров не поможете? А то я ими не богат, к сожалению.

Юра

От Николай Поникаров
К Arcticfox (23.11.2002 22:34:05)
Дата 25.11.2002 10:13:37

? про обороты винта Arcticfoxу и др. мареманам

День добрый.

Какова была частота вращения гребных валов у быстроходных катеров времен WWII?

Я пытаюсь прикинуть макс. мощность по прочности вала (Юра, он все-таки 60 мм). Похоже, маловат он для 2000 л.с.

Нужно ли считать собств. частоту крутильных и изгибных колебаний, или тогда таким не заморачивались? Если да, то каковы характерные размеры и масса винта?

С уважением, Николай.

От Arcticfox
К Николай Поникаров (25.11.2002 10:13:37)
Дата 25.11.2002 12:57:18

Я попытаюсь, в пределах своей лени, поискать методу расчета,

но меня останавливает один момент: у нас традиционно коэффициенты запаса прочности выше чем у зарубежных школ, от того и диаметр вала для заданной мощности получится больше.

> Похоже, маловат он для 2000 л.с.

Запросто. Там скорее всего было где-нибудь по 500-800 сил на вал, а для них он вполне тянет на вид.

>Нужно ли считать собств. частоту крутильных и изгибных колебаний, или тогда таким не заморачивались?

Если б я еще помнил по каким принципам гребные валы расчитаываютя :)

> Если да, то каковы характерные размеры и масса винта?

Диаметр прими 300 мм, а вес 5-15 кг

Юра

От ID
К Arcticfox (23.11.2002 22:34:05)
Дата 24.11.2002 14:14:24

И еще оттуда же - вопрос авиаторам

Приветствую Вас!


Во время строительных работ нашли фрагменты авиадвигателя с остатками деревянных лопастей. Banzay высказал предположение, что это Харрикейн. Я в этом вопросе профан полный, но что скажут другие форумчане?




С уважением, ID

От Arcticfox
К ID (24.11.2002 14:14:24)
Дата 24.11.2002 22:46:37

Для сравнения пара фото

Что я нашел у себя по ступицам Харрикейнов:




В Стрельне явно другая конструкция, но во-первых, на ней присутствует зубчатое колесо, свидетельствующее о наличии на самолете редуктора, как и у Харрикейна, и во-вторых, у него были как минимум две конструкции трехлопастных винтов.



Петров сходу ничего пока по деревянным винтам у наших и немцев сказать не смог. Может это мог быть и P-40...

Юра


От Banzay
К Arcticfox (24.11.2002 22:46:37)
Дата 25.11.2002 09:21:35

По винту пара слов...

Приветствую!

Вариантов несколько.
1. ДБ3Б( трехлопастный деревянный винт)
2. Ю87Б (трехлопастный деревянный винт) На остальных моделях вопрос.
Это 100%
С вариантами.
1. Ю88.
2. Харрикейн.

На всех штатовцах ИМХО с поддержкой населения винты дюралевые. Дерево на ДБ3А-Б и ТБ3.

От ID
К Arcticfox (23.11.2002 22:34:05)
Дата 24.11.2002 14:13:33

Фотографии останков катера

Приветствую Вас!

Это кусок корпуса, который подцепили экскаватором:




Это фотография вала, желтая палка на нем – метровая линейка:



Это смотритель с найденным вентилем:



Вентиль с разных сторон:






Клейма на вентиле:





С уважением, ID

От Arcticfox
К ID (24.11.2002 14:13:33)
Дата 25.11.2002 17:19:29

Кандидато нумеро уно! :)

Есть такая верфь Cantieri Riuniti dell'Adriatico (C.R.D.A.) По крайней мере, во время войны были филиалы в Триесте и Монфальконе.

Верфь по-итальянски - cantieri. Тогда получается что R на клейме - Riuniti - фирма-изготовитель, а TR - Trieste - место изготовления.

О как! :) Остается фигня - проверить. Homepage найти не удаётся.

Юра

От ID
К Arcticfox (23.11.2002 22:34:05)
Дата 24.11.2002 13:46:56

Описательная часть

Приветствую Вас!

Поскольку рассказ смотрителя в музее процентов на 90 совпадал с его же статьей в местной газете, то выкладываю ее текст:

Спустя 59 лет и 25 дней в строящемся порту Стрельны обнаружен итало-фашистский противолодочный торпедный катер «MAS», потопленный в октябре 1943 года советскими водолазами-разведчиками из Роты особого назначения.


Вечером 29 октября экскаваторщик «Севзапстроймеханиза-ции», копая траншею в районе морской набережной Портовой улицы, вынул ковшом экскаватора металлические части какого-то механизма. При рассмотрении, оказалось, что это аллюминевые листы с ребрами жесткости. Мастер участка Антонина Винокурова, предположив, что это части самолета, через работницу Любовь Бусько сообщила о находке в музей «Морская Стрельна». И надо же было такому случиться, что в это же время в музей пришли с предложениями о сотрудничестве поисковики Александр и Владимир. Мы втроем поспешили на стройку. Спустившись в траншею и немного откопав лопатами грунт, обнаружили деревянный корпус судна. Дерево почернело от времени, но было еще крепким. При свете фар экскаваторщик осторожно откапывал твердую глину у корпуса, пока не показались искореженные металлические усиленные шпангоуты с обухами, за которые поднималось судно. Ковш экскаватора зацепился за фундамент двигательной установки и с частями корпуса поднял его на поверхность. Отрыли еще много металлических и деревянных фрагментов катера. С трудом откопали и подняли блестящий валопровод, длиной четыре метра с дейдвудной полутораметровой трубой.
Находка - очень интересная, так как, согласно схеме разведывательной операции в районе Стрельны, проведенной 26 сентября 1943 года советскими водолазами-разведчиками Роты особого назначения, здесь была стоянка трех итальянских катеров «MAS» (четвертый катер стоял на воде). В ночь с 4 на 5 октября бойцы РОН взорвали все четыре катера и вражеский наблюдательный пост.
Общество ревнителей истории Стрельны с 1999 года исследует эту территорию, и теперь ясно, почему поиски не давали результатов - потому что катер находился под бетонной плитой слипа. Теперь, когда в ходе строительства новой причальной стенки его демонтировали, доступ к катеру открылся.
Так как стемнело, дальнейшие раскопки отложили до утра. Для подтверждения версии, что это итальянский катер, необходимо было найти хотя бы какую-нибудь надпись. Но к великому сожалению, не все на стройке - патриоты. К утру все алюминиевые части с круглыми иллюминаторами, стойками релинга, входными патрубками и другими дельными вещами исчезли...
Весь следующий день я очищал найденные предметы от твердой глины внутри четырехметровой части корпуса.
На место находки прибыли Юрий Колесников - автор книги « История Морского Спецназа», в которой описана операция уничтожения в Стрельне вражеских катеров; директор музея, преподаватель Государственной Морской академии имени Макарова капитан 1 ранга Иван Щебуняев, другие специалисты. Косвенные признаки: корпус деревянный, с медным креплением, громадный фундамент под мощный, в 2000 лошадиных сил, двигатель, четырехметровый вал - диаметром 60 мм, двенадцатиметровая длина части корпуса катера, которую удалось откопать, совпадают с техническими характеристиками катеров «MAS».
Для тщательной расчистки, обмера и иследования найденных предметов необходимо было доставить бесценный тяжелый груз в музей «Морская Стрельна», находящийся на противоположном бе-
регу Портового канала. Начальник участка Анатолий Рябченко выделил для этого КАМАЗ и погрузчик. Но поскольку эта территория отошла в ведение управделами Президента РФ, а в Большом Стрельнинском (Константиновс-ком) дворце планируется создать музей, необходимо было получить разрешение на вывоз находки. В эти дни на стройке работала московская комиссия, тем не менее, несмотря на занятость, замести-тель> директора Федерального .Га-. сударственного учреждения «Дирекция по строительству и реконструкции в Северо-западном Федеральном округе» Николай Таскин вник в ситуацию и разрешил нам взять остатки катера на ответственное хранение до решения вопроса музеефикации. Николай Сергеевич предложил в дальнейшем обсудить вопрос о присоединении общественного •музея «Морская Стрельна» в качестве филиала к музею Константи-новского дворца.
Воскресным утром уникальная находка была доставлена к музею «Морская Стрельна». Многие из пришедших посмотреть на нее помогали разбирать, очищать, подготавливать к консервации найденные предметы.
После тщательной очистки от глины на бронзовом изящном вентиле забортной воды выступили две большие, высотой 11 мм, латинские буквы «TR», свидетельствующие об иностранном происхождении катера. Сомнений нет - это один из трех итальянских катеров «MAS», стоящих в этом месте 59 лет назад. Два дру
гих, по-видимому, находятся где-то рядом, но для их поиска нужно привлекать специалистов и как можно скорее, пока территорию не заасфальтировали...
Благодаря многолетней исследовательской работе историков и флотских специалистов: Юрия Колесникова, Владимира Тро-шина, Ивана Щебуняева, Александра Норченко, Александра Савченко, итальянца Массимо Киодо, удалось .устанорить, чтр^ эти катера «MAS»:- 526. 52Т. 528, 529 в 1942 году были доставлены из Италии на Ладогу, где пробыли все лето, а затем через Финляндию - переправлены в Таллинн. Поскольку Италия уже вышла из войны, катера отошли к немцам и воевали уже под фашистским флагом.
В конце сентября 1943 в Стрельну из Таллинна по железной дороге немцы доставили четыре катера «MAS» для проведения диверсионных операций против блокадного Ленинграда.
Противолодочный катер «MAS», начиненный двумя торпедами, шестью глубинными бомбами, 20 мм автоматическим орудием, был способен преодолеть расстояние от Стрельны до центра Ленинграда за пять минуг...
Через десять дней наши водолазы-разведчики из Роты особого назначения уничтожили все четыре катера-диверсанта.
В память об этой операции три года назад у места ее проведения ревнители истории Стрельны установили Памятный знак.
Олег ВАРЕНИК



С уважением, ID

От Arcticfox
К ID (24.11.2002 13:46:56)
Дата 24.11.2002 14:12:12

и пара технических комментариев к ней

>Отрыли еще много металлических и деревянных фрагментов катера.

Транец остался в яме. Там же, вероятно, и второй вал.

> С трудом откопали и подняли блестящий валопровод, длиной четыре метра с дейдвудной полутораметровой трубой.

Блестит, собственно, часть вала, выдернутая из дейдвудной трубы. Все остальное еще не чищено, возможно на валу есть еще клейма. Винты и двигатели утрачены.

>Косвенные признаки: корпус деревянный, с медным креплением, громадный фундамент под мощный, в 2000 лошадиных сил, двигатель, четырехметровый вал - диаметром 60 мм,

Диаметр вала намеряли в 50мм, но это не принципиальная разница. Фундамент огромным я б не назвал, для торпедного катера - как раз нормально. Сохранившиеся железяки на вид такие легкие, "самолетные".

> Сомнений нет - это один из трех итальянских катеров «MAS»

Мужик, однако, в этом убеждении не упёрт. Если будут объективные данные что это, допустим, моторный катер с "Магдебурга" - согласится :)

Юра