>ну и Мустафой Кемалем, правда в измененном и локализованном виде - не мутлу тюркюм диене - революционная по тем временам концепция, как ни парадоксально, но концепция национального турецкого государства и наличия турецкого народа в современном понимании отчасти выросла из концепции пантюркизма. Характерна в этой связи судьба Юруфа Акчурина он же Юсуф Акчура - казанский татарин, но идеолог турецкого национализма, турецкого!!! Карл! -))) При этом не надо забывать, что пантюркизм по причине специфического генезиса имеет и исламскую составляющую, не исламисткую, а именно исламскую, как часть тюркской самоидентификации, в пику окружающему православному большинству в РИ и РФ (не будем лукавить - фактор никуда не делся) и в качестве правопреемства от прежней идентификации подданных султана-халифа в Турции - полностью отринуть религиозную составляющую идентификации в Турции невозможно даже сейчас, и тем более было невозможно при Мустафе Кемале.
>Вот так примерно обстоят дела с пантюркизмом.
Кемаль, однако, существенно, можно сказать - до неузнаваемости изменил и то, и другое. Рассказы о кемалистских офицерах, приехавших поднимать глубинку и умученных мз-за угла местными муллами-изуверами - это как бы один из основных сюжетов кемалистской идентичности, с которого Эрдоган и Ко. сейчас срывают покровы: "Нам всё врали!" С панисламизмом в те же 20-е пытались заигрывать англичане (в пику той же Турции в т.ч.), пестуя идеи индийских мусульман на этот счёт. Но в широких исламских массах тогда победил принцип, что антиколониализм важнее, чем формальное объединение (которое станет ещё одним инструментом колониального управления).
А пантюркизм до начала 30-х пошёл в русле мир-дружба-танки с Советскиой Россией, достаточно вспомнить съезд в Баку 1926, ЕМНИП, года, где обсуждался совместный переход как турок, так и советских тюрок на латиницу. Но потом контакты были свёрнуты, и пантюркизм в СССР стал делом подсудным, фактически замкнувшись в Турции в пределах академической среды.
>>ну и Мустафой Кемалем, правда в измененном и локализованном виде - не мутлу тюркюм диене - революционная по тем временам концепция, как ни парадоксально, но концепция национального турецкого государства и наличия турецкого народа в современном понимании отчасти выросла из концепции пантюркизма. Характерна в этой связи судьба Юруфа Акчурина он же Юсуф Акчура - казанский татарин, но идеолог турецкого национализма, турецкого!!! Карл! -))) При этом не надо забывать, что пантюркизм по причине специфического генезиса имеет и исламскую составляющую, не исламисткую, а именно исламскую, как часть тюркской самоидентификации, в пику окружающему православному большинству в РИ и РФ (не будем лукавить - фактор никуда не делся) и в качестве правопреемства от прежней идентификации подданных султана-халифа в Турции - полностью отринуть религиозную составляющую идентификации в Турции невозможно даже сейчас, и тем более было невозможно при Мустафе Кемале.
>>Вот так примерно обстоят дела с пантюркизмом.
>
>Кемаль, однако, существенно, можно сказать - до неузнаваемости изменил и то, и другое. Рассказы о кемалистских офицерах, приехавших поднимать глубинку и умученных мз-за угла местными муллами-изуверами - это как бы один из основных сюжетов кемалистской идентичности, с которого Эрдоган и Ко. сейчас срывают покровы: "Нам всё врали!"
Дааааааа! Комиссары в пыльных папахах и почти прямые цитаты из отечественных фильмов в турецком кинематографе это дико доставляло.
Если серьезно, то внедрение современного турецкого самосознания было той еще задачей, решенной только сменой поколений и всеобщим образованием, да и то, как оказалось, не до конца. Надо было осознать себя турком, но максимально дистанцироваться от Империи, убери пан- и можно брать готовые идейные конструкции. Там ведь была тонкая грань между патриотизмом и концепцией отсталой ОИ, дикость которой надо выкорчевывать. При том что ОИ начала века дикой точно не была, Правильную тональность нашли далеко не сразу. А может так и не нашли.
>А пантюркизм до начала 30-х пошёл в русле мир-дружба-танки с Советскиой Россией, достаточно вспомнить съезд в Баку 1926, ЕМНИП, года, где обсуждался совместный переход как турок, так и советских тюрок на латиницу. Но потом контакты были свёрнуты, и пантюркизм в СССР стал делом подсудным, фактически замкнувшись в Турции в пределах академической среды.
Так перед Мустафой Кемалем стояла более масштабная задача создать нового неосманского, нехалифатского, максимально секуляризированного и европеизированного турка В дело шло все, в том числе наработки пантюркистов о древнем народе, пришедшем, в том числе и в Анатолию. Османский период это один из периодов истории, там по истории в школе, по крайней мере раньше, история турок как народа и история территории современной Турции шли параллельно. В общем, перед пантюркизмом надо было создать нового турка, что и проделывали в этот период.
>А пантюркизм до начала 30-х пошёл в русле мир-дружба-танки с Советскиой Россией, достаточно вспомнить съезд в Баку 1926, ЕМНИП, года, где обсуждался совместный переход как турок, так и советских тюрок на латиницу. Но потом контакты были свёрнуты, и пантюркизм в СССР стал делом подсудным, фактически замкнувшись в Турции в пределах академической среды.
>Так перед Мустафой Кемалем стояла более масштабная задача создать нового неосманского, нехалифатского, максимально секуляризированного и европеизированного турка В дело шло все, в том числе наработки пантюркистов о древнем народе, пришедшем, в том числе и в Анатолию. Османский период это один из периодов истории, там по истории в школе, по крайней мере раньше, история турок как народа и история территории современной Турции шли параллельно. В общем, перед пантюркизмом надо было создать нового турка, что и проделывали в этот период.
Я бы даже усилил тезис до того, что в 1920-х пантюркизм стал совместным советско-турецким проектом. Но акционеры не сошлись в целях и затратах.