От B~M
К Моцарт
Дата 04.07.2023 19:29:42
Рубрики WWII; ВВС;

О! И я спрошу! А что такое "протектированный бензобак" на начало ВМВ?

Какова была технология защиты от пулевых пробитий? А то единственное, что я вынес из встречавшихся упоминаний - это то, что технология была известна ещё до войны, причём не секретная, но внедрять её стали только когда осознали через потери.

От Vyacheslav
К B~M (04.07.2023 19:29:42)
Дата 05.07.2023 09:33:51

У Шахурина в воспоминаниях есть

>Какова была технология защиты от пулевых пробитий? А то единственное, что я вынес из встречавшихся упоминаний - это то, что технология была известна ещё до войны, причём не секретная, но внедрять её стали только когда осознали через потери.
На первом этапе войны на наших самолетах устанавливались металлические бензиновые баки, которые доставляли летчикам немало хлопот. Нередко после нескольких полетов в местах сварки появлялись трещины, баки текли. А при попадании пули или снаряда в бак начиналась такая течь, которую уже ничем нельзя было остановить. Заусеницы, которые появлялись на выходном отверстии, не позволяли затянуться резиновому протектору, обтягивавшему бак. Бензин вытекал свободно, что зачастую заканчивалось пожаром.

И вот применили заменитель металла, о котором было известно еще до войны. Им стала листовая фибра — специально обработанный сорт бумаги. На Ленинградской бумажной фабрике имени Володарского и на Заволжской фибровой фабрике широко поставили опыты по производству в промышленных условиях этой бумаги — основы фибры. "Более 20 сортов ее проходило специальные испытания при различных температурных режимах и различной дозировке насыщения химикалиями. В результате выявили лучший сорт фибры. Ее назвали «флак-фибра листовая, авиационная, конструкционная». Такой материал раньше промышленность не производила.

Испытывались фибровые бензиновые баки в заводских условиях и на полигонах. По ним стреляли из немецкого оружия — пулями калибра 7,92 миллиметра и 13 миллиметров, но баки держались, сохраняя герметичность даже с 17 пулевыми пробоинами. Испытали новые баки и при вибрации. Больше 38 часов находился в воздухе в общей сложности самолет с фибровыми баками, совершив 230 посадок и 2 тысячи фигур высшего пилотажа,— и никаких изъянов. Оказалось, что на такие баки не действуют вибрационные нагрузки, а металлические выдерживали лишь двухчасовое испытание. Самолеты с новыми бензобаками летчики назвали непробиваемыми. Создание фибровых баков позволило также экономить на каждом самолете типа Як-7 и Ил-2 55—56 килограммов металла.

Когда новые баки оправдали себя, авиационные заводы активно включились в оборудование ими боевых самолетов. Среди тех, кто принимал активное участие в успешном выполнении этого задания, следует назвать главного инженера одного из авиационных заводов А. Тер-Маркаряна и директора другого авиационного завода А. Белянского. С благодарностью вспоминают боевые летчики и директоров Ленинградской и Александровской бумажных фабрик Н. Иванова и Н. Мурашевич, которые быстро организовали производство бумаги для фибры, а также директора Заволжской фибровой фабрики И. Торопова и заведующую лабораторией 3. Фролову, наладивших выпуск высококачественной бензостойкой флак-фибры.

В дальнейшем под руководством ученого А. В. Ермолаева были созданы и поставлены на самолеты мягкие баки, стенки которых состояли из резины и ткани. Это еще больше отвечало требованиям живучести боевых самолетов. Противник же так и не смог заменить металлические баки на более жизнестойкие.

http://militera.lib.ru/memo/russian/shahurin/08.html

От B~M
К Vyacheslav (05.07.2023 09:33:51)
Дата 06.07.2023 14:14:07

Спасибо, это уже явно 1943. Интересно, были ли у союзников неметаллические баки? (-)


От инженегр
К B~M (06.07.2023 14:14:07)
Дата 07.07.2023 11:02:15

Re: Спасибо, это...

Судя по выложенной главке из книги, были.

EXPLODING FUEL TANKS
The saga of technology that changed
the course of the Pacific air war
by Richard L. Dunn

Впрочем, я пробежался "по диагонали", поглядите пристальнее.
Файл exploding-fuel-tanks-chapter1.pdf лежит в копилке

Алексей Андреев

От B~M
К инженегр (07.07.2023 11:02:15)
Дата 07.07.2023 19:24:52

К сожалению, ругается, что 'pdf corrupted' (-)


От zero1975
К B~M (07.07.2023 19:24:52)
Дата 08.07.2023 00:10:17

Вот ссылка:

Судя по имени файла "(230707105841)_exploding-fuel-tanks-chapter1.pdf", речь идет вот об этом:
https://explodingfueltanks.com/pdf/exploding-fuel-tanks-chapter1.pdf
На многое не рассчитывайте - это ознакомительный фрагмент из первой части книги.

От B~M
К zero1975 (08.07.2023 00:10:17)
Дата 08.07.2023 13:42:28

Спасибо

Там вся книга - 140 страниц, а меня как раз начальный период интересует.

От zero1975
К B~M (08.07.2023 13:42:28)
Дата 08.07.2023 15:52:35

Re: Спасибо

>Там вся книга - 140 страниц, а меня как раз начальный период интересует.

Страница с оглавлением книги вот здесь доступна:
https://www.amazon.com/Exploding-Fuel-Tanks-Technology-Changed/dp/1450773052

От jazzist
К B~M (04.07.2023 19:29:42)
Дата 05.07.2023 01:51:47

На примере ЛАГГ-3/Ла-5 из книжки про их ремонт

наносился, как уже говорили, снаружи


[184K]



ша-ба-да-ба-да фиА...

От Qwert
К B~M (04.07.2023 19:29:42)
Дата 04.07.2023 23:38:08

Re: О! И...


Внутренние стенки бензобака покрывались слоем резины. В бензине резина набухала и затягивала пробоину.

От digger
К Qwert (04.07.2023 23:38:08)
Дата 04.07.2023 23:55:48

Re: О! И...

>Внутренние стенки бензобака покрывались слоем резины. В бензине резина набухала и затягивала пробоину.

Сырая невулканизированная резина, обычная набухает очень слабо и медленно.

От Александр Буйлов
К Qwert (04.07.2023 23:38:08)
Дата 04.07.2023 23:42:52

Внешние. (-)


От NV
К Александр Буйлов (04.07.2023 23:42:52)
Дата 05.07.2023 00:43:33

Внешние - резина сырая, а внутрь - система нейтрального газа

На Ил-4 было.

Виталий

От Александр Буйлов
К NV (05.07.2023 00:43:33)
Дата 05.07.2023 12:43:18

Re: Внешние - резина...

>На Ил-4 было.
Видел на Як-ах. Внешние слой пористой резины, наподобие той что сейчас оклеивают воздуховоды вентиляции. Толщина 5-10 мм, точнее не скажу. Стыки листов дополнительно проклеены полосами такой же резины, шириной около 5 см. Внутрь бака - наддув выхлопными газами. Отбор от одного из выхлопных патрубков, далее по трубам через весь самолёт (для охлаждения), после в бак.
В сырой резине сомневаюсь - она мало того что тяжелая, так ещё и утечёт вся летом. Крылья на солнце разогреваются мало не покажется, можно яичницу жарить.

От zero1975
К NV (05.07.2023 00:43:33)
Дата 05.07.2023 00:52:59

Re: Внешние -...

>На Ил-4 было.

Я где-то встречал упоминание, что протектирование сварных баков выполнялось в виде оклейки их снаружи слоями пористой резины, которую, в свою очередь, оклеивали снаружи тканью. Но я не помню, это про военное время и послевоенное. ЕМНИП, источник был про ремонт таких баков. Сейчас гуглил - не нашел.