От Вулкан
К All
Дата 04.01.2016 23:20:38
Рубрики 11-19 век;

Слуга двух господ (окончание)

Приветствую!

Начало здесь:
https://vif2ne.org/nvk/forum/0/arhprint/2749974

7.
Начало мексиканской революции вызвали события, описанные в ревертевском «Дне гнева». Вакуум власти, внезапно образовавшийся в колониях, требовал заполнения хоть чем-то. Так уж сошлось, что именно в 1808 году абсолютно все группы мексиканского общества захотели независимости.
Бедняки – главная движущая сила – мечтали стать хоть немного побогаче. Креолы кричали о свержении испанской администрации. Негры по примеру Сан-Доминго, мечтали о свободе. Но до поры до времени все ограничивалось манифестациями «белоленточников», которые никакого реального наполнения не несли. А вот свержение Наполеоном испанских Бурбонов и воцарение Жерома Бонапарта подвигло встать в ряды сторонников независимости и главного зачинщика - католическую церковь. Церковь безумно боялась, что в Испании по примеру Франции будет объявлен атеизм и отделение института церкви от государства, и она потеряет не только власть над умами, но и над кошельками своих подданных.
С другой стороны, колониальная администрация, поддержавшая отрекшегося от престола Фердинанда VII, выглядела кучкой самозванцев, ибо как можно поддерживать короля, который от престола отрекся? В такой ситуации вице-король Новой Испании Хосе Хоакин Висенте де Итурригарай столкнулся с сильнейшими вызовами для колониальной администрации. В 1810 году началось восстание Морелоса (кстати – священника, что немного говорит о роли церкви), в 1812 году мексиканские кортесы в Кадисе приняли конституцию Мексики, однако в 1813-м Фердинанд VII вернулся на испанский торн и власти начали активную борьбу с восставшими. В результате они были разбиты у Пуруаны, Морелос был взят в и казнен в 1815-м.
Новый этап войны за Независимость начался в 1820-м, после того, как в Испании произошла революция. Это опять толкнуло церковь в ряды восставших, и в 1821-м году Мексика стала независимым государством. Мексиканским императором стал бывший полковник испанской колониальной армии Аугустино де Итурбиде.
А что же наш герой, Вилкинсон? Неужели мы забыли про него? Нет конечно, как мы можем забыть про старину Джеймса..))) С 1815 Вилкинсон в ранге специального дипломатического посланника сидел в Мехико ниже травы, тише воды. Сидел по одной простой причине – деньги он получал от испанцев, но видел, что власть вот-вот сменится в силу объективных причин, на которые он повлиять не может. Именно поэтому он решил просто получать деньги, пока получается.
Стоит наверное упомянуть и вот еще что. В 1814 году, после разгрома второй Венесуэльской республики, некто Симон Боливар с кучкой сторонников запрашивал у США политического убежища, на что получил резкий отказ. В результате сторонники независимости Новой Гранады нашли прибежище на английской Ямайке. Далее он перебрался на Гаити, где в начале 1816 года вступил в переписку с американским послом в Мексике Викинсоном, в которой просил помощи. Вилкинсон сразу не отказал, но и реальной помощи от него не было. Можно сказать, что эта эпопея чуть не стала напоминать проект вице-президента Бэрра, однако Боливар оказался хитрее – в середине марта он прервал все переговоры, а 23 марта высадился на острове Маргарита, откуда начал свое триумфальное шествие к власти. Последствия невнятной позиции Соединенных Штатов были плачевными – США после обретения независимости Великой Колумбией были просто выкинуты с южноамериканских рынков на долгие десятилетия.
Ну а в 1822 году Вилкинсон (как эксперт по мексиканским и луизианским делам) неожиданно для всех входит… в министерский совет при мексиканском императоре Аугустине де Итурбиде в качестве советника. Прошу заметить – задолго до всяких Байденов и «друзей степей» Мак-Кейнов. По сути Вилкинсон становится в Мексике не только послом, но и… министром торговли! Ну а далее Джеймс подает Итурбиде проект, в котором территорию Техас предлагает разделить пополам, и в одну из частей ссылать преступников, убийц, насильников и т.д., а так же эмигрантов из Европы и Южной Америки (прежде всего испанцев), то есть сделать из этой части некий аналог британской Австралии или французской Новой Каледонии. Главное, писал Вилкинсон, чтобы новая провинция была католической, поэтому принимать там следует исключительно католиков. В конце он пишет, что готов стать губернатором этой неблагополучной части Техаса, и назвать ее, в честь императора, Итурбиде. Судя по всему на старости лет Джеймс действительно решил завести свое государство и стать местным королем. Нет, ну а чё? Чем он хуже тех же полковников Бэрра или Итурбиде?
Кроме того, Вилкинсон разрабатывает таможенную политику Мексики, как глава торгового министерства. Удивительно, но смотрите сами, что предлагал старина Джеймс:
С любого судна (кроме испанского) мексиканская таможня берет 25% со стоимости товара в пользу государства, 2.5% - консульский сбор (идет в карман Вилкинсону), и 3.5% - адмиралтейский сбор. А вот с испанских судов сборы составлять лишь 16,5%!
Хоть документальных подтверждений и нет, но мне кажется не обошлось тут без очередного бочонка серебра из рiдной Испаньщины..))
Такие дичайшие сборы Вилкинсон оправдывал тем, что, мол, мексиканские арматоры будут стимулированы строить корабли и сами вести заморскую торговлю. Проблема была в том, что Мексика не обладала нужными технологическими ресурсами, а подобная тарифная политика привела к ответным мерам со стороны государств-торговых партнеров. В общем, это в очередной раз позволило Вилкинсону набить свой карман, но похерило мексиканскую внешнюю торговлю на неопределенное время.
Умер Джеймс Вилкинсон 28 декабря 1825 года в Мехико, все ожидая, что его план о разделе Техаса и образовании провинции Итурбиде примут к действию. И самое смешное в том, что этот план, хотя и с изменениями, был принят. Что позже привело к войне за независимость Техаса и к вхождению Техаса в состав США.

8.
Ну а как же все же раскрыли Вилкинсона? И когда большинство историков стали уверены, что "агент №13" и есть наш старина Джеймс?
Началось наверное все со второго президентства Эндрю Джексона, и опять история нас уводит корнями в 1804-й год.
Дело в том, что после Луизианской покупки по поручению президента Джефферсона два офицера, капитан Меривезер Льюис (Meriwether Lewis) (1774 –1809) и его друг, лейтенант Уильям Кларк (William Clark) (1770 – 1838), отправились исследовать приобретенную территорию, чтобы установить ее границы, а так же наметить пути возможной экспансии. Сказать, что эти слухи взволновали испанцев (а, следовательно и Вилкинсона) - это не сказать ничего. Надо сказать, что ни Техас, ни Калифорнию защищать испанцам просто было нечем - общее количество белого населения этих двух территорий едва насчитывало 5-6 тысяч человек. И естественно, что раз за разом Вилкинсону шли малявы остановить экспедицию, либо уж как-то повлиять на ее результаты.
Отряд Льюиса и Кларка состоял из 43 человек. Все необходимое – еда, оружие, лекарства, навигационные приборы, было размещено на трех больших лодках. Исследователи собирались подняться по правому притоку Миссисипи, реке Миссури, так далеко, как только смогут, а там… А что будет там, не знал никто!
Экспедиция отправилась 14 мая 1804 года из города Сент-Луис. Среди путешественников значился и охотник, француз Туссен Шарбоне (Toussaint Charbonneau) (1767 – 1843). Его наняли в качестве переводчика и проводника. Как оказалось, зря. Хотя он долго жил среди индейцев, ни одного из индейских языков он толком не освоил. Зато неожиданно полезной оказалась его юная жена, индианка из племени шошонов, которую звали Сакагавея (Sacagawea).
Самой трудной частью пути оказался переход через Скалистые горы. Пройдя через перевалы, путешественники добрались до реки. Сейчас эта река называется Колумбией, но не Льюис и Кларк дали ей это название. На индейских пирогах экспедиция спустилась к Тихому океану. 3 декабря 1805 года цель путешествия была достигнута.
В обратный путь путешественники выступили 23 марта 1806 года и уже 23 сентября возвратились в Сент-Луис.
А в славном граде Сент-Луисе, в Верхней Луизиане в качестве военного губернатора находился Джеймс Вилкинсон. Льюис сел за отчет по экспедиции, более того - Джефферсон собирался сместить Вилкинсона после окончания срока у последнего (в 1809 году) и заменить его Льюисом.
И вот далее что произошло - сначала каноническая версия: "Молодой капитан армии Соединенных Штатов, который вместе с Уильямом Кларком участвовал в освоении Северо-Западных земель, погиб при загадочных обстоятельствах в возрасте тридцати пяти лет. Он был губернатором Верхней Луизианы, и 10 октября 1809 года, возвращаясь по дороге, именуемой «следом Натчеза», заночевал на стоянке Гриндера, в обшарпанной гостинице, примерно в 72 милях к юго-западу от Нэшвилла. На следующее утро Меривезера нашли мертвым и похоронили у дороги в нескольких сотнях футов от хижины.
Первые показания миссис Гриндер и слуги Льюиса гласили, что капитан вел себя сумасбродно, бормотал что-то весь вечер и что они услышали около трех часов ночи два выстрела и звук падающего тела. Раб Перниа вбежал и услышал слова уже умирающего Льюиса: «Я сделал дело, мой добрый слуга. Дай немного воды». Миссис Гриндер, крайне ненадежный свидетель, в дальнейшем несколько раз меняла свои показания. В 1811 году она сказала, что кто-то стучался к ней в дверь после выстрелов, но она боялась открыть ее до утра; Льюиса нашли лежащим в кровати, он скончался ранним утром. В 1839 году миссис Гриндер сообщила, что после двух или трех выстрелов Льюис ползком пересек дорогу и исчез; что обнаружили умирающего одетым в лохмотья, и он пытался перерезать себе горло бритвой; она также говорила, что Перниа позже видели в костюме хозяина.
Нет оснований отрицать, что Льюис сошел с ума и застрелился, но версия о грабеже и убийстве кажется более обоснованной. Деньги (около 120 долларов), которые умерший имел при себе, не были найдены. Роберт Гриндер, предположительно отсутствующий, мог притаиться неподалеку. Перниа тоже нельзя исключать из круга подозреваемых, кроме того, известно, что много безымянных убийц в те времена бродило по «тропе Натчеза»."
Что произошло на самом деле - отлично излагает Девид Лайон Чандлер в книге "Заговоры Джефферсона".
Льюис имел с Вилкинсоном несколько встреч, и согласно показаниям Джексона, бывшего тогда генерал-майором милиции Теннесси, последняя их встреча сопровождалась криками и ссорами.
Льюис вышел из дома губернатора в отвратнейшем настроении и сказал что едет в Новый Орлеан, а потом - в Филадельфию, "поскольку с Вилкинсоном надо что-то решать". Он покинул Сент-Луис вечером того же дня, в сопровождении Джеймса Нилли (Neally), индейца-проводника.
Проехав без малого 200 км (расстояние между Сент-Луисом и Нэшвилем 127 миль), он для отдыха остановился в таверне "Стенд Гриндер", при этом сдавшие комнату Льюису хозяева в тот же день уехали. Поэтому рассказы про бормотание, и т.д. - это все вымысел чистой воды. Утром Льюис был обнаружен в своем номере, лежащим на кровати, с двумя пулевыми ранениями (в голове и в груди) и множеством ножевых ранений. При этом Нилли (а этот проводник был креатурой Вилкинсона) бесследно исчез. Стоит так же отметить, что таверной "Стенд Гриндер" владел Вилкинсон (он ссудил чете Гриндеров деньги на ее открытие, используя свою корпорацию "БыстроДеньги").
Официальное расследование времен Джефферсона пришло к однозначному выводу - Льюис покончил жизнь самоубийством. Более того, Вилкинсон начал распускать слухи, что конечно же следствие велось спустя рукава, однако этим самым он спасает генерал-майора теннессийской милиции Эндрю Джексона, с кем Льюис очень сильно повздорил. Доля правды в этом была, Джексон и Льюис изначально действительно невзлюбили друг друга, их сблизила общая ненависть к Вилкинсону, и в 1809-м они были уже приятелями, если не друзьями.
И вот в 1836 году Джексон инспирировал повторное расследование по смерти Меривезера Льюиса. Следствие продлилось 3 года, и в 1840-м законодательный комитет штата Теннесси признал смерть Льюиса убийством.
Ну а в мае 1898 года американские войска высадились на Пуэрто-Рико, где вместе с островом захватили богатейшие архивы испанской колониальной администрации в Вест-Индии. Первым в эти бумаги по уши залез молодой полковник Rough Riders- Теодор Рузвельт.
В архивах помимо всего прочего было обнаружено три тома странной переписки - с 1787 по 1804 годы, с каким-то высокопоставленным американским чиновником, который в бумагах именовался "агент №13". Было понятно, что это очень высокий чин, скорее всего армейский, но кто - вот загадка!
Будь на месте Рузвельта менее въедливый исследователь - наверное генерал Джеймс Вилкинсон так бы и вышел из истории чистым, аки младенец. Но молодой полковник и кандидат в губернаторы Нью-Йорка этим не удовлетворился, и пытался решить загадку. Одно время он подозревал, что может быть "агентом №13" был сам президент Джефферсон, или вице-президент Бэрр. Кто же он, этот самый удачливый предатель всех времен и народов?
Ответ пришел во время второй оккупации Кубы, в 1908 году, когда из Гаваны были вывезены испанские архивы. Там нашлось еще 10 (прописью - ДЕСЯТЬ!!!) томов переписки, а вот к одному из них был приложен ... личный дневник Джеймса Вилкинсона, охватывающий период с 1788 по 1801 годы.
И вот из дневника выглянуло истинное лицо генерала Вилкинсона. Хапуга, стяжатель, убийца, отравитель, ненавидящий всех и вся, и молящийся только двум богам - деньгам и себе любимому. Этот дневник был столь разителен с американской перепиской Вилкинсона, что Рузвельт, чтобы исключить сомнения, залез в воспоминания самого генерала и его корреспонденцию. Вдруг этот дневник - утка?
Нет, оказалось что не утка. Стиль генерала легко угадывался, только в корреспонденции он был подчеркнуто сух и вежлив, а в дневнике давал волю эмоциям.
Ну а далее пошел маховик раскрутки.
На данный момент у историков, занимающихся биографией Вилкинсона, вырисовывается его причастность к неожиданной смерти генерала Энтони Уэйна, генерала Уэйда Хэмптона, капитана Меривезера Льюиса, и в покушении на убийство на полковника Аарона Бэрра и генерал-майора милиции Эндрю Джексона.
После Рузвельта на тему Вилкинсона писали много. Очень много. Вообще последовал всплеск интереса к американской истории, которая оказалась не такой уж и канонической, как себе представляли до этого. Биографы Джефферсона и Бэрра, Льюиса и Кларка, Джексона и Клейборна - всем так или иначе приходилось касаться генерала Джеймса Вилкинсона.
Из последних работ по нему можно упомянуть книгу Эндро Линкейтера "Artist in Treason: The Extraordinary Double Life of General James Wilkinson" (Гений предательства: неожиданная двойная жизнь генерала Джеймса Вилкинсона). И думаю тема еще не исчерпывается, ибо есть как и сторонники, так и противники версии предательства. Вернее, даже не так - очень часто люди, защищающие Джеймса Вилкинсона, спрашивают: "А кто в то время был лучше?"И в чем-то они правы.
Что касается меня - впервые я встретил имя Вилкинсона, когда писал "Нулевую войну". Но особого значения я ему не придал - мало ли на свете, особенно в то время, вечно битых американских генералов? Вот Эндрю Джексон - да! Он велик, и будь на его месте в Новом Орлеане другой генерал - с большой долей вероятности англичане бы победили. Но вот когда у меня руки дотянулись до книги Гора Видала "Вице-президент Бэрр"- вот тут я был просто потрясен, и начал поиск информации об этом, прямо скажем, необычном персонаже.
Ну и результат - вот он, перед вами.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От ttt2
К Вулкан (04.01.2016 23:20:38)
Дата 06.01.2016 08:49:24

Re: Слуга двух...

>Стоит наверное упомянуть и вот еще что. В 1814 году, после разгрома второй Венесуэльской республики, некто Симон Можно сказать, что эта эпопея чуть не стала напоминать проект вице-президента Бэрра, однако Боливар оказался хитрее – в середине марта он прервал все переговоры, а 23 марта высадился на острове Маргарита, откуда начал свое триумфальное шествие к власти. Последствия невнятной позиции Соединенных Штатов были плачевными – США после обретения независимости Великой Колумбией были просто выкинуты с южноамериканских рынков на долгие десятилетия.

Перебор ИМХО. США вполне торговали с латиноамериканскими странами, просто у Англии позиции были сильнее - Мастерская Мира и предложить могла на тот момент побольше и флот был побольше.

>Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота
С уважением