1920 г., июля 10, Спа. — Протокол заседания Верховного совета Антанты при участии премьер-министра Польши Вл. Грабского по вопросу о польско-советских отношениях
...
Г. Грабский прежде всего пожелал получить разъяснения относительно линии, установленной в Париже.
Г. Керр показал ему эту линию на карте.
Г. Грабский напомнил, что эта линия была проведена таким образом, чтобы включить в состав Польши территории, которые являются бесспорно польскими, и что было оговорено [право] окончательного распоряжения территорией на востоке от этой линии. Неудобство парижской линии в том, что она недостаточно проведена на юг и на север. Она не доведена до Восточной Галиции и не захватывает Вильно. Он спрашивает, какова точка зрения относительно Вильно? Должно ли оно быть оставлено большевикам? Вопрос первоочередной важности — чтобы Вильно осталось в руках поляков. По всей вероятности, Минск придётся уступить, но Вильно не может быть отдано. Даже литовцы протестовали бы против того, чтобы поляки его оставили. Вильно является предметом спора между поляками и литовцами, но необходимо, чтобы оно было в тех или других руках. Польша будет защищать его до последнего, но если она была бы должна его отдать, вопрос о его принадлежности должен решаться Верховным советом.
Г. Ллойд-Джордж спрашивает, не могла бы Польша поручить его Литве?
Г. Грабский спрашивает, достаточно ли сильны литовцы, чтобы его удержать?
Г. Ллойд-Джордж спрашивает, а обладают ли для этого достаточной мощью поляки?
...
Г. Грабский предлагает также, чтобы линия была продолжена так, чтобы она включила Вильно.
Г. Ллойд-Джордж высказывает предположение, что если бы Вильно было отдано Литве, по всей вероятности, большевики не атаковали бы его. Тогда могла бы быть проведена линия, за которой остались бы литовцы.
Г. Грабский сказал что для того, чтобы сделать возможным соглашение с литовцами относительно Вильно, поляки должны узнать их точку зрения. Собираются ли литовцы проводить там такую политику, какую они проводят в своём государстве в отношении поляков, не пользующихся никакими правами национального меньшинства? Не станут ли они относиться к Вильно как к непольскому городу, невзирая на то, что большинство его жителей — поляки? Вопрос этот до сих пор остаётся открытым, и в этом глубоком кризисе он не может взять на себя ответственность за передачу Вильно литовцам без гарантий.
Г. Ллойд-Джордж обращает внимание на то, что если бы г. Грабский был готов на это согласиться, он опять приблизился бы к позиции держав
...
Г. Грабский спрашивает, может ли он принять его, делая оговорку относительно Вильно?
Г. Ллойд-Джордж говорит, что в том и состоит главная сложность всей недавней истории Польши, что она не может прийти к соглашению с литовцами. Он допускает, что большевики были бы готовы уступить Вильно литовцам, но не полякам. Результатом этого было бы то, что Вильно осталось бы небольшевистским. Если бы поляки его очистили, большевики оставили бы его Литве.
Г. Мильеран спрашивает, не мог ли бы г. Грабский согласиться уступить Вильно Литве с тем, чтобы союзные державы устроили бы так, что поляки, жители города, получили бы полные права национального меньшинства?
Г. Ллойд-Джордж показал в этот момент этнографическую карту Польши и отметил, что между союзниками эксперты в Париже доказали ему, что Вильно находится далеко за границами Польши, принадлежащими ей по праву. В действительности вопрос о Вильно является спорным вопросом между Литвой и Россией, а вовсе не польским вопросом. [В городе] может находиться значительное количество польских жителей, но население окрестностей ни в коем случае не является польским.
Лорд Керзон предполагает разрешить трудности так. Цель — избежать того, чтобы Вильно попало в руки большевиков. Те, кто обязан его защищать, — это литовцы. Почему бы не позволить литовцам занять и защищать город, с тем чтобы на восток от Вильно была намечена линия, за которую они не должны были бы идти. Виленский вопрос тем самым не считался бы разрешённым, и все границы, включая виленскую, были бы впоследствии определены Верховным советом. Литовцы держали бы Вильно в качестве залога.
Г. Грабский говорит, что это возможный выход...
...
Тогда было постановлено внести некоторые изменения в памятную записку, которую г. Ллойд-Джордж имел при себе, и немедленно после внесения поправок представить её г. Грабскому. Г. Филиппу Керру было поручено внести необходимые изменения, включая увеличение расстояния между польскими и большевистскими линиями с 20 до 50 километров, предусматривающее передачу Вильно литовцам, и установление линии перемирия в Восточной Галиции на позициях, занимаемых войсками в момент подписания перемирия.
...
Как результат встречи:
а) г. Грабский подписал вручённый ему Ллойд-Джорджем документ. Текст, которой был подписан, прилагается в приложении I;
...
Тов. Чубайс является смелым, волевым и решительным комиссаром
>1920 г., июля 10, Спа. — Протокол заседания Верховного совета Антанты при участии премьер-министра Польши Вл. Грабского по вопросу о польско-советских отношениях
>...
в общих чертах как делили Европу в курсе, но вот этого эпизода и вообще самих протоколов ВСА не читал